Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

На скамью подсудимых идут только полные дураки

Оригинал этого материал
© "Российские вести", 09.04.2003

И один в поле воин!

Сергей Михайлов

Судьба чиновников интересна своей цикличностью. Человек, попавший в элитную номенклатурную обойму, как правило, из нее уже не выпадает, даже если уходит в отставку. На скамью подсудимых идут только полные дураки.

Об одном из таких людей, некогда считавшимся наиболее приближенным к Ельцину номенклатурщиком, а ныне незаметном советнике московского мэра Лужкова наш рассказ.

Ты помнишь дни золотые?

Олег Николаевич Сосковец родился 11 мая 1949 году в казахском городке Талды-Курган в семье рабочих. В 1971 году окончил завод-ВТУЗ при Карагандинском металлургическом комбинате по специальности «инженер-металлург»,где начав работу вальцовщиком, за 20 лет работы вырос до генерального директора.

В 1991 году Сосковец становится союзным министром металлургии, затем, уже после распада СССР, некоторое время руководил корпорацией «Росчермет». Нурсултан Назарбаев, который в свое время командовал партячейкой карагандинского комбината и всячески помогал затем Сосковцу, не забыл его, и весной 1992 года Олег Николаевич снова оказался в Алма-Ате, на посту заместителя премьер-министра Казахстана - министра промышленности Республики Казахстан.

За Сосковцом в Алма-Ату потянулись многие политики, не востребованные у себя на родине: Григорий Явлинский стал советником Назарбаева по экономическим вопросам, Владимир Щербаков, бывший министр экономики и прогнозирования СССР, занял пост советника президента Казахстана по иностранным инвестициям. К осени 1992 года в Алма-Ате сложилась «команда Сосковца», прочность его положения не вызывала сомнений. В сентябре Олег Николаевич избирается президентом Казахстанского союза промышленников и предпринимателей.

Одновременно с ростом влияния с именем Сосковца стали связывать фаворитизм, взяточничество, создание подконтрольных Сосковцу фирм и компаний. Однако играя по старым советским правилам, первый вице-премьер не учел нарождающейся национальной психологии и курса президента на замену русских управленцев казахами. В местной прессе появились статьи, обличающие Сосковца и разоблачающие значительные нарушения в возглавляемом им ведомстве. В итоге Олег Николаевич вернулся в Москву, где ему был предложен пост председателя российского комитета по металлургии в правительстве Егора Гайдара.

Российский этап карьеры начался удачно, в окружении Ельцина заговорили о том, что нужны люди, хоть когда-либо держали в руках молоток, а не только пишущую ручку. Таким образом, проработав несколько месяцев председателем комитета по металлургии, 4 мая 1993 года Сосковец был назначен первым вице-премьером Правительства России и стал ключевой фигурой в правительстве Черномырдина. Через год Олег Николаевич курировал уже 14 ключевых министерств и ведомств - транспорт, связь, ВПК, конверсию. Он возглавлял 21 федеральные и правительственные комиссии, а комиссию по оперативным вопросам превратил в своего рода малое правительство. Именно Сосковец стал «отцом» российских финансово-промышленных групп.

Со временем Сосковец стал явным «противовесом» Черномырдину, который набрал, по словам Ельцина, слишком «большой вес». Прекрасно разбираясь в хитросплетениях кремлевских интриг, Сосковец проявил себя недюжинным царедворцем - демонстрировал преданность Президенту, вставал, когда говорил по телефону с Ельциным, в окружении упоминал имя Ельцина в благоговейном тоне и т.д. Все это помогло ему в декабре 1995 года пробить постановление Правительства о создании открытого акционерного общества «Российская металлургия», которое должно было объединить 9 крупнейших металлургических заводов и 5 НИИ. Согласно постановлению, входящие в него предприятия получили статус дочерних акционерных обществ и были обязаны внести в уставный капитал «Российской металлургии» 10 процентов своих акций. Идея Сосковца состояла в том, чтобы создать себе такой же надежный тыл, как «Газпром» у Черномырдина.

С другой стороны, Сосковец стал «крышей» для банка МЕНАТЕП, который рвался в металлургическую промышленность. С его именем связывали победы МЕНАТЕПа в целом ряде инвестиционных конкурсов в 1994 - 1995 годах. Однако в 1996 году стало ясно, что надежды банка иметь «своего» вице-премьера и, не исключено, будущего главу кабинета, не оправдались. 19 июня 1996 года первого вице-премьера «ушли» из Правительства. Сразу же после отставки Сосковца группа МЕНАТЕП-ЮКОС прекратила с ним всяческие контакты.

Хозяин «алюминиевой горы»

Для поддержания авторитета среди ближайшего окружения Ельцина Сосковец часто использовал один прием, одобренный самим Борисом Николаевичем: он заранее проезжал по предполагаемому маршруту ельцинского визита, собирал информацию у местной элиты и директоров, затем красиво преподносил их приехавшему Ельцину и Ко. А на обратном пути в узкой компании с Президентом он умел и много выпить, и рассказать анекдот из жизни в Казахстане, сказать прекрасный тост. Отличительной чертой Сосковца было то, что он никогда при этом не напивался. 

Самостоятельность первого зама нервировала Черномырдина. Его окружение собирало компромат на Сосковца. После его ухода в отставку Генпрокуратура постоянно организовывала проверки этих фактов, но до возбуждения уголовного дела не доходило. 

Так, его имя связывали с махинациями на миллиарды рублей в Федеральной продовольственной корпорации (ФПК). Следствие установило, что заключившие контракт с ФПК и затем исчезнувшие с деньгами фирмы были рекомендованы первым вице-премьером. Весной 1995 года после визита Сосковца в Киев разразился еще один скандал. Предполагалось, что Сосковец подпишет соглашение о реструктуризации украинского долга России на 2,5 миллиарда долларов, но только в пакете с документом по Черноморскому флоту. Вопреки инструкции Сосковец «сымпровизировал»: «отвязал» флот от долга и подписал только договор о реструктуризации. В Госдуме тогда открыто говорили, что Сосковец поступился российскими интересами, не устоял перед украинским хлебосольством.

Скандал сопровождал деятельность первого вице-премьера и во время работы в комиссии по Чечне. Сосковец в мае 1995 года санкционировал «компенсационный механизм», предусматривавший первоочередные выплаты погорельцам, которые находились в Чечне. Этот «механизм» стал ловушкой для русского населения. Тысячи русских, собиравшиеся уехать, остались и подверглись последующим унижениям. «Компенсационный механизм» предусматривавший выдачу остающимся в Чечне русским до 700 миллионов старых рублей (сразу же начались махинации: «свои» люди получали деньги и половину возвращали «своим» людям в комиссии), а тем, кто окончательно уезжал, выдавали только 60 миллионов старых рублей (практически из 6 тысяч подавших заявления на отъезд в Россию только 305 получили по 60 миллионов).

Далее, в СМИ были вскрыты конкретные факты связей Сосковца с известным Анатолием Быковым в Красноярском крае, скандальная история создания ФПГ «ТаНаКо», поддержка борьбы ОНЭКСИМ-Банка за «Норильский никель» и т.д.

В алюминиевой промышленности Сосковец буквально за две недели пытался создать ФПГ «Транснациональная алюминиевая компания». В группу предполагалось включить красноярские алюминиевый и металлургический заводы, Ачинский глиноземный комбинат, «Красноярскэнерго», Новосибирский электродный завод и Николаевский глиноземный комбинат. Поскольку этот комбинат находился на Украине, директор Мешин в личном письме Сосковцу предлагал включить свое предприятие в российскую ФПГ, оформив все соответствующим межправительственным договором с Украиной. Но разразился скандал. Директор Новосибирского завода Безруков заявил, что он никакой инициативы не проявлял, учредительных документов ФПГ не видел и вообще не находит в ней пользы для своего предприятия. Подоплекой этого скандала было то обстоятельство, что первый вице-премьер стремился выдавить с подконтрольного ему алюминиевого рынка братьев Черных и корпорацию TWG, активно скупавшую акции российских металлургических предприятий. Весь этот скандал оброс подробностями взяток, использованием сыном Сосковца кредитных золотых карточек для крупных покупок и приобретения драгоценностей в Швейцарии. Черномырдин в этот период надеялся, что Генпрокуратура даст ход всем этим обвинениям, но этого опять не произошло.

Серьезные нарекания вызвала и работа Ассоциации финансово-промышленных групп, которую, как уже говорилось, Сосковец возглавил в 1995 году (она стала своего рода «запасным аэродромом», куда удалился Сосковец, когда его отстранили от власти). Он создал ее для перекачивания бюджетных средств под видом получения госзаказов. Но госзаказы, несмотря на лоббирование со стороны самого первого вице-премьера, получила только ФПГ «Союзагропром» (на формирование федерального фонда продовольствия) и только двум ФПГ - «Русхим» и «Носта-Газ-Трубы» - с величайшим трудом удалось получить в управление госпакеты акций. Ассоциация ФПГ так и не дождалась от правительства таможенных и налоговых льгот.

Поддержка Сосковца наверху позволяла ему заявлять, что все обвинения против него «заказные» и беспочвенные. Впрочем, Сосковец оказался выше публичной критики еще и потому, что в условиях тотальной коррупции безупречная репутация чиновника не является чем-то обязательным для службы. О связях же секретариата Сосковца с финансовыми кругами ходили легенды, видимо, поэтому весь его аппарат выставили за ворота Белого дома сразу же после увольнения патрона.

Последний скандал связан с сыном Алексеем, джип которого сбил трех таджикских рабочих на Рублевском шоссе. После этого ДТП была срочно оформлена доверенность на управление джипом другим человеком, хотя Сосковец-сын утверждал, что его джип угнали, и за рулем в тот трагический вечер он не находился. Вполне естественно, о Сосковце-отце снова вспомнили, и воспоминания эти сопровождались отнюдь не лучшими комментариями...

А что сейчас?

После ухода из правительства Олег Сосковец делает попытку вернуться в политическую жизнь. Вот он - в руководстве движения Черномырдина «Наш дом - Россия», и в НДР начинают муссироваться слухи, что он будет включен в федеральный список на предстоящих парламентских выборах. Кроме того, фамилия Сосковца была внесена в список кандидатов на пост исполнительного секретаря СНГ и серьезно рассматривалась в окружении Ельцина, однако в последнюю минуту была заменена на Юрия Ярова.

После прихода Путина в Кремль Олег Сосковец занимался работой во многих организациях, созданных им в бытность первым вице-премьером. Практически он играет сегодня роль «свадебного генерала», не оказывая серьезного влияния на ход дел. О нем вновь вспомнили, когда в январе 2002 года Центральный банк России лишил Евросиббанк лицензии. Банк был не очень крупным (его капитал на 1 декабря 2001 года не превышал 48 миллионов рублей). Евросиббанк приобрел скандальную известность, когда одним из его совладельцев стал глава не менее скандальной компании «Международное экономическое сотрудничество» Виталий Кириллов. Более того, самому Евросиббанку принадлежало 5 процентов РАО «МЭС». Оказывается, Олег Сосковец в период всех скандалов спокойно заседал и продолжает заседать в совете директоров банка.

В настоящее время Олег Сосковец является советником мэра Москвы Юрия Лужкова, членом правления Российского Союза промышленников и предпринимателей, председателем координационного совета Ассоциации «Деловой совет Евразийского экономического сообщества». В этом качестве он включается в состав официальных делегаций, выезжающих за рубеж.

Вернется ли опальный первый вице-премьер эпохи Ельцина в политическую жизнь? Непредсказуемость политических зигзагов в России не позволяет дать однозначного ответа, но Сосковец выдвигается в когорту бывших политиков, за которыми «надо следить».

 
Другие материалы раздела:
Олег Сосковец. Досье МН
И один в поле воин!
Сын Сосковца задавил троих
Отчет английского детектива
Продолжение расследования

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru