Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Паритет-медиа", 24.06.2008

Иногда они возвращаются

В кресло заместителя министра связи и массовых коммуникаций возвращается Наум Мардер, замешанный во множестве скандалов

Алексей Васильев

Пятидесятидвухлетний Наум Семенович Мардер – лицо, широко известное в узких кругах связистов и силовых структур. Свою карьеру в отрасли связи он начал в далеком 1978-м году, однако, лишь семь лет спустя нащупал, наконец, ту дорогу, которая прямиком привела его к приличным должностям, деньгам и проблемам. С 1985 года инженер связи Наум Мардер приступил к работе в производственном объединении «Главный центр управления междугородними связями», являвшемся на тот момент подразделением Министерства связи СССР.

Примерно, тогда же Мардер обрел одно из главных увлечений своей жизни. Нет, не деньги, до денег было еще далеко. Экстрасенсорика, эзотерика, оккультизм – молодого инженера интересовало все необычное и чрезвычайно на тот момент модное – страна, празднуя отречение от навязшего в зубах исторического материализма, радостно бросилась в объятья колдунов и мошенников – и Мардер бросился тоже.

Доподлинно неизвестно, на этой ли почве Мардер сошелся со своим будущим покровителем, однако, сближение состоялось: в 1988 начались первые подвижки в карьере Мардера, инициированные тогдашним помощником министра связи Шамшина – В.Дружининым. Дружинин, по отзывам коллег, был человеком знающим, хорошим профессионалом, сильным функционером с крепкими и разносторонними связями. Его помощь для начинающего чиновника трудно переоценить: в нужный момент Дружинин мог и подсказать, как следует поступить, и замолвить за своего протеже словечко перед более могущественными товарищами.

Первый скандал, связанный с именем Мардера, случился уже в 1993 году. Он - на тот момент начальник отдела электросвязи – курировал создание белорусскими разработчиками опытной электронной АТС. Задача создать собственную электронную АТС была поставлена еще Советом министров СССР для обеспечения технологической независимости от западных производителей электронных станций. Разработка велась несколько лет, на ее финансирование были потрачены немалые средства, и в 1993 минские специалисты представили опытную зону в белорусском Бобруйске, созданную на базе новой АТС.

По отзывам участников этой истории, Мардер, в обязанности которого входила оценка новой разработки, сделал все, чтобы не выпустить ее на российский рынок. При этом – практически одновременно – под его руководством и контролем были закуплены три импортные станции международной связи AXE-10. Сумма сделки составила 36 млн. долларов – в среднем, по 12 млн. за станцию. Для информации: заводская цена на AXE-10 на тот момент составляла 2,7 млн. Нетрудно догадаться, куда пошла разница – в тот момент в стране уже цвела пышным цветом система «откатов», затронувшая практически все отрасли экономики. Надо полагать, именно тогда и сформировалась у Мардера главная – и, по сути, единственная, настоящая страсть: страсть к деньгам, которую позже удалось реализовать в полной мере. Ибо накопленный аппаратный опыт и разросшиеся связи в верхушке отрасли, наконец, дали свои плоды: в 1994 году Наум Мардер назначается заместителем министра связи Российской Федерации. 

В новом своем качестве Мардер курировал четыре основных – и наиболее перспективных, «денежных» – направления деятельности министерства: электросвязь, беспроводную связь, организация лицензионной работы и экономическая политика. Нетрудно заметить, что именно эти направления – электросвязь, подвижная связь и лицензирование - имели наиболее высокий потенциал развития, наибольшие обороты, а, следовательно – и объемы взяток и откатов. В область компетенции Мадера также входила координация работы Госсвязьнадзора, строительство и развитие федеральных сетей связи, деятельность региональных отраслевых органов управления, заключение договоров связи с другими странами, взаимодействие с региональными властями, производителями и поставщиками оборудования – нетрудно заметить, что и здесь Мардеру достались наиболее «хлебные» направления деятельности.

Это был период максимальных возможностей Мардера, а, следовательно – и сильнейших искушений. Искушений, которые он так и не переборол.

Утечки из «компетентных источников» тех лет содержат интереснейшую информацию о связи Наума Семеновича с иностранными поставщиками – связи, далеко выходящей за рамки служебных партнерских отношений. Речь идет о представителях «Сименса» и «Алкателя», среди которых были выявлены и «лица, подозреваемые в связи с западными спецслужбами». Неслужебный характер этих отношений легко объясняется чудовищными закупками, совершенными по распоряжению и под руководством Наума Семеновича: у «дружественных» компаний закупалось заведомо устаревшее оборудование, причем закупалось по ценам новейшего. Таким оборудованием, к примеру, были укомплектованы линии связи «Новосибирск-Хабаровск», в результате чего Россия потеряла трафик между странами Юго-Восточной Азии и Западной Европы – иностранные операторы предпочли пустить его по каналам других государств, минуя российские, не отвечавшие их техническим требованиям. Пострадал на этом и владелец сетей, «Ростелеком», и государство, недополучившее своей прибыли – по некоторым оценкам, ущерб составил 160 млн. долларов – тех, еще не обесценившихся, долларов.

Не случайно скромного российского чиновника с официальной зарплатой, на тот момент составлявшей около 300 долларов в месяц, на Западе встречали как могущественного магната. Вот что пишет «Комсомольская правда» в 1999 году: 

«Летом 1996 года в европейском телекоммуникационном сообществе наблюдался немалый ажиотаж. Посланцы ряда фирм срывались из своих офисов и, словно сговорившись, устремлялись в различные города Средиземноморья. Там они напряженно всматривались в туманную морскую даль, ожидая прибытия обычного круизного теплохода. Объектом их внимания была ничем не выделявшаяся супружеская пара, совершавшая свадебное путешествие.
Стоило паре сойти на берег, как ее тут же ожидала торжественная встреча, звучали слащавые поздравления, выкладывались дорогие подарки... 
Общее у встречавших было одно - их фирмы вели дела с Россией. Человек, которому они устраивали столь пышные приемы, был отнюдь не заокеанский миллиардер или арабский нефтяной магнат, а обыкновенный, по общепринятым меркам, чиновник - замминистра связи РФ Наум Мардер».

Понятно, что баснословные подарки и роскошные лимузины подгонялись западными фирмачами Мардеру не из уважения к его выдающейся государственной деятельности….

Однако, самый громкий скандал, в котором фигурировал Мардер, связан с «Вымпелкомом».

В 1999 году этому оператору понадобилась лицензия на работу в диапазоне 900 МГц в московском регионе. По оценке экспертов, стоимость такой лицензии в то время составляла минимум 200 млн. долларов. «Вымпелком» же поставил перед собой задачу сократить расходы до минимума. Помочь в этом оператору вызвался Наум Мардер.

Именно он вышел на тоглашнего вице-премьера Бориса Немцова с удивительной бумагой следующего содержания: "С целью обеспечения добросовестной конкуренции между операторами сетей подвижной радиотелефонной связи общего пользования, использующих стандарт GSM... исходя из заявки ОАО "Вымпелком"... внести в лицензии Госкомсвязи РФ 9999 и 10005 следующие дополнения: "Лицензиат в рамках данной лицензии может предоставлять услуги сотовой связи двухполосной (двухдиапазонной) сети стандарта GSM-900/1800 с установкой необходимого оборудования»

Какую же оплату гарантировал «Вымпелком» за внесение такого рода «дополнения» в свою лицензию?... "Вымпелком" в течение 25 дней после выдачи дополнений к лицензиям... и получения частотных присвоений выплачивает на счет Российского космического агентства 30 (тридцать) миллионов долларов США. При невыплате указанной суммы в полном объеме настоящее решение теряет силу..."

Тридцать миллионов вместо двухсот – существенная экономия для «Вымпелкома» и серьезный ущерб для государства. Понятно, что и для Немцова официальная версия – якобы, деньги нужны для спасения катастрофически недофинансированной космической станции «Мир» - была не более чем «отмазка», поскольку вскоре «Мир» утопили в океане… И надо ли объяснять, что никаких денег «Вымпелком» в указанные 25 дней не перечислил? И надо ли удивляться, что никто, вопреки документу, не лишил оператора права работать в «девятисотом» диапазоне в связи с несвоевременной оплатой?...

Кстати, довольно скоро Мардер совершил в пользу «Вымпелкома» еще один подвиг: в августе 1999 года, числясь в отпуске, прибыл в Гостелеком на заседание лицензионной комиссии и, на ходу изменив повестку дня, волевым решением выделил «Вымпелкому» лицензию на работу в диапазоне 900 МГЦ на территории Поволжья, Сибири и Северного Кавказа. По оценкам западных инвесторов, цена такого рода лицензии на тот момент – порядка полумиллиарда долларов. «Вымпелком» не заплатил ни копейки.

Надо заметить, что «Вымпелкому» на тот момент было, конечно, не до таких глупостей, как расчет с госбюджетом, станция «Мир» и весь российский космос вместе взятые. С получением «дополнения» к лицензии, «Вымпелком» подрастил свои бумаги на Нью-Йоркской фондовой бирже и очень выгодно продал 25 % акций норвежскому «Теленору» за 162 миллиона долларов.

Только в 2000 году под нажимом суда с «Вымпелкома» удалось получить кое-какие деньги в счет тех 30 миллионов. Но, разумеется, не все.

Многочисленная информация о коррупционных подозрениях в отношении замминистра связи, который раздает чуть ли не за бесплатно лицензии и потворствует одним поставщикам в ущерб другим, что в свою очередь могло нанести ущерб государству, стекалась в различные силовые структуры, в первую очередь, конечно – в ФСБ. И там же благополучно рассасывалась: никаких мер против Мардера не предпринималось, никакой серьезной разработки не велось. В чем причина этого? По одной из версий, Мардер всё же действовал в рамках закона, не нарушая никаких юридических норм. По другой, в ФСБ на протяжении нескольких лет Мардера страховал и прикрывал руководитель Центра информационной безопасности В.Матросов, с 80-х годов курировавший отрасль и якобы имевший с Мардером самый теплые внеслужебные отношения. Когда его сотрудники, разрабатывая другие темы, случайно выходили на Мардера, Матросов просто находил им другие занятия, отводя их внимание от могущественного замминистра.

В спецслужбах ходят разговоры, что Матросов будто бы сумел даже «погасить» интерес к Мардеру Службы внешней разведки, вызванный якобы контактами чиновника с объектами разработки СВР, ведущими разведывательную деятельность против РФ. Так это или нет, мы не знаем, но в 2003 году Матросов был отстранен от занимаемой должности.

Часть оперативной информации того времени все же просочилась в печать. Так, были обнародованы факты приобретения Мардером 24 соток земли в ближнем Подмосковье, строительство трехэтажной виллы, записанной на старушку-мать, евроремонт московской квартиры, а главное - чудесное основание израильскими родственниками Мардера крупной телекоммуникационной компании.

Сам Мардер был отстранен от должности спустя полгода после печально знаменитого «дополнения» к лицензии «Вымпелкома». Пересидев четверых министров, он был уволен Л.Рейманом. Новым местом работы для Мардера стало НПО «Кросна», где он числился в качестве советника генерального директора. Очевидно, советами Мардера руководство «Кросны» пользовалось и ранее, и пользовалось с большим успехом: так под чутким руководством чиновника «Кросне» удалось за 100 млн. долларов продать «Ростелекому» морально устаревшую и убыточную тропосферную радиорелейную линию связи на севере России… А про аферу со спутниковыми тарелками, поставленными «Кросной» за счет бюджета Минобразования для интернетизации школ вообще по рынку до сих пор ходят легенды – и в этом дерзком проекте выкачивания средств из госбюджета чувствуется рука опытного советника, простите, консильери…

У Мардера были и возможности и желания, чтобы регулярно «доить» не только бюджет или «Ростелеком», но и других участников рынка. Контролируя выдачу лицензий и закупки оборудования, он держал в одних руках все рычаги управления подведомственными ему компаниями. Лишь с его уходом операторы вздохнули было свободно.

Но время иногда поворачивает вспять. И кошмары прошлого возвращаются в беспокойные сны генеральных директоров: Мардер, похоже, вновь получит свое кресло. Пересидев четырех министров, дождался пятого. Неистребимый и неуязвимый, терпеливо переждав восемь лет в должности скромного завкафедрой института повышения квалификации при МТУСИ, Мардер возвращается к кормушке. 

 
Другие материалы раздела:
Иногда они возвращаются
Свой среди чужих
Таинственный юбилей
"Крот" в Минкомсвязи
Мардер и "Вымпелком"
Мардер и убийство Кузового
Невъездной в США
Биргер со справкой

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru