Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

 

Борис Федоров заработал на умышленном банкротстве

Оригинал этого материала
© Новая Газета, 13.07.2000

Похороны банка "Восток-Запад" многих обогатили

 Павел Волошин

       Процедура банкротства — вещь довольно увлекательная. Особенно для кредиторов.
       В ходе разбора бумаг и имущества безвременно ушедших из финансовой жизни фирм часто обнаруживаются такие занятные подробности некоторых финансовых операций, что впору по ним детективы писать. Или жалобы в прокуратуру
       
       Вот, например, печальная история банкротства ОАО «Инвестиционный банк «Восток—Запад». Управляла этим банком компания «Объединенная финансовая группа». Генеральный директор «ОФГ» — Чарльз Райан, разбогатевший на российском «бизнесе» американский политик и предприниматель, желающий, по некоторым данным, стать сенатором. Все вопросы взаимодействия «ОФГ» с «Востоком—Западом» по доверенности Райана решал соучредитель компании, известный отечественный предприниматель и политик Борис Федоров. Большего профессионала трудно себе представить.

       В иерархии «Востока—Запада» Федоров занимал должность председателя совета директоров. Трудился Федоров на этом ответственном посту с июня 1997 года до своего назначения главой Государственной налоговой службы РФ.

       В долг банку давали охотно — предприятие было солидное, отчетность безупречная. В руководстве — уважаемые люди с обширными связями. Клиентов и кредиторов — масса. И не рядовых граждан с грошовыми вкладами, а огромных компаний с миллионными оборотами.

       Строительством финансовых пирамид «Восток–Запад» не занимался. Августовский кризис на деятельность банка повлиял мало. Финансовый гений Сергея Кириенко в данном случае оказался ни при чем — «Восток–Запад» начал беднеть задолго до дефолта, еще в 1996—1997 годах. Разорялся не торопясь и вполне сознательно. Аккурат к концу кризиса и лопнул. Денег после банкротства банка никто из кредиторов не получил. Проводящему процедуру банкротства конкурсному управляющему вместе с крупнейшими кредиторами осталось только писать жалобы в прокуратуру и МВД. Благо заявлять было о чем — по словам кредиторов, «проверка обнаружила целый ряд фактов, свидетельствующих о преднамеренных действиях группы лиц из руководства банка по ухудшению финансового состояния банка вплоть до состояния банкротства». А руководила банком, напоминаем, группа товарищей из «ОФГ» во главе с будущим министром и главным мытарем России Борисом Федоровым.

       Угробить банк нетрудно. Тем более, если руководят им люди таких финансовых талантов и связей. Набрать кредитов, перекачать деньги в родственные компании, а потом объявить себя банкротом. Если сработать аккуратно, то никакая проверка не страшна. Несколько необеспеченных кредитов, участие в паре-тройке сомнительных коммерческих проектов... Даже надежное вложение средств в недвижимость при умелом руководстве может привести к мнимому финансовому краху. Как в случае хитроумной операции банка «Восток–Запад» с бизнес-центром на Поварской.

       Здание это приобрело за символическую цену у Международного союза писателей «Коммерческое акционерное общество «ITC» — дочернее предприятие банка «Восток—Запад». Состояние бывшего приюта литераторов оставляло желать много лучшего, поэтому «ITC» заняло у родного «Востока—Запада» на ремонт. Всего семнадцать миллионов долларов.

       Долларовая задолженность — штука неприятная. Миллионы «зеленых» спрятать непросто. Другое дело — рублевые обязательства. В 1996—1998 годах долг «ITC» был реструктурирован в лучших традициях клубов кредиторов. Валюту конвертировали в рублевые векселя «ITC», а потом с помощью нескольких замысловатых многоступенчатых комбинаций вывели из банка, заменив реальные активы на необеспеченные векселя, выпущенные российскими юридическими лицами. Активов эти юридические лица не имели и отчетности в Госналогслужбу не предоставляли. Странный выбор контрагентов был не случаен: три оператора по сделкам с векселями с полными глубокого философского смысла названиями «Диоген», «Питирим» и «Футурум» возглавлялись руководителями «Востока—Запада» Лобачевым и Цивилевым.

       Игра с векселями — занятие высокодоходное. А как средство для вывода денег из банка в дочерние компании и вовсе незаменимое. Поступают, например, на баланс банка «Восток—Запад» векселя компаний-пустышек на 38 318 500 рублей. Банк эти векселя на баланс берет, но документы об их происхождении уничтожает. Потом эти векселя продаются «Автоэкспорту» — одной из компаний группы АТЭКС, которая владеет 21,9 процента уставного капитала «ITC», с оплатой «электронными» деньгами внутри банка. После эти векселя снова продаются банку, который в тот же день продает «Автоэкспорту» вексель «ITC» номиналом во все те же тридцать восемь миллионов триста восемнадцать с половиной тысяч рублей, который в отличие от векселей-пустышек имеет реальную ценность. Результат незамысловатой операции впечатляет — при помощи некоторой ловкости рук и знаний финансового законодательства «Автоэкспорт» стал владельцем векселя компании, в собственности которой находится весьма дорогостоящее здание в самом центре столицы — тот самый бизнес-центр на Поварской, а банк «Восток–Запад» принял на баланс ничего не стоящую «ценную бумагу».

       Точно такие же, с небольшими вариациями, схемы были использованы в отношении других векселей «ITC» на сумму более десяти миллионов долларов по текущему курсу. А валютную задолженность «ITС» «Восток–Запад» конвертировал в рублевые беспроцентные векселя с погашением в 2024 году. Можно себе представить, чем станут эти рубли за тридцать лет.

       Финансовая деятельность руководства «Востока—Запада» по выводу денег из банка за пределами России не ограничивалась. 5 марта 1998 года банк разместил депозит в 375 тысяч долларов на корреспондентском счете Сбербанка России в печально известном Bank of New York. 14 октября 1998 года, уже после дефолта, эта сумма плюс проценты (всего 391 765 долларов) по распоряжению тогдашнего президента банка Парфененко переведена на корреспондентский счет банка «Восток—Запад» в банк CSFB и в тот же день списана в пользу кипрской компании Parbury Trading Ltd, входящей в «ОФГ» под руководством все того же Бориса Федорова. Деньги перевели без согласования с председателем ревизионного комитета банка, который, согласно решению совета директоров, должен был визировать любой вывод денег со счетов «Востока—Запада». А поскольку руководство банка знало о фактической несостоятельности банка на тот период времени, то действия по выводу денег явно способствовали снижению ликвидности банка в ущерб клиентам и партнерам. В российском Уголовном кодексе на этот счет отдельная статья есть, за номером 195.

       Даже при мимолетном взгляде на деятельность «Востока—Запада» прослеживаются две странные закономерности: деньги из банка выводились перед самым дефолтом и сразу после него, когда, по расхожему выражению финансистов, банк «плотно сел на картотеку». То есть когда требования клиента банк принимает, но по ним ничего не платит. Причем деньги «Востока—Запада» получали фирмы, контролируемые бывшим председателем совета директоров банка Борисом Федоровым и без пяти минут сенатором США Чарльзом Райаном. Так, например, 11 августа 1998 года в пользу компании Arroll Investments Ltd со счета «Востока—Запада» в Republic National Bank of New York было переведено 1 997 500 долларов. 18 августа 1998 года с того же счета «Востока—Запада» были переведены 152 750 долларов в пользу Tilden Trading Ltd, а в пользу Parbury Trading Ltd со счета «Востока–Запада» в Deutsсhe Bank — 920 тысяч долларов. 25 августа 200 тысяч долларов были переведены в Arroll Investsments Ltd. Если бы партнер Федорова Чарльз Райан попробовал провернуть такую операцию по вывозу денег в Штатах, то, по местным законам, штрафом бы он не отделался. Американский закон к таким финансовым шалостям строг. Все, как в старом отечественном фильме: украл, вывез — в тюрьму.

       Конечно, к началу августовского кризиса Федоров был из состава правления банка выведен. Министру, да еще и главе Госналогслужбы, заниматься бизнесом запрещено законом. Так что деньги федоровским компаниям его бывшие коллеги-банкиры переводили, скорее всего, по старой памяти. В знак признательности за годы совместной работы. А о предстоящем дефолте их никто не предупреждал. Просто предпринимательское чутье у них развито необычайно. Кризис им, скорее всего, старая цыганка нагадала. Потому деньги-то они из страны и выводили. И от кириенковских экономических опытов в отличие от России почти не пострадали. Профессионалы, одним словом. Со связями.

       Только вот с «Востоком—Западом» накладка вышла. В результате управления команды «ОФГ» банк разорился, а его кредиторы потеряли более двадцати четырех с половиной миллионов долларов.

       На коллективное заявление кредиторов и конкурсного управляющего о криминальном характере банкротства банка «Восток—Запад» в Министерство внутренних дел ответил начальник отдела Главного управления по борьбе с организованной преступностью В. В. Огарь. «Все изложенные в заявлении факты нашли подтверждение. После проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности банка материалы проверки будут направлены в Прокуратуру г. Москвы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

       Дело возбудило Главное следственное управление при ГУВД Москвы еще в незапамятные времена, девять месяцев назад. Причем в отношении совершенно невиновного человека — бывшего руководителя КБ «Восток—Запад» Ивина. Поводом послужило заключение срочной форвардной валютной сделки. Следствие объявило эту сделку заведомо убыточной. Правда, по постановлению Высшего арбитражного суда такие сделки не подлежат судебной защите и, по существу, являются соглашением о взаимной компенсации предполагаемых убытков. Обвинение Ивину не предъявлялось, в качестве подозреваемого он не допрашивался. Не уголовное дело, а настоящая дымовая завеса. Хитроумный отвлекающий маневр. И все для того, чтобы увести от ответственности настоящих преступников. Ведь остальные правонарушения прежней администрацией банка, даже самые вопиющие, следователем Жестеровым игнорируются напрочь.

       Бороться против команды видных предпринимателей и политиков нелегко. Энтузиазм в расследовании деятельности первых лиц политики и бизнеса у правоохранительных органов полностью отсутствует. Кроме того, российские финансисты часто применяют против правдоискателей совершенно неэкономические методы. Уголовный кодекс современные Остапы не почитают. Споры решаются не арбитражем, а выстрелом в подъезде. Случай с банком «Восток—Запад» исключением не стал. Сразу после ответа из МВД был жестоко избит подписавший заявление о криминальной подоплеке разорения банка конкурсный управляющий К. А. Мартиросов. Избит после целой серии угроз. Преступники выбрали день, когда с ним не было нанятой после первого «наезда» охраны. Единственное требование бандитов — прекратить расследование деятельности руководства банка «Восток—Запад». К пухлой стопке свидетельств о хитроумных экономических преступлениях руководства банка «Восток—Запад» добавились тома об обычном бандитизме. Преступники сделали ответный ход. Дело теперь за МВД.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru