Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Б-Ф.Ру", 09.10.2003

"Свинья-копилка" для красного губернатора

Волжский "Химпром " нужен Максюте для финансирования грядущей избирательной кампании

Анатолий Грачев

Михаил Старовойтов

Волгоградское ОАО "Химпром" - один из лидеров отечественной химической отрасли - не дает покоя коммунистическому губернатору с трогательной фамилией Максюта. Николай Кириллович, похоже, пятой точкой чувствует, что намеченные на конец следующего года предвыборные сражения с претендентами на его кресло будут тяжелыми. И от родной партии, с треском проигравшей "Единой России" на выборах в Госдуму, реальной поддержки ожидать вряд ли стоит.

Единственный шанс остаться на еще один срок - это подгрести под себя как можно больше финансовых и материальных ресурсов. Но в области, как назло, почти все уже давно поделили. И чуть ли не единственным лакомым куском, который сам просится в губернаторский рот, осталось государственное ОАО "Химпром".

Предприятие, словно одеяло, давно и с переменным успехом тянут друг у друга разные группы управленцев. И Максюта, судя по всему, решил поучаствовать в этой борьбе, поставив во главе "Химпрома" своего человека.

"Заход" поручен старому зубру обкомовской закалки, большому другу губернатора Михаилу Старовойтову, который в 2000 году возглавлял предвыборный штаб Максюты в Волжском. Считается, что шансы на одобрение его кандидатуры в Правительстве довольно велики. Известно, например, что первый замминистра имущественных отношений Юрий Медведев работал вместе с Михаилом Карповичем в Волгоградском обкоме КПСС - а это дорогого стоит.

Кто такой Старовойтов? Родился в белорусской деревне Прыговка, в которой не было даже школы. Отучившись кое-как в местном райцентре, попытал счастье на экзаменах в институте, готовившем специалистов для космонавтики - и провалился.

Чтобы не идти в доблестную Советскую армию, он спешно превращается в молодого химика, но на очном отделении Волгоградского политеха сумел проучиться лишь год. Потом уходит на "вечерку" - по версии официальной биографии, из-за того, что надо было работать, чтобы помогать оставшимся в деревне братьям и сестрам. По версии неофициальной - чтобы платить на лапу профессорам за дававшиеся с огромным трудом экзамены и зачеты.

Какой из Миши Старовойтова получился химик - с удовольствием бы рассказали его коллеги по "Химпрому", куда (вот ирония судьбы!) после окончания института нашего героя распределили аппаратчиком четвертого разряда. Новоиспеченный профессионал меньше всего времени проводил в цехе, но зато был самым заметным оратором на заводских партсобраниях. Особенно по душе начальству пришлись его "рацпредложения". Сводились они, по большому счету, к банальному "дать стране сверх плана", экономя на качестве и безопасности. Грамотные люди, слыша об идеях Старовойтова, хватались от ужаса за головы, но боссам из профкома инициативный молодой работник очень нравился.

Уже через год Михаила Карповича неожиданно назначают мастером, а спустя еще несколько лет (к огромному облегчению всех, кто работал рядом) - переводят на Волжский завод органического синтеза, где он быстро дослужился до должности главного инженера. В 1985 году Старовойтова избирают вторым секретарем Волжского горкома КПСС, а спустя еще три года повышают до главы Красноармейского райкома.

Потом, после запрещения КПСС, Старовойтов коренным образом изменил свои политические взгляды, а о более чем успешной партийной карьере предпочитал не вспоминать, лицемерно заявляя в интервью: "Партийное назначение у меня как у производственника, конечно, особых восторгов не вызвало".

Один из мифов о Старовойтове его лоббисты культивируют особенно упорно. Это апокриф о том, как Михаил Карпович вернулся в середине 90-х на нищее ОАО "Волжский оргсинтез" и за несколько лет поднял его из развалин.

То, что к реальности эта сказка имеет очень далекое отношение -хорошо видно из отчетности самого предприятия. С 1998 по 2002 год активы ОАО увеличились на 40%, чистая прибыль - на 30%. Вроде неплохо, если бы не одно "но". И активы, и прибыль, естественно, подсчитываются в рублях. Поэтому, учитывая обвал курса российской национальной валюты более чем в четыре раза с августа 1998 года, получается, что "Волжский синтез" под руководством Старовойтова стал зарабатывать намного меньше (в долларовом исчислении) - и не только не сделал рывка вперед, но даже не сумел в течение нескольких лет вернуться к докризисному состоянию. Поскольку предприятие ориентировано на внешний рынок, то при падении реального курса рубля, выручка должна была возрасти на 500-600 процентов, а не на те самые 30-40.

Поэтому неудивительно, что в июне 2002 года акционеры предприятия, недовольные снижением продаж и увеличением кредиторской задолженности, сместили Старовойтова с поста генерального директора. Пришедшая к руководству "Волжским синтезом" команда Александра Соболевского вскоре выяснила, что большая часть кредитов ОАО якобы взята у подконтрольных Старовойтову структур. «Якобы» - потому, что никаких признаков того, что деньги хотя бы один день принадлежали предприятию, в бухгалтерских документах не наблюдалось.

Искусственное обременение долгами было не единственным способом, с помощью которого бывший "красный директор" доил родное предприятие. Так, оказалось, что вся продукция "Волжского синтеза" продавалась по заниженным ценам посреднику – компании "Флагман-инвест", хозяин которой клал себе в карман разницу между закупочной и реальной, рыночной ценами.

Нетрудно догадаться, что хозяином "Флагмана" был никто иной, как сам господин Старовойтов.

После такого скандала эксгумировать Михаила Карповича из бизнес-небытия и проталкивать его на пост пока еще здорового в экономическом плане "Химпрома" - со стороны Николая Максюты подлинное варварство. Особенно если учесть, что на управление предприятием претендуют куда более достойные люди. Взять хотя бы кандидатуру депутата Госдумы третьего созыва Евгения Марченко, который делами, а не словами доказал, что судьба российской химической отрасли ему не безразлична.

Но у волгоградского губернатора свои расчеты. Ему не нужен сильный и самостоятельный директор "Химпрома". Максюте нужна марионетка, которая бы беспрекословно выполняла его приказы, финансируя избирательную кампанию Николая Кирилловича, а заодно и нужды его друзей из компартии.

Господин Старовойтов на роль такой марионетки подходит идеально. После серьезной автомобильной аварии в декабре 2001 года и длительной госпитализации Михаил Карпович пока еще в состоянии ставить свою подпись на документах, но вряд ли будет ночами не спать, поддерживая на плаву крупное предприятие типа "Химпрома".

Слово за Правительством, в которое обращаются лоббисты Максюты с увещеваниями дать назначение Старовойтову. Нужен ли одному из лидеров отрасли частично дееспособный директор-инвалид, послушно подписывающий платежки? И нужен ли российской власти красный губернатор?

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru