Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Новая Газета, 10.06.99

Запломбированный вагон Аксененко

Как министр МПС доехал до вершины власти

Игорь Бедеров

Николай Аксененко - один из самых незаметных министров правительств Черномырдина, Кириенко, Примакова - сегодня на вершине власти.

Неприметность главного железнодорожника страны объяснялась просто. В отличие от того же Рема Вяхирева или Анатолия Чубайса - коллег Николая Аксененко по естественным монополиям - министр путей сообщения никогда не стремился играть в большую политику. Для решений личных проблем и удовлетворения собственных амбиций ему за глаза хватало и родного МПС. Но настала пора делать взносы, и способности Аксененко потребовались на другом, более масштабном уровне.

Реформы в МПС проходили туго. Да и расчленять железную дорогу было незачем. МПС - империя, конечно, гигантская. Но свободных прибылей - кот наплакал. Одна реконструкция железнодорожных путей влетала в большую копеечку. Что ни говори, а хозяйство сложное. Без дотаций все равно не обойтись. Лучше выделить в отдельное производство ремонтные бригады и обслуживающие предприятия. Средства от их приватизации - в бюджет и дальше на инвестиционные программы МПС. Торопиться не будем. Лет через пять-семь создадим на коммерческой основе российские компании-операторы. Им и поручим поезда дальнего следования и грузовые перевозки. В том числе и международные.

На самом же деле все произошло по-другому. Пассажирские вагоны, а также рельсы, шпалы и откосы - это осталось государству. А для прибыльных статей - грузовых перевозок, например, МПС создало частные компании, в которых и выступило соучредителем. Правда, назвать их чисто российскими как-то язык не поворочивается.

Самая крупная среди них - российско-швейцарская компания "Трансрейл". Долгое время оставалась монополистом на нашем рынке в сфере экспедиционно-фрахтовых услуг. Живыми деньгами МПС от "Трансрейл" получает ежегодно более одного миллиарда долларов. Почти половина всей валютной выручки министерства. Но у государства МПС деньги все равно просит. Недавно стабилизационный кредит в двести миллионов долларов зачем-то понадобился.

"Трансрейл" идет в народ. Вернее, в регионы. Крупнейший акционер компании "Кузбассразрезуголь" - какие могут тут быть шуточки? Говорят, что большой бизнес - самый кратчайший путь в политику. Совершенно справедливо. Деятельная помощь "Трансрейла" в приобретении в собственность Кемеровской области пакета акций "Кузбассразрезугля" не осталась незамеченной - Аман Тулеев Николаем Аксененко сегодня публично восхищается.

Или промышленно-финансовая группа "Евросиб СпБ". Основной вид ее деятельности тоже экспедиторские услуги на железной дороге. Глава ее Сергей Аксененко - племянник первого вице-премьера. Начиналась деятельность "Евросиба" на Октябрьской железной дороге в 1994 году со сбыта металла, продажи японских автомобилей, эксплуатации станций техообслуживания. Николай Аксененко тогда был первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги. Сегодня это целый холдинг дочерних фирм, в том числе и оффшорных. Зарегистрированных на Виргинских островах. В Санкт-Петербурге Сергея Аксененко хорошо знают. Особенно в банке "Балтийском". До неданего времени долги ПФГ "Евросиб" измерялись десятками тысяч долларов. Выручил племянника министра его бывший компаньон. 30 декабря прошлого года Николая Никитина - так звали компаньона - убили. Факт общеизвестный. "Общая газета" недавно приводила его.

Несмотря на огромные долги, Сергею Аксененко хватало, например, денег, чтобы стать главным финансистом 31-го телеканала. Здесь его деловым партнером стал Сергей Лисовский...

Конечно, министр за племянника не отвечает. В МПС вообще всегда болезненно относятся к подобным намекам. Понятно, наша страна всегда была богата железнодорожными династиями. Один из руководителей МПС так и ответил: "Все это домыслы журналистов. Я должен сказать, что Аксененко - 13-й ребенок в семье. У него около двухсот племянников. И кто из них где работает - откуда он знает". Может быть.

Вот сын Николая Аксененко еще не смог так развернуться, как его двоюродный брат. Говорят, что только знакомство отца с известным Борисом Бирштейном - главой фирмы "Сеабеко" помогло трудоустройству Аксененко-младшего. Работает в Швейцарии. Занимается перевозкой фосфатов. Счетная палата, правда, установила, что от такой деятельности наш химический гигант понес убытки в 25 миллионов долларов.

Сегодня Николай Аксененко собирается курировать реальный сектор экономики. Интересно, как воспринимают его речи инженеры и рабочие промышленных гигантов, созданных для нужд МПС?

Все известные, да и не очень известные иллюстрации личной "помощи" Николая Емельяновича отечественному производителю достаточно красочны. Да и стиль руководства без пяти минут премьера тоже сомнений не вызывает. Перечить? Себе дороже обойдется.

Наши рельсовые монополисты испытали характер главного железнодорожника на своей шкуре. В конце 1997 года МПС решило сэкономить на рельсах. Никому неизвестные до сих пор посредники оказались надежнее Кузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов. Рельсы МПС достались за бесценок - по цене металлолома или, может быть, чуть выше. К марту 1998-го простаивавшим рельсопрокатчикам пришлось отдавать МПС свою продукцию просто так - за долги перед дорогой. Знающие люди считали, что посредники были подставными. Просто монополисту от железных дорог захотелось продиктовать монополистам от металлургии свои цены.

А вот на японских производителях Николай Аксененко не экономил. Почти 33 миллиона долларов из бюджетных денег и поставки рельсовой продукции через оффшорных посредников - какая уж тут экономия? Даже специализированную правительственную комиссию пришлось создавать, чтобы выяснить все детали такой "удачной" коммерции.

"Человек Бориса Березовского и Романа Абрамовича" - такая характеристика Николая Аксененко воспринимается всеми как аксиома. Николай Емельянович требует доказательств. А разве на расстоянии люди не знают друг друга? У деловых партнеров это часто случается. Занятые ведь люди.

В 1997-1998 годах "Сибнефть" - вотчина Бориса Березовского и Романа Абрамовича - активно пользовалась льготными услугами МПС для перевозки нефтепродуктов за границу. За эти два года экспортно-импортных сделок "Сибнефти" зарегистрировано на таможне около четырех с половиной миллиардов рублей. Неужели такое можно забыть? Ведь не каждому российскому экспортеру выпадал такой счастливый билет. Тарифная политика у МПС была своя - по принципу "кнута и пряника".

Государственный человек Николай Аксененко в кресле министра МПС исповедовал одни и те же принципы, что и Борис Березовский. Если Борис Березовский покупал руководства компаний, то Николай Аксененко доступ к финансовым потокам МПС обеспечивал своим друзьям и родственникам.

Разве дело в том, сколько раз встречался олигарх с министром путей сообщения? Даже если бы они друг друга в глаза никогда не видели, ничего бы не изменилось. Идеологию Бориса Березовского - приватизировать не отрасли, не предприятия, а прибыли - Николай Аксененко внедрял на практике. Ведь аэрофлотовская "Андава" и коммерческая империя МПС по сути близнецы.

И сегодня, глядя, как первый заместитель председателя российского правительства работает на более масштабном уровне, в его основательности можно не сомневаться. Сибиряк, одним словом. Добытчик. Кремль знал, кого брать на работу.

 
Другие материалы раздела:
Семеро по лавкам
Гражданин Эстонии
Сын купил гражданство Эстонии
Наследник "преследуемой семьи"
📁 Сына подобрал Тимченко =>
📁 Вилла для дочери Назарбаева =>
Умер без комментариев
📁 Фадеев Геннадий =>
Аксененко довели до суда
За рыбой последуют шпалы
Последний допрос Аксененко
Казус Аксененко как компромисс
Отчет СП по проверке МПС
Аксененко вернул украденное
Аксененко уволили силой
"Зачистка" родни Аксененко
Где деньги МПС?
Постой, паровоз
Тайные счета Аксененко
Пришли за Аксененко
Новое обвинение Аксененко
Новое обвинение в МПС
Щедрость без шлагбаумов
Аксененко в роли Макаренко
Запах семьи
МПС и "Иристон"
Приравнен к олигархам
Олигарх обыкновенный
МПС и "Транстелеком"
Министерство путей обогащения
📁 Аксененко- контрабандист +
Запломбированный вагон
Вредительская деятельность МПС
Партизаны на железной дороге
📁 Перекуем рельсы в баксы! =>
Пути и сообщения
МПС покарают за хоккей
Лапидус - "кондуктор Буратино"
Украденные деньги А.Беловой

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.

Drudge Report Рейтинг@Mail.ru

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru