Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© solomin, 01.11.2008

Иван Иваныч "100 рублей с метра" попался на взятке

Откуда взялся коррупционер Иван Рабцевич, и зачем он кошмарил строительный бизнес в Свердловской области?

Анатолий Кузин

Иван Рабцевич

В автопарке семьи скромного чиновника, главы Управления Государственного строительного надзора по Свердловской области Ивана Рабцевича — десяток автомобилей общей стоимостью больше 15 миллионов рублей. 

31 октября 2008 года в Екатеринбурге был задержан руководитель Управления Государственного строительного надзора по Свердловской области Иван Рабцевич. Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на ГУ МВД по Уральскому федеральному округу, чиновник был пойман с поличным при получении взятки в особо крупном размере. По данным следствия, Рабцевич должен был получить от одного из застройщиков Екатеринбурга 1,5 миллиона рублей.

Родные чиновника уже наняли для него наняли адвоката Люберцеву, которая известна тем, «решает» любые вопросы в Ленинском суде Екатеринбурга, так как раньше работала в Ленинской прокуратуре. 

Между тем, этого задержания застройщики Урала ждали уже несколько месяцев – с того самого момента, как Иван Рабцевич был назначен на должность руководителя недавно созданной структуры: Управление Государственного строительного надзора по Свердловской области.

Ведомство

Цель создания этой организации была вполне благой: она должна была следить за ходом строительных работ, выявлять и карать нарушителей строительных норм, решать проблему недобросовестных строителей и обманутых дольщиков. Кроме того, новое ведомство было наделено дополнительными функциями: в режиме «одного окна» оно могло выдавать разрешения на строительство. Одновременно новая структура была наделена громадными полномочиями: её сотрудники в любой момент могут проверить любого застройщика, в случае обнаружения нарушений она может остановить стройку, наложить штрафы, отозвать у строителей лицензию. 

Фронт работ был действительно очень большим – одних только недобросовестных строительных компаний в Свердловской области более десятка, обманутых дольщиков – несколько сонет человек. Падение башенных кранов на стройплощадках города давно стало обычным явлением. Нарушений в строительстве, равно как и заброшенных объектов в области так же хватало. Сами же застройщики ожидали, что ведомству удастся значительно упростить процедуру согласования при начале работ. 

На первый взгляд, ведомство работало не плохо. Согласно докладу Ивана Рабцевича и его заместителя Михаила Шилиманова, только за первый квартал 2008 года на строительные организации области наложено более 8 миллионов рублей штрафов. Причиной их стали «нарушения, связанные с документацией». 30 июня 2008 года Михаил Шилиманов подвел итоги работы ведомства за полугодие. По его словам, за это время ведомство получило 520 обращений граждан, провело 5 300 проверок, выявило 700 административных нарушений и выписало штрафов на 30 миллионов рублей. При этом средняя сумма штрафа составила около 43 000 рублей. На первый взгляд, работу подчиненных господ Рабцевича и Шилиманова можно только похвалить. Каждый рабочий день они проводили по 37 проверок, да и в деле выписывания штрафов вроде бы не переусердствовали.

Но вот уральские строители говорят совсем другое. Так, число обманутых дольщиков в области за последние полгода выросло на 12%. В то же время ни один из недобросовестных застройщиков свою работы не прекратил. Да и особых проверок на их стройплощадках не проводилось. Оно и понятно — фирмы эти, как правило, банкроты, и взять с них структурам Ивана Рабцевича просто нечего. 

Зато на стройплощадках и в офисах добросовестных строителей сотрудники Госстройнадзора действительно стали частыми гостями. И не одна такая проверка не заканчивается без предъявления претензий. А штрафы за нарушения, зачастую — высосанные из пальца, редко оказываются меньше 100 000 рублей. Зачастую после проверки того или иного объекта вполне добросовестному строителю «выкатывался» штраф на несколько миллионов рублей. После двух-трех визитов людей Рабцевича некоторые строители просто закрывали стройки и шли по банкам за дополнительными кредитами. 

Впрочем, часто сразу после проверки в офисы строителей приходят «доверенные люди», предлагающие за определенную мзду сократить суммы штрафов. Правда, суммы откатов часто оказывались вполне сопоставимыми с размером штрафов, и на то, чтобы их оплатить, так же приходилось залезать в долги. 

Служба «одного окна» под руководством Рабцевича так же превратилась в новый способ сбора денег со строителей. Называется даже сумма «отката» за согласование документов – 6%. Словно в насмешку над о кампании по борьбе с коррупцией, среди строителей Екатеринбурга недавно были негласно озвучены «прейскураны»: 100 рублей с каждого сдаваемого в эксплуатацию метра жилой площади. А не будет денег – не будет актов приемки помещений. Учитывая, что в этом году в Свердловской области планируется ввести в строй 2 миллиона квадратных метров жилья, сумма откатов ведомства господина Рабцевича может составить 200 миллионов.

Нововведение подарило Ивану Ивановичу прозвище – «100 рублей с метра». А застройщики Екатеринбурга оказались в крайне неприятной ситуации — таких дополнительных расходов на последней стадии строительства никто из них не ожидал. Но что делать: дома уже готовы, дольщики и кредиторы выкручивают руки – до последнего момента приходилось платить. Некоторые после таких поборов просто разорялись, другие – уходили с рынка. И вот, наконец, кто-то все же набрался смелости и сдал Рабцевича «силовикам»

Майор стройбата

Зачем же главе Свердловского Госстройнадзора понадобились такие миллионы? С одной стороны, денег, как известно, много не бывает. С другой, как по секрету сообщают строителям все те же «доверенные люди», Ивану Ивановичу Рабцевичу срочно нужно было расплатиться с долгами, связанными с не самым удачным завершением его военной карьеры, а так же отбить затраты на приобретение новой «хлебной должности».

Чтобы понять эти намеки, нужно разобраться в хитросплетениях жизненной судьбы Ивана Ивановича. Дело в том, что более 20 лет он трудился военным строителем. Большая часть его карьеры прошла в самых коррумпированных российских войсках – стройбате. Очевидно, именно там он получил и первые навыки создания различного рода «откатных» схем, и тягу к их организации для собственного обогащения. Оттачивал он их уже в знаменитом КЭЧ – коммунально-эксплуатационной части, входящей в состав Службы расквартирования и обустройства Минобороны. Ведомство это пропитанном коррупцией насквозь. Достаточно напомнить, что недавний начальник Рабцевича генерал-полковник Виктор Власов застрелился после беседы с министром обороны. Говорят – из-за махинаций с квартирами. 

Об армейской карьере Рабцевича известно немного, тем более, что самым ярким её эпизодом стал скандальный конец воинской службы Ивана Ивановича. Внимание он привлек к себе осенью 2004 года, когда в должности генерал-майора руководил квартирно-эксплуатационной частью ПУрВО. Накануне начала отопительного сезона, выяснилось, что вверенное ему подразделение задолжало энергетикам 40 миллионов рублей. Те в ответ заявили, что не будут подавать отопление до полного погашения долга. Без тепла накануне зимы остались 63 дома военных. 

К решению вопроса была привлечена военная прокуратура, которая выяснила, что деньги для оплаты энергетикам исправно перечислились в округ из Москвы. Жители домов так же регулярно оплачивали свою часть платежей. Но вот до самих энергетиков средства, почему-то не доходили. Прокурорская проверка выявила нецелевое использование средств, для генерала дело начало пахнуть керосином.

Особенно дурной оборот ситуация начала принмать, когда выяснилось, что у простого служащего вооруженных сил с зарплатой порядка 14 тысяч рублей в месяц имеется три Мерседеса – S430, ML500, и G 500 «Галентваген», (все вместе стоят больше 10 миллионов рублей), а так же настоящее чудо германского автопрома — BMV 760Li, стоимостью 160 тысяч евро. Под стать машинам были и номерные знаки — Р 007 АО, С500 ТМ, С111 УУ, Н 999 МО, Н 008 АО. 

Но дело генералу Рабцевичу удалось замять после резкого потепления его отношений с военной прокуратурой. Чем оно было вызвано – остается загадкой, только факт остается фактом: вместо самого Ивана Ивановиче в растратах был обвинен его заместитель, а сам он благополучно покинул военную службу.

Строитель

Долго безработным военный строитель не оставался. Опыт в сфере выстраивания взаимовыгодных схем между властями и бизнесом оказался востребован и в гражданском строительстве. Его новым местом работы стала корпорация «Маяк». Компания эта была известна тем, что администрация Екатеринбурга внесла её и её руководителя Владимира Конькова в список недобросовестных застройщиков. На самом «Маяке» «висело» несколько долгостроев, в судах разбирались десятки дел с дольщиками, деловыми партнерами и госорганами. Компании светило аннулирование лицензии. Однако Рабцевичу удалось поспособствовать «Маяку» в налаживании взаимоотношений с областными властями. В результате компании удалось выкрутиться из проблем, а Владимир Коньков даже получил место в Областной думе. 

Впрочем, Иван Рабцевич явно не собирался останавливаться на достигнутом. Все свои силы и связи он применил для того, чтобы вновь вернуться на работу в государственный сектор. Какие подвиги ему пришлось для этого совершить, что и куда занести, какие страшные клятвы принести и какие обязательства на себя взять – не известно. Но, так или иначе, он получил должность начальника областного Госстройнадзора.

Получил её не смотря на то, что был, пожалуй, самой «непроходной» фигурой на этот пост. Дело в том, что строители однозначно считали его ангажированной фигурой, намекая на связь с «черным застройщиком» Коньковым. По этой же причине против него выступила и мэрия Екатеринбурга. Свердловский Минстрой имел на эту должность собственного претендента в лице бывшего руководителя инспекции Госархстройнадзора по Свердловской области Игоря Суслова. 

Однако, связи и деньги решили иначе. Поговаривают, что Владимир Коньков потратил не мало времени, сил и прочих «ресурсов» на то чтобы продвинуть на хорошую должность своего протеже и покровителя. 

В назначении Рабцевича многие видят и политический подтекст. Полагают, что таким образом губернатор области Эдуард Россель вставил шпильку своему давнему политическому конкуренту — мэру Екатеринбурга Аркадию Чернецкому. Незадолго до этого областные власти перехватили у городских право на распоряжение земельными участками в Екатеринбурге. Назначение на должность главы регионального управления Госстройнадзора именно Рабцевича, до этого работавшего под началом одного из главных оппонентов Аркадия Чернецкого Владимира Конькова в компании, официально объявленной мэрией Екатеринбурга «черным застройщиком» — это было ударом по имиджу градоначальника столицы Урала. 

Война Рабцевича

Но имиджевыми потерями дело не ограничилось. Главным объектом пристального внимания ведомства господина Рабцевича стали строительные компании, близкие к администрации Екатеринбурга. В число наиболее часто проверяемых и наиболее штрафуемых вошли крупнейшие застройщики города — «Атомстройкомплекс», «Уралстрой-1», Управление капитального строительства администрации Екатеринбурга. Не смотря на то, что эти компании лидируют на местном рынке как по количеству вводимого в эксплуатацию жилья, так и по качеству строительства, именно к ним у Госсройнадзора оказалось особенно много претензий. Зачастую штрафы по 100 и 200 тысяч рублей выписываются за неубранный мусор или неправильно припаркованную технику. Часто уважаемым строительным компаниям заявлялось о возможном аннулировании лицензий. 

Некоторым строителям везет еще меньше. Для небольших фирм одна проверка Госстройнадзора может закончиться серьезнейшими финансовыми потерями. Так, например, произошло с фирмой «Формула строительства», которая допустила незначительное нарушение – начала сбор средств до завершения регистрации договора долевого строительства. Компания собрала деньги и начала возведение жилого дома. Строительные работы шли точно по графику. Однако в результате проверки ей пришлось заплатить 450 тысяч рублей штрафа, работы были приостановлены, будущее стройки остается под вопросом до сих пор. 

Зачастую доходит до курьезов. Одним из них можно считать строительство трассы из центра Екатеринбурга в аэропорт «Кольцово», прозванную в народе Россельбаном по имени губернатора Росселя. В 2006 году началась реконструкция дороги, в результате которой и без того неплохая трасса должна была стать гордостью области. Региональный премьер Виктор Кокшаров отметил, что строительство ведется очень эффективно. Но качество, удовлетворившее премьера, оказалось недостаточным для главы Госсторйнадзора. Господин Рабцевич заявил, что дорога построена плохо. Результатом стало… выделение еще нескольких миллионов рублей для «ремонт» только что реконструированной трассы. Как будут распределены эти средства и какая их часть осела в карманах Ивана Ивановича и его помощников – не известно. 

Правая рука Иван Иваныча

Михаил Шилиманов

Не исключено, что часть этих «подвигов» принадлежит не только самому Рабцевичу, но и его заместителю — Михаилу Шилиманову. Этот человек ни дня не проработал в строительной индустрии. С начала 90-х годов он занимался преимущественно медийным бизнесом, был учредителем и совладельцем нескольких газет, телеканала и книжного издательства. Возможно, именно в медиа-бизнесе он в совершенстве овладел методами «потрошения» крупных фирм через «информационный шантаж». После этого руководил несколькими бизнес-проектами. Что же заставило успешного, на первый взгляд, бизнесмена променять директорские кресла в нескольких компаниях на скромную чиновничью должность с невысокой зарплатой? Очевидно, не только стремление приносить пользу отечеству. 

Со слов осведомленных источников из среды строителей, заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Свердловской области Михаил Шилиманов, пользуясь своим служебным положением, "курирует" процесс сноса исторических памятников, которые мешают строителям вести застройку центральной части Екатеринбурга. Не без его участия город уже лишился нескольких старинных особняков на улицах Радищева, Февральской Революции, знаменитой усадьбы Фальковского. Выдача разрешительных документов на снос осуществляется им совместно с заместителем министра по управлению госимуществом Свердловской области Валерием Дубовцевым. 

Как бы то ни было, чрезмерное давление ведомства на строителей уже начинает приносить свои плоды. Екатеринбургские застройщики говорят о том, что им дешевле вообще не строить, чем платить многочисленные откаты чиновникам. В первую очередь это касается самого дешевого жилья – тех самых домов эконом-класса, которые призваны решить проблему доступного жилья. После уплаты всех поборов и штрафов квартиры в них получаются такими дорогими, что потенциальные покупатели – люди со средним достатком – просто не могут их себе позволить. На фоне финансового кризиса поборы Рабцевича могли просто похоронить строительную отрасль. 

В результате строители Екатеринбурга уже начали говорить о сворачивании проектов по строительству доступных домов. Уже в будущем году область может недосчитаться 800 тысяч, а Екатеринбург – 480 тысяч квадратных метров квартир эконом-класса. 

До последнего времени это мало беспокоило Ивана Ивановича Рабцевича, ведь он только увеличивал собственное благосостояние. Так, на настоящий момент бывший военный, а ныне – скромный госслужащий имеет 5 квартир, вместе с семьей сменил за последние годы 20 автомобилями, и, судя по всему, не был намерен на этом останавливаться. 

Впрочем, сейчас в планы Рабцевича вмешались правоохранительные органы. Остается только надеяться на то, что ведущаяся в федеральном масштабе кампания о борьбе с коррупцией не позволит ему в этот раз избежать заслуженного наказания, и Иван Иваный 10 рублей с метра наконец-то займет достойное место в местах не столь удаленных. 

***

Краткий список имущества семьи Рабцевичей

Клубный дом Тихвин

Квартиры в Екатеринбурге:

1. Шеинкмана 102-15 (3-х комнатная, 65,80 кв.м ).
2. ЯСНАЯ 4-75 (Комнат - 4, 106,60 кв.м )
3. Белинского 85-41. (Комнат-4, 174,10 кв.м.)
4. Чапаева 21-157. (комнат - 4, 151,30 кв.м)
5. Хохрякова 48-136 – «элитный» дом клубного типа «Тихвин»

Офис:
Фрунзе 96

Автомобили:

Рабцевич Иван Иванович
Мицубиси Лансер 1.8 гн К647КК 2008г. выпуска

Мицубиси Лансер

Жена Рабцевич Людмила Александровна
Мерседес-Бенц гн Н999М0 и Н008АО,
Мерседес-G 500 гн Р007АО и РР3873,
Мерседес-МL500 2002 г.в, гн С500ТМ продан в 2003году,
БМВ-760 Li 2003 г.выпуска, гн С111УУ владела с 2003 до 2004 года, (стоимость автомобиля – 160 тысяч евро)
Мерседес-S 500-4 2004 г.вып., гн У001СА владела с 2004 до 2005 года,
Лексус LХ 470 2004 г.выпуска, гн Х009МС, владела с 2005 до 2008г.
Мерседес GL 550 4МАТIС, 2007г.выпуска, гн К444АВ. (стоит от 4,7 миллионов рублей)

Mercedes GL 550 4МАТ1С

Сын Рабцевич Александр Иванович
Мицубиси-Каризма, 1998г.в., гн 2956КВ, продан в 2001 году,
ВАЗ-21102, 2001г.вып., гн Н164КМ, в 2001-2002гг.,
Лексус RХ 300, 2001г.вып., гн Н777ХН, в 2002-2003гг.,
ВАЗ-21120, 2003г.вып., гн Р111КУ продан в 2003году,
БМВ Х5, 2003г.вып., гн С001ТН, с 2003 по 2007 год,
Джип Гранд-Чероки, 2004г.вып., гн У444РХ, в 2004 году,
Фольксваген-Фаэтон, 2004г.вып., гн У444РХ в 2004 году.
Лэнд Ровер Реиндж, 2007г.выпуска, гн Е111УК, с конца 2007г. (стоимость – 3,5 миллионов рублей).

Lend Rover Реиндж

Дочь Рабцевич Олеся Ивановна
Ниссан-Максима, 2002г.вып., гн РЗЗЗСО, с 2003 по 2005гг, 
Мерседес-МL 500, 2002г.вып., гн С500ТМ, с 2003 по 2007гг. (стоит от 3 миллионов рублей)
Лэнд Ровер Реиндж, 2008г.вып., гн М444АМ, с 2008 года. (стоимость – 3,5 миллионов рублей). 

Водитель семьи - Доброскоков Александр Викторович
Кадиллак Эскалейд GМТ 926 2007г.вып. гн К420НН Эта машина является разъездной, но за рулем на ней случается ездят и другие члены семьи.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru