Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Руспресс", 17.10.2008

Караван-сарай хана Пиотровского

Директор Эрмитажа осваивает слив экспонатов зарубеж

Виктор Берг

В столице Нидерландов - большое строительство. Уже в июне следующего года здесь откроется культурно-выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам», где будут размещаться прибывающие из Петербурга произведения искусства. Раньше они складировались в маленькой уютной вилле «Неерландия», но директор Эрмитажа Михаил Пиотровский так жаждет приобщать голландцев к высокому искусству, что пожелал иметь для столь высокой цели более просторные апартаменты. Тем более обойдутся они всего-навсего в 39 миллионов евро.

Организация зарубежных гастролей эрмитажных экспозиций, давно стало любимым хобби господина Пиотровского. Под невинное увлечение уже организован центр в Лондоне, создан шикарный музейный комплекс в Лас-Вегасе, готовятся к вводу в строй аналогичные заведения в Амстердаме и Вильнюсе, и, скорее всего, их строительством дело не ограничится. Ведь каждый уважающий себя хан должен иметь в дальних краях уютные караван-сараи.

Оставляя в сторону естественный интерес к теме откатов с этих великих строек, спросим, что плохого, если широкие массы забугорной общественности поближе познакомятся с нашими шедеврами? (Особенно, если вырученные за показ деньги можно будет использовать для развития самого Эрмитажа). Ведь экспонаты выставляют на время, а не отдают навсегда, как пытался поступить с некоторыми картинами и статуями старый приятель Пиотровского экс-министр культуры РФ Михаил Швыдкой.

На самом деле всё гораздо сложнее. В 90-ые годы российские музейщики были просто вынуждены регулярно вывозить свои коллекции для иностранных показов в связи с хроническим недофинансированием. Сейчас денег на содержание музеев выделяется достаточно, и было бы куда полезнее вернуться к общемировой практике. В европейских странах, США и даже странах «третьего мира» типа Египта, гастроли экспозиций музеев такого уровня явление крайне редкое. Ставка делается на привлечение зарубежных ценителей искусства, что способствует и развитию туристической индустрии государства. В качестве же рекламы целесообразно организовывать куда более дешёвые мультимедийно-виртуальные представительства - как это делает в отечественной провинции «Русский музей». Ознакомившись со слайдами и видеофильмами, прослушав рассказы искусствоведов, многие не только повысят свой культурный уровень, но и наверняка заходят увидеть сокровища мировой культуры воочию.

Хотя, музеи создаются в первую очередь для российских граждан, спонсируются российским правительством, располагаются в российских объектах недвижимости и пользуются российскими налоговыми льготами, Михаил Борисович следует старой холопской традиции, предпочитая иностранцев соотечественникам. В ходе рассмотрения иска петербуржской учительницы Елены Малышевой против Эрмитажа, в основном здании на Дворцовой площади обнаружились десятки закрытых залов, красотами которых посетители не могут полюбоваться – всё вывезено.

Есть и другая сторона проблемы. Для ценных и хрупких старинных экспонатов мотание по всему свету очень опасно, о чем Пиотровскому еще 18 февраля 2000 года указывала Коллегия Счетной палаты Российской Федерации. Проверив, во что обошлись Эрмитажу зарубежные выставки, аудиторы пришли в ужас. Только в 1998-99 гг. заграничные партнёры недоплатили 855,5 тыс. долларов компенсаций за реставрационную и научную подготовку экспонатов. Либо это разгильдяйство, либо на самом деле деньги были полностью либо частично выплачены, но пошли не в музейный бюджет, а чьи-то глубокие карманы. Например, одного элегантного гражданина, любящего независимо от погоды появляться на публике в модных шарфиках.

Коллегия так и не увидела оригиналы страховых обязательств 1112 выставляемых экспонатов на общую сумму 160,7 млн. долларов. Укради их грабитель, или попорть маньяк – виновники могли не выплачивать страховку, а российская сторона почти гарантированно проигрывала судебный иск. С ксероксами в суде делать нечего.

Прецеденты уже есть. В ходе проведения выставки «Анри Матисс и Восток» в Риме получила повреждение картина «Стоящая Зора» страховой стоимостью в 12 млн. долларов. Ущерб эксперты самого Эрмитажа оценили в 304 тыс. долларов США, но Пиотровский не стал требовать от итальянцев возмещения, предпочтя отреставрировать картину за бюджетные деньги. Похожая история имела место при организации экспозиции «Школа Нанси. 1889-1909» во Франции. Повреждения, нанесённые в ходе транспортировки столу «Флора Лотарингии» составил 25 тыс. долларов, но ни французская сторона, ни ответственная за перевозку фирма «Хепра» не заплатили ни сантима. Примеров можно приводить ещё много, но и так ясно: очень любит Михаил Борисович проявить доброту к иностранным друзьям за счёт российского государства! К 2000 году общий урон, нанесённый эрмитажным ценностям нерадивыми зарубежными партнёрами, составил 368 тыс. долларов, а каков он сейчас – не хочется и думать.

Повреждениями ценнейших произведений искусства дело не ограничивается. Ситуация с их хранением ещё хуже. Только по семи отделам аудиторы счётной палаты обнаружили 221351 единицу хранения, числящиеся за 78 уволившимися или умершими сотрудниками. Когда же проверяющие произвольно выбрали из них 50 экспонатов и попросили их представить, подчинённые Пиотровского смогли найти только 3 предмета.

Сверх того 1123 экспоната были переданы на хранения различным музеям и сторон