Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Сотрудник Инкомбанка: "Вся правда о моем шефе"

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 17.07.00

Почему олигархи становятся "бывшими"

Сотрудник Инкомбанка — против своего бывшего шефа

Бывший сотрудник Инкомбанка И. Алтынов

       В последнее время в прессе активизировался один из бывших олигархов Владимир Виноградов. После двухлетнего молчания он неожиданно дал интервью «Коммерсанту», радиостанции «Эхо Москвы». Эта неожиданная активность совпала с назначением в Инкомбанк конкурсного управляющего, а это может свидетельствовать о том, что господин Виноградов до последнего момента надеялся влиять на все, что еще осталось от бывшего гиганта нашей банковской системы. Не вышло...

       И бывший президент «Инкома», забыв об осторожности, начал поливать грязью всех, кто сегодня имеет отношение к банку, попутно рассказав, как хорошо идут его дела. Раньше он себе этого не позволял, так как основная вина за крах банка лежит на нем.

       Но меня задело другое. Было больно и обидно слышать беспочвенные обвинения в адрес тех руководителей Инкомбанка, которые не набросились, как воронье, на павшего монстра, а приложили все усилия для реанимации «больного».

       Мне довелось работать в «Инкоме» во время августовского кризиса, и я могу с уверенностью сказать, что все было далеко не так, как это представляет уважаемый когда-то мною Владимир Викторович.

       Начнем по порядку. В. Виноградов утверждает, что до 17 августа Инкомбанк «неплохо себя чувствовал». Это высказывание не совсем корректно. Еще в середине 97-го для затыкания дыр руководство банка вынуждено было сокращать операционные расходы и зарплаты рядовых сотрудников.

       В последние годы кредитная политика банка в основном базировалась на личной заинтересованности, и ряд крупных кредитов выдавался без должных гарантий их возврата. Чем можно объяснить кредит в 70 млн долл. «Союзконтракту» при наличии заключения службы экономической безопасности банка о нецелесообразности выдачи этого кредита? В результате — фирмы нет, зато есть потери банка (то есть кредиторов). Как банковский работник, я не могу дать разумного объяснения таким «сделкам».

       Вместе с тем банк тратил огромные средства на приобретение шикарной мебели, картин, земельных участков и на постройку дорогих офисов. Бронированный «Мерседес» для В. Виноградова за 500 тыс. долл., по 1,5 млн долл. в год на картины, а земельный участок в Маслове и его обустройство для топ-менеджмента обошлись «Инкому» почти в 70 млн рублей. А вилла в Испании, стоившая банку более 3 млн долларов? Немалые деньги тратились на содержание охотничьих хозяйств и дома отдыха.

       Я уже молчу о щедро раздававшихся кредитах сотрудникам банка на сумму около 30 млн долл., при этом некоторые руководители получали до 1 млн долл. под 0%. Список нескончаем.

       В. Виноградов любит утверждать, что он вел бизнес честно, поэтому его и «повалили». Но с этим утверждением не увязываются около 40 офшорных фирм, в уставные капиталы которых было инвестировано около 12 млн долларов. Через эти компании проводились рискованные операции с ценными бумагами на сумму около 370 млн долл., прятались от налогообложения средства банка, отмывались «грязные» деньги. Лично Виноградову принадлежала офшорная фирма Diamin Invest Establishment, которая тесно сотрудничала с другой офшорной фирмой на Кипре Switta holdings Co Ltd, а также компания Mazirana Invest Establishment в Лихтенштейне.

       Все эти фирмы выпускали векселя на десятки миллионов долларов, которые банк приобретал, а деньги уходили за границу. Кроме того, эти сделки с необеспеченными бумагами использовались «для улучшения баланса», то есть для обмана Банка России и ухода от налогов. А деятельность Inkom Finnuz Group A. G. в Цюрихе, куда было вложено 5 млн долл., и долг «Юраско банка» требуют внимательного изучения, возможно, с привлечением правоохранительных органов.

       Кроме того, «Инкому» принадлежали около 250 дочерних фирм и 200 участий в различных компаниях, в том числе и в оборонных предприятиях. Стоимость этих фирм и участий оценивалась примерно в 90 млн долл., и до конца 1997 года всем этим «хозяйством» напрямую управляли вице-президенты по соответствующим блокам.

       Когда же Виноградов почувствовал наступление «грозы», он начал поиск вариантов вывода этих активов и создания условий по отсечению «холдинга» от банка. Для этого создавались фирмы типа ООО «Объединенные ресурсы сервис» для обеспечения вывода банковских активов. Впоследствии это было осуществлено путем «покупки» у этой компании Инкомбанком необеспеченных векселей на сумму около 6 млн долл. через «Инкомкапитал», соответствующие документы потом «пропали». А на эти средства «перекупались» акции наиболее ликвидных и прибыльных участий, таких, как «Рот-Фронт», «Счетмаш», «Газпром», «ОКБ Сухого».

       В результате банк остался с векселями, стоимостью равными цене туалетной бумаги, а эти подставные фирмы — с высоколиквидными активами, которые перепродавались далее.

       Или, например, г-н Виноградов 4 августа 1998 года продал долю банка (97%) в ТОО «Ипотечный дом Инком» неким физическим лицам за 20 тысяч рублей. А эта компания владела через свои дочерние предприятия имуществом на 2,8 млн долл., среди которого помещения филиалов «Смоленский» и «Ломоносовский» в центре Москвы.

       Но это все «цветочки». Когда руководство банка почувствовало сложность своего положения и увидело многомиллионные дыры в бюджете «Инкома», не было придумано ничего лучшего, чем начать продавать ценные бумаги, находившиеся в банке на хранении и принадлежавшие другим организациям. Подобных продаж было осуществлено на несколько десятков миллионов долларов.

       При появлении серьезных трудностей В. Виноградов просто исчез. А ведь капитан должен покидать корабль последним. Таким образом, он не только переложил ответственность за свои действия на чужие плечи, но и сделал все, чтобы усугубить положение банка. «Во всем виноват ЦК ВЛКСМ», — заявляет господин Виноградов. Это, конечно, интересный лозунг, но к падению «Инкома» подобное утверждение вряд ли имеет отношение.

       Кстати, и сам бывший президент «Инкома» вышел из рядов этой организации. Возможно, г-н Алексеев (конкурсный управляющий Инкомбанка) и правда допускал ошибки, но я уверен — главная его вина в том, что не было возбуждено уголовное дело против Виноградова. У меня не укладывается в голове, как он может обвинять В. Грошева и И. Курланова (заместители Виноградова), ведь именно эти люди не сбежали с тонущего корабля, а наоборот, приложили максимум усилий и практически сделали невозможное — до подписания мирового соглашения не хватило каких-то считанных дней.

       На мой взгляд, «финансового гения» за его художества следовало бы привлечь к ответу. Однако ни ЦБ, ни органы прокуратуры не приняли мер к глубокому анализу причин провала Инкомбанка.

       В своем интервью В. Виноградов хвастается своим совместным бизнесом с «Сибирским алюминием». Очень жаль Олега Дерипаску.

       Хочу отметить, что это лишь малая часть деятельности «финансового гения», который хочет выставить себя невинно пострадавшим и при этом порочит своих бывших партнеров и сослуживцев.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru