Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Юрфак Санкт-Петербургского гос. университета, Центр по изучению организованной преступности и коррупции", 1999

Крупнейшие преступные сообщества и группировки Санкт-Петербурга

«Малышевцы» специализировались на «разводках» и «кидках» (специально разработанные операции с целью получить деньги или товар путем обмана). Намечалась жертва – фирма, коммерсант, с ними заключалась сделка, в процессе которой преступники обманом или мошенничеством завладевали деньгами или товаром. Позднее «малышевцы» действительно стали обеспечивать «сопровождение» коммерческих контрактов, сочетая легальный и нелегальный бизнес. А.И.Малышеву удалось развернуть бурную активность по консолидации преступных группировок. В момент пика этой активности (1991-1992 гг.) его группировка насчитывала, по некоторым данным, до 3000 активных членов. В конечном итоге «империя» поглотила своего лидера. В городе появилось большое количество преступников, не имеющих отношения к Малышеву, но выступающих от его имени. Зрело недовольство в кругах конкурентов, большую активность проявляли правоохранительные органы. В этой ситуации для Малышева было наилучшим выходом сесть в тюрьму, что и произошло. Он провел 3 года в следственном изоляторе, после этого уехал за границу. По некоторым данным Малышев живет в Испании. Его группировка не является более такой крупной, но до сих пор контролирует какую-то часть бизнеса, в частности контролируют нефтеперерабатывающий бизнес. Возможно А.Малышев имеет долю в бизнесе наряду с «тамбовцами». Кроме того, сообщество контролирует некоторые предприятия металлургического комплекса и торговли. Сообщество имело стабильный доход с контроля над «челночной» торговлей, однако после кризиса 1998 г. этот бизнес пришел в упадок.

«Тамбовское» преступное сообщество
возникло одним из первых в городе. Название оно получило от города Тамбов – родины лидера Кумарина. Группировка долгое время занималась рэкетом, вымогательством, несколько раз лидеры оказывались в тюрьме. «Тамбовцы» одними из первых стали развивать легальную сторону бизнеса, внимание уделялось банковскому делу, строительству, энергоносителям. Многие лидеры стали владельцами фирм, влиятельными фигурами в мире бизнеса. Сообщество разрослось численно и укрепилось деловой, финансовой инфраструктурой. Во второй половине 90-х «Тамбовцев» можно было сравнить с холдингом, который имеет самостоятельные подразделения, специализирующиеся на разных видах деятельности. Летом 1994 г. на лидера сообщества было совершено покушение. Он выжил, но потерял руку. Сообщество на какое-то время осталось под руководством двух его заместителей (Ефимов, Ледовских), которые в то время находились в не очень дружеских отношениях. По городу пошли слухи о развале «тамбовской» группировки. Однако, она существует и по сей день. А ее лидер, поменяв фамилию, работает одним из руководителей крупнейшей в регионе фирмы в топливно-энергетичеком бизнесе. Некоторых депутатов городской думы называют «тамбовцами». Ефимов открыто поддерживал правоохранительные органы, неоднократно выступал в роли спонсора. По некоторым сведениям, В. Ледовских недавно защитил кандидатскую диссертацию. Если в середине 90-х годов «тамбовское» преступное сообщество можно было представить в виде холдинга, то на сегодня его существование можно трактовать еще шире – как бизнес-клуб. Его представителей объединяет только членство. Они могут кооперироваться, иногда их интересы расходятся. Такое «членство» может играть положительную роль в развитии бизнеса (отношения с партнерами) или отрицательную (отношения с правоохранительными органами). «Тамбовцы» контролируют топливно-энергетический комплекс, мясоперерабатывающую промышленность, операции с недвижимостью, металлоемкие предприятия. Контрабанда металла – традиционная «монополия» «тамбовцев». Кроме того, ими контролируется торговля «экстази».

«Казанское» преступное сообщество именуется по названию столицы Татарстана – Казань. По сути сообщество не является единой организацией с одним лидером. Это несколько самостоятельных группировок («Кинопленка», «Жилплощадка», «Альметьевская», «Челнинская»), время от времени вступающих в кооперацию. Для преступников из Татарстана характерны некоторые особенности ведения преступной деятельности. Большинство их группировок состоит из мобильных команд приезжающих в Санкт-Петербург на определенный срок. Бригады совершают ряд преступлений, после чего скрываются на территории Татарии, а их место занимают следующие («вахтовый метод»). В городе живут только «резиденты». Вообще, татарские криминальные сообщества имеют богатую историю. Еще в советские времена (середина-конец 80-х) в Казани образовалось сразу несколько больших преступных группировок. Позднее «вахтовый» метод работы в Москве, Санкт-Петербурге, некоторых других городах стал отличительной чертой «казанцев». Это сообщество сильно ориентировано на организацию насильственных преступлений – грабежей, разбоев. Однако отдельные «казанские» группировки проявляют интерес к банкам, гостиничному бизнесу, некоторым другим видам легальной деятельности. Традиционный бизнес, который контролируется «казанцами» – оказание ритуальных похоронных услуг, торговля наркотиками.

Группировка «Кости-Могилы» (Яковлев) появилась в Санкт-Петербурге в начале 90-х. Лидер группировки и его ближайший соратник «Кудряш» (Кудряшов) считались «резидентами» московского преступного мира. Именно московские связи обеспечивали этой группировке относительное спокойствие. На сегодняшний день представители группировки занимается легальным бизнесом. Лидер группировки вхож в деловую и политическую элиту города, имеет влияние на многие Масс Медиа. Организацией «Кости-Могилы» контролируется импорт алкогольных напитков и некоторых других продуктов питания.

«Комаровская» преступная группировка (лидер – Комар) контролирует автотрассу СПб – Выборг, всю инфраструктуру дороги (рестораны, кафе, гостиницы, ремонтные мастерские и т.п.) и процесс перевозок. Его влияние распространяется на часть бизнеса в городе, связанного с автоперевозками.

Кроме описанных в Санкт-Петербурге традиционно выделяют «Азербайджанское» преступное сообщество. Большинство участников – выходцы из Азербайджана. Но по некоторым данным, в руководящее звено входят представители и других этнических групп. Сообщество контролирует рынки Санкт-Петербурга, организует на них продажу легальных и нелегальных продуктов (наркотиков).

До недавнего времени в Санкт-Петербурге сильным считалось «Чеченское» преступное сообщество. Оно не было особенно большим численно. Скорее его выделяли в связи с политическими событиями, происходящими в Чечне, расценивая выходцев из этого региона как пятую колонну, особенно в финансовом смысле. По некоторой информации, в том числе по официальной, лидеры независимой Ичкерии обязывали всех соотечественников выплачивать деньги на поддержание республики, ведение боевых действий. В Чечню ушло множество угнанных автомобилей – там поиск был невозможен. Многие специалисты говорят, что большая часть фальшивых денег изготавливалась в Чечне. Операции с фальшивыми авизо, якобы тоже происходили при поддержке Чеченских лидеров.

В Санкт-Петербурге существуют несколько десятков этнических группировок выходцев из кавказского региона. Они не представляют единой организации и сформированы вокруг «воров в законе» (также выходцев из Кавказа и Закавказья). В связи с усилением милицейского режима по контролю над приезжими и особенно над «лицами кавказской национальности», для представителей этих группировок стали характерными преступления в отношении своих земляков. В городе распространены похищения бизнесменов, выкуп передается на родине похищенного при посредничестве «воров в законе». О таких преступлениях очень редко становятся известно милиции. Наиболее известные в Петербурге «воры в законе»: Дато (Углава), Бесо (Зарандия), Роланд (Чиквадзе), Паца (Шота Имонашвили), Дед Хасан (Усоян) (Топильская, 1999).

В городе также существует большое количество группировок, лидерами которых являются различные криминальные авторитеты. Члены этих группировок выполняют функции охраны и свиты. Есть и боевые бригады. Формально эти группировки не относятся к большим сообществам, но могут с ними кооперировать. 

К началу 2000 г. самыми крупными и влиятельными организованными сообществами в Санкт-Петербурге были «Тамбоваское» и организация «Кости-Могилы». Уже в конце 1999 г. появились слухи (особенно в криминальных и около криминальных кругах) о конфликте между лидерами организаций. Версий для причины конфликтной ситуации было несколько. Наиболее популярные:

Лидер «Тамбовского» сообщества решил отойти от преступного бизнеса и заняться исключительно легальным. Такой поворот лишал сообщество дополнительных прибылей и в его рядах зрело недовольство. Часть «тамбовцев» перешла в лагерь Кости-Могилы, укрепив ее и, таким образом, сделав конкурентоспособной с большими шансами на успех в переделе сфер влияния. 
Костя-Могила, будучи ставленником московской ОП начал активные действия против «тамбовцев», выполняя московский заказ. Многие московские группировки и сообщества имеют в Санкт-Петербурге свой «интерес», однако организовать бизнес без контакта с самым крупным местным сообществом невозможно. «Москвичи» давно хотели иметь в Санкт-Петербурге не просто своего резидента, но и свое сообщество, что значительно упростило бы как дипломатические, так и финансовые проблемы. 
В обоих случаях возникает множество вопросов и сомнений, впрочем как версии, оба предположения имеют право на жизнь. Так или иначе весной 2000 г. в Санкт-Петербурге были совершены несколько заказных убийств и покушений, в результате которых окружение лидера «Тамбовского» сообщества понесло тяжелые потери. Не обошлось без жертв и в сообществе Кости-Могилы. В начале лета между лидерами сообществ состоялась встреча, на которой, очевидно, обсуждалась ситуация, сложившаяся в городе. Содержание беседы, по понятным причинам, автору не известно, а о видимых результатах встречи судить пока рано. 

В заключении приведем некоторые официальные статистические данные, косвенно характеризующие состояние организованной преступности в России (табл. 1). Необходимо заметить, что, во-первых, из-за отсутствия четких критериев «преступной организации» сведения о них носят ориентировочный характер. Во-вторых, все преступления, совершаемые преступными организациями, отличаются высокой латентностью и регистрация их очень неполно отражает реальность. В-третьих, лишь в последние 6-7 лет в уголовной статистике выделяются сведения о преступлениях, совершаемых преступными организациями. 

Выводы

К концу 90-х годов организованная преступность – сложившийся социальный институт. Государственная машина утрачивает механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум занимается альтернативными системами контроля. Так как большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, областями криминализации последовательно становятся: бизнес, экономика, политика.

Организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей – это союз государственных чиновников и криминализованных бизнесменов.

Кроме легальных выплат все бизнесмены тратят значительные средства (не только денежные) на коррупционные связи. Выплаты и услуги чиновникам ограждают бизнес от немотивированных проверок со стороны правоохранительных и контролирующих органов.

Экономические отрасли находятся под контролем элитных региональных групп. Определенные сферы экономики финансовые и инвестиционные потоки находятся под жестким контролем отдельных групп.

Криминализация политики в этих условиях неизбежна. Политическая элита является надежным средством «прикрытия» и лоббирования определенных интересов. В политической жизни России конца 90-х происходит то же самое, что происходило в криминальном мире начала 90-х: распределение и передел сфер влияния; определение приоритетных путей развития. Преступная этика проникает и в политические круги. Широко используется практика шантажа, компрометирующих материалов, убийства. Правоохранительные органы становятся инструментом в руках борющихся сторон. Политические лозунги.

Таблица 1. Показатели преступлений, совершенных организованными преступными группами или сообществами в России (1994 – 1999)

 

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Количество преступлений, совершенных организованной группой или сообществом

18,619

23,820

26,433

28,497

28,688

32,858

Количество выявленных лиц, совершивших преступления в составе организованной группы или сообщества

17,390*

20,653

17,927

16,100

16,037

17,557

Количество преступлений, связанных со сбытом наркотиков

12,604*

11,448

19,982

24,168*

31,800

41,121

Организация или содержание притонов для потребления наркотиков

721

750

909

933

1030

1033

* – расчетные данные

Источники:
Состояние преступности в России за 1995 год. М.: МВД РФ, 1996. с. 12, 15, 16;
Состояние преступности в России за 1996 год. М.: МВД РФ, 1997. с. 14, 17, 18;
Состояние преступности в России за 1997 год. М.: МВД РФ, 1998. с. 15 ,18, 19;
Состояние преступности в России за 1998 год. М.: МВД РФ, 1999. с. 15 ,18, 19;
Состояние преступности в России за 1999 год. М.: МВД РФ, 2000. с. 15 ,18, 19;

Любая политическая кампания, направленная на борьбу с негативными социальными явлениями (операция «Чистые руки», усиление мер по борьбе с коррупцией, чиновничьим произволом и т.д.) служит поводом для устранения конкурентов, замены одних чиновников на других, сведения личных счетов.

Некоторые представители современного крупного бизнеса имеют широко известное криминальное прошлое.

Вышеизложенное не означает, что организованные преступные сообщества занялись «высокими материями» и полностью «ушли с улицы». Существует огромное количество боевых бригад, основным занятием которых является: наркобизнес; торговля оружием; фальсификация алкогольных напитков; угоны автомобилей; организация ограблений, краж; грабеж на дорогах; организация проституции. Преступники, вовлеченные в криминальную деятельность и высокопоставленные преступники общаются опосредовано, представляя, по сути, интересы определенного сообщества. Повышается квалификация и преступников на нижнем уровне. Существенным вкладом в криминальные доходы являются нарушения авторских прав. Видео, аудио продукция, сборники компьютерных программ в подавляющем большинстве выпускаются в обход лицензий. Магазины с этой продукцией можно без труда найти на улицах города. В России огромное распространение получает компьютерная преступность – аферы с кредитными карточками, электронными платежами.

Очевидно, организованная преступность России имеет существенное отличие от традиционных моделей Италии, США, Японии. Классической можно считать ситуацию, когда представители организованной преступности, достигнув руководящих высот в государстве, создают законы. Таким образом отсекается потенциальная возможность повторения их криминальной карьеры. В России же такого законодательного регламентирования не происходит. Появились широкие возможности для установления контроля над определенными регионами, сферами бизнеса, получения огромных средств, но нет эффективной налоговой системы, закона о частной собственности на землю. В этих условиях всегда остается гипотетическая возможность передела.

Российская организованная преступность широко интегрирована в систему международной организованной преступности. ОПГ имеют своих «уполномоченных» во многих странах Европы, Америки, Азии. Однако, единой организации мафиозного типа в стране нет, если таковой не считать правительственную верхушку (не случайно команда руководителей, окружавших президента России Б.Н. Ельцина в масс-медиа именовалась «семьей»). Региональные преступные сообщества проводят разную политику. Сообщества «воров» в Сибири и на Урале не похожи и расходятся во взглядах с московскими «ворами». В преступных кругах постоянно вспыхивают конфликтные ситуации между «славянским» и «кавказским» крыльями. Нестабильная экономическая и политическая ситуация в стране может трактоваться как результат неурегулированности отношений в преступном мире, деловых кругах, политической элите, которые представляются как единый организм власти.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru