Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Без малого тысяча гектаров подмосковного леса достались Абрамовичу, Шохину и другим известным и неизвестным фигурам по 600 рублей за сотку при рыночной цене в $ 10000

Сплошной железный забор высотой в два человеческих роста вокруг участка Александра Шохина появился задолго до аукциона

Оригинал этого материала
© "Новая газета", 10.04.2008

Роман Аркадьевич достаточно богат, чтобы покупать дешево

Дарья Пыльнова, Дмитрий Шкрылев

В долгосрочную аренду на 49 лет сданы 69 участков в престижных районах Подмосковья - в Подушкинском, Истринском, Одинцовском, Звенигородском, Баковском и еще нескольких лесничествах. По результатам всех трех аукционов (в декабре 2007-го и в марте 2008 года) было продано 991,49 гектара лесных участков. Для лучшего восприятия: это более 99 тысяч участков по 100 соток. Или - свыше полутора миллионов по 6 соток.

Средняя цена, по которой лоты уходили с аукциона, составила от 600 до 700 рублей за сотку, то есть 25-30 долларов. Если учесть, что рыночная цена 49-летней аренды отдельных участков в Баковском лесничестве составляет порядка 10000 долларов за сотку, прибыль при их теоретической перепродаже может составить 40000%.

Арендатором 40 процентов территории выставленных на торги земель стало ранее никому не известное ООО "Эко Вест" (с кипрской компанией-учредителем). Сфера деятельности фирмы - покупка и продажа недвижимости. При более детальном знакомстве с учетными данными компании обнаруживается ее связь с бизнесом Романа Абрамовича. Адрес и контактная информация этой фирмы те же, что и у одного из офисов компании Абрамовича "Миллхаус" в Москве на Садовнической.

Еще в списке фигурирует имя Ольги Смородской - главы благотворительного фонда спортивных программ "Новое поколение", главным попечителем которого до недавнего времени являлся экс-министр обороны Сергей Иванов. Ольга Смородская раньше возглавляла ФГУ ЦСКА, а до этого занимала высокие должности в холдинге Владимира Потанина "Интеррос". На ее имя приобретено две трети гектара земли.

В 2005 году "Новая" уже писала об Ольге Смородской (см. № 49 от 11.07.2005), конкретно - об истории ее конфликта с одним из членов элитного дачно-строительного кооператива "Лес" на Рублевке. Она тогда была по совместительству общественным председателем этого кооператива. ДСК "Лес" существует и сегодня, причем фигурирует и в списке победителей аукциона. Ему достались скромные две трети гектара. Упомянутый в той же статье тогдашний советник общественного председателя ДСК "Лес", бывший вице-премьер, а ныне глава РСПП Александр Шохин в качестве частного лица стал покупателем лота на два гектара земли. Он обошелся ему в 153 тысячи 562 рубля - по 767 рублей 81 копейку за сотку.

В списке участников среди физических лиц есть и взявшая в аренду треть гектара Валентина Васильевна Пронина - полная тезка уже упоминавшейся в СМИ ближайшей родственницы начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина. Среди юридических лиц вызывает безусловный интерес ЗАО "Октопус", выкупившее лот на 15 гектаров. В Москве таких ЗАО два: одно занимается фармацевтикой, другое - финансовым консультированием и недвижимостью. Первое из них учредила Юлия Зурабова, супруга экс-министра здравоохранения и нынешнего советника президента Михаила Зурабова.

Кстати, пять лет назад ее имя уже называлось в связи со скандалом с арендой и последующим выкупом рекреационных земель в Истринском районе. Второе ЗАО "Октопус" впервые подало документы о своей регистрации менее года назад, то есть было создано лишь за несколько месяцев до первых торгов по нынешнему аукциону.

Проследить судьбу остальных приобретенных на торгах Мослесхоза угодий в большинстве случаев было бы не просто. Названия многих компаний - участниц аукциона характерны для классических фирм-однодневок (например, ООО "Лагуна", которых сотни, а также ООО "Просторы", ООО "Виктория", ООО "Аронсо":). "Имена" некоторых компаний выпадают в поисковиках лишь в связи с торгами Мослесхоза, а значит, ранее они нигде не упоминались и, возможно, были созданы специально под аукцион.

***

Лесные братья

Без малого тысяча гектаров подмосковного леса достались Абрамовичу, Шохину и другим известным и неизвестным фигурам по 600 рублей за сотку. При рыночной цене в $ 10000

Алексей Полухин, Анна Овян

Счастливый арендатор на встрече с президентом

Забор вокруг участка Александра Шохина появился задолго до аукциона

Теоретически аукцион - это такая же прямая форма конкуренции, как афинская агора - прямая форма демократии. Несколько человек собираются в одном месте и торгуются за актив. Кто предлагает лучшие условия - тот и победил.

Но в российской практике понятие "аукцион" стало почти синонимом аферы. Потому что у нас в большинстве случаев победитель известен до начала торгов, и аукционная форма служит только стилистическим прикрытием для передачи активов по символической цене и с приемлемым уровнем комиссионных организаторам. На таких аукционах создавались олигархические империи, на таких аукционах они уничтожались - в интересах государственных капиталистов.

Где-то в этом логическом ряду стоят и торги, на которых разошлись 991 гектар дорогой подмосковной земли, в том числе прилегающей к Рублевке.

В конце прошлого года Мослесхоз по поручению Рослесхоза объявил о том, что на торги выставляются лесные участки в ближнем и среднем Подмосковье, на самом привлекательном направлении - западном. Несмотря на то что земля предлагалась не в собственность, а в аренду на 49 лет и могла использоваться только в рекреационных целях, исключающих жилищное строительство, стартовая цена оказалась настолько привлекательной, что желающих поучаствовать в аукционе нашлось множество. Ну кто откажется взять сотку по 25-30 долларов, когда на рынке за нее нужно платить семь-десять тысяч?

Однако дальше начался процесс отсева кандидатов. Он происходил с использованием технологии, которая обычно применяется в ЖЭКах, БТИ, регистрационных палатах и прочих мелкобюрократических заведениях. Одно тесное помещение, единственный кабинет, где можно "решить вопрос", и очень короткий временной промежуток, в течение которого это можно сделать. Вместо очереди - хаос, из которого чиновники выдергивают людей в произвольном порядке. Остальные уходят ни с чем.

В итоге к аукциону, состоявшемуся 18 декабря, оказалось допущено количество участников, совпавшее с количеством лотов на уровне статистической погрешности.

Торги проходили в один-два шага, а по некоторым участкам и вовсе не состоялись, потому что на них претендовали только один человек или фирма. Поэтому золотые земли разошлись по цене, близкой к стартовой, то есть по 25-30 долларов за сотку.

Естественно, начался скандал, который сразу стал развиваться и в медиа-пространстве, и в судах. В итоге еще два аукциона, которые должны были пройти 19 и 20 декабря, перенесли на 14 марта. Новые торги прошли как под копирку, с заранее отсеянными участниками и без борьбы. 47 лесных участков общей площадью 501 га распределились между 44 фирмами и 17 физическими лицами. Среди этих лиц обнаружились и публичные фигуры, к примеру, президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, президент фонда "Новое поколение" Ольга Смородская, известная по работе в структуре ЦСКА, актриса Юлия Рутберг. Тень Романа Абрамовича присутствовала на торгах опосредованно, через фирму ООО "Эко Вест", которой опять же достались лучшие участки - 397 га в Баковском лесничестве.

Тем временем Мосгорсуд признал торги законными, и скандал, возможно, рассосался бы сам собой, если бы земельный вопрос по счастливому совпадению не стал политическим. По инициативе избранного президента Дмитрия Медведева до конца года был введен мораторий на продажу федеральных земель, расположенных поблизости от крупных городов.

За пересмотр итогов подмосковных аукционов высказался премьер-министр Виктор Зубков, которого тут же поддержал министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Его ведомство начало проверку, по результатам которой выяснилось, что организаторы нарушили права потенциальных участников, не допустив их к аукциону. Теперь договоры аренды могут быть расторгнуты в принудительном порядке.

Свои проверки проводят также Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС), в компетенцию которой входит контроль над конкурсными процедурами.

Словом, победители аукциона не могут чувствовать себя в безопасности. Наверное, поэтому уже появилась информация, что многие из них стремятся побыстрее превратить землю в деньги. Переуступить право аренды технически очень сложно, тем более что договоры пока не прошли государственную регистрацию, однако ничто не мешает продать сами фирмы-однодневки, победившие на торгах. Учитывая, что других активов за ними не числится, стоимость подобной сделки может равняться рыночной стоимости арендованных участков. При таком раскладе владельцы ООО "Эко Вест", к примеру, могли бы продать его где-то за 400 миллионов долларов.

Что будет с земельными участками, купленными физическими лицами "для себя", предположить несложно. В новом Лесном кодексе есть противоречащие положения. С одной стороны, застройка земель рекреационного назначения, в том числе государственного лесного фонда, категорически запрещена, как и возведение стен и заборов, мешающих гражданам свободно пользоваться лесом. С другой стороны, в том же кодексе написано, что разрешено рекреационное использование временных сооружений. Грубо говоря, можно, построить трехэтажный коттедж, но назвать его при этом беседкой для шашлыков. Двухметровый забор вполне может сойти за декоративную изгородь или нечто подобное. В дальнейшем все будет зависеть от позиции проверяющих инстанций.

Кроме того, земли рекреационного назначения рано или поздно могут быть переведены в другую категорию, например, под жилищное строительство. Или может быть принято решение об их продаже в частную собственность. В таком случае преимущественным правом выкупа будет обладать арендатор, и никакого конкурса не понадобится, а цена получится "договорной".

Словом, налицо механизм, который позволяет в несколько этапов и практически законно передать федеральные земли в чью-то частную собственность по весьма умеренным ценам. Причем этот механизм доказал свою эффективность. Если даже результаты скандального аукциона по рублевским землям и будут пересмотрены, в стране пройдут еще десятки и сотни конкурсов, большинство из которых едва ли вызовут подобный общественный резонанс.

***

Здесь любая тропинка начинается шлагбаумом. Прогулка с лесником

Елена Костюченко

В Звенигородском лесхозе обстановка приближена к боевой. На стене - газетные вырезки об аукционе, в бухгалтерии - тома судебных документов и справочное пособие "Лесной кодекс. Сменные страницы". Звенигородский лесхоз - единственный, пытающийся оспорить нашумевшие аукционы Мослесхоза.

- Да, ни одного суда мы пока не выиграли, но следующие аукционы затормозили, -  говорит начальник лесхоза Виктор Кузнецов. - А Мослесхоз планировал в этом году сдать в аренду как минимум 5000 гектаров. Теперь идут проверки, и неизвестно, чем еще эта затея закончится.

- Мы - системная оппозиция, - гордо заявляет бухгалтер Лена.

- Ну какая аренда, какие рекреационные зоны, не смешите меня! - перебивает начальник. - Есть реальность. Вот пример. В 2006 году компания "Строй-ХАН" арендовала 3 гектара леса под рекреационные цели. И сейчас Мослесхоз выписывает ему лесорубочный билет - под коттеджи. Да вы оглядитесь вокруг!

Мы едем оглядываться с лесником Николаем Валентиновичем Панковым. Всю дорогу лесник ворчит: "40 лет стажа! Я высшее образование имею! Я что, не понимаю, что из леса прибыль надо извлекать! Да только лес больше 80 продуктов сам производит: и древесину, и спирт, и лекарства, и ягоды: А им не лес нужен - земля! Как будто землю жрать можно".

Николай Валентинович показывает мне недавно приобретенное угодье президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина. Два гектара леса примыкают к его двухэтажному особняку-коттеджу. Один из гектаров, права на который бизнесмен еще наверняка не успел оформить, огорожен сплошным железным забором высотой в два человеческих роста. Причем явно не новым. "Три года назад уже было так. Я с проверкой ездил. Самозахват. С соседом вместе этим участком пользовался. А теперь, значится, решил узаконить".

Ищем калитку. Забор кажется сплошным. "А это, между прочим, нарушение 11 статьи Лесного к одекса! - пыхтит лесник. - Люди должны свободно ходить по лесу, даже по арендованному!"

Нас услышали. Из-за угла забора вышел рабочий. Вгляделся в форму лесника и чуть ли не вприпрыжку побежал к невидимой на первый взгляд калитке. Распахнул настежь.

- Свобода прохода! - бурчал лесник.

- Свободно, все свободно, - отвечал рабочий. - Только вы вовнутрь не ходите, там собаки злые!

Вскоре вокруг нас собралась вся строительная бригада - очень, очень вежливая.

- А что за меточки на земле? Кабель? - допрашивал лесник. - А раскопано что - дренаж? А что за стройматериалы на земле - складирование? Разрешения где?

- Какие разрешения! Кабель старый, мы просто уточняли, где он идет. А без дренажа лес весной затапливает.

Рабочие подтвердили самозахват. Но в благих целях: "Забор - чтоб не вырубили. Мы и второй гектар огородим".

Одинцовский район, за который отвечает Звенигородский лесхоз, - один из самых дорогих районов Подмосковья. Среди леса весело белеют коттеджи, а любая тропинка начинается шлагбаумом. В весеннем лесу людно: рабочие в спецовках то тут, то там спешно возводят заборы. Арендаторов, по-видимому, не особо взволновали угрозы Зубкова отменить результаты аукционов.

- Не лес, а зоопарк. Вон, - машет рукой лесник, - теперь земля Абрамовича. И уже огораживается. А это, заметь, больше трехсот гектаров, на которые прохода никому не будет. Деревни Баковка, Подушкино, Николина гора просто окольцованы заборами.

А за шлагбаумы даже меня только по удостоверению пускают.

***

Обошлось без молотка

Елена Костюченко

Адвокат Сергей Ващенко на торгах никакую фирму не представлял. Просто решил выгодно вложить деньги - приобрести на аукционе в долгосрочную аренду два земельных участка в Истринском районе. Стартовые цены показались привлекательными - до 1000 рублей за сотку при рыночных 5-10 тысячах долларов.

Из информации о торгах на сайте Мослесхоза и в "Еженедельных новостях Подмосковья" Сергей узнал, что предварительной записи не существует, а заявку он может подать только 12 декабря и только с 10 до 14. Но до подачи заявки его не допустили. Физически.

- Я знал, что такие цены привлекут очень многих, поэтому пришел к самому началу.

В вестибюле толпилось человек шестьдесят, некоторые из них занимали очередь с шести утра. В здание их не пропускали милиционер, охранники, отталкивали люди в штатском. Никаких списков вывешено не было. Периодически к нам спускались сотрудники Мослесхоза и, игнорируя наши вопросы, вызывали из толпы людей, которые якобы записались по телефону. Некоторые хитрили: делали вид, что идут в другие кабинеты на том же этаже, где принимались заявки, но к нужной двери их тоже не подпускали.

Виталий Куравлев, представитель фирмы ООО "Воронцовка-15", желавшей приобрести два участка под рекреацию, решил сразу не отступаться: "У нас же были готовы все требуемые документы, мы внесли задаток: Когда нас не допустили на подачу заявок, мы позвонили в Мослесхоз и попросили записать на следующие торги. Нас вроде бы записали, но в день подачи заявки снова сообщили, что наша компания в список попасть не успела. В общем, не телефонный звонок тут все решал:".

Аукционы должны были проводиться 18, 19 и 20 декабря. Несостоявшиеся участники конкурса и Звенигородский лесхоз, решивший защитить 40 га своих лесов, подали жалобу в Московский арбитражный суд. И 13 декабря суд постановил "приостановить процедуру аукционов до окончания разбирательств". "Мы принесли документ перед началом аукциона - как победу, - вспоминает Сергей. - Мослесхозовцы совещались три часа, но все же дали отмашку - начинать".

- Я был готов торговаться до семи тысяч долларов за сотку, - говорит Сергей. - А на аукционе она ушла за тридцать. И это называется пополнение бюджета!

Сейчас иски Сергея Ващенко и еще одного неудачливого арендатора находятся в Симоновском районном суде Москвы. И суд уже трижды отказывался рассматривать их иски по формальным причинам. Результаты аукциона пытаются оспорить еще семь компаний, "выброшенных за борт", и Звенигородский лесхоз.

Юридически Звенигородский лесхоз решение Рослесхоза оспорить не может. "Мы просто тянем время, - признается Ренат Халиулин, помощник руководителя Звенигородского лесхоза. - Пока мы судимся, лес никто не тронет".

- Это самое настоящее разбазаривание лесов высшей категории! - говорит Ренат. - За 13 прошлых лет мы со скрипом отдали в аренду по Подмосковью тысячу гектаров.

А тут за три дня продали три тысячи. И я уверен, что вся она пойдет под застройку.

***

Позиция организаторов

Записала Наталья Сведовая

Наталья Трубникова, заместитель руководителя Управления лесами Москвы и Московской области, начальник отдела аренды:

- Не буду скрывать, были нарушены права заявителей, люди не смогли подать заявки, мы с ними судились. Все суды мы выиграли, и результаты аукциона судебными инстанциями признаны законными. Учитывая, что в связи с проведением аукциона был создан нездоровый ажиотаж, а также учитывая присутствие "черных рейдеров" (я не могу их назвать), отказ в участии в аукционе некоторым заявителям - адекватная мера.

Прием заявок осуществлялся на 16-м этаже в управлении, а у нас пропускная система в здании. Людям, которые хотели подать заявки, было необходимо предварительно позвонить и записаться. Время проведения процедуры подачи заявок было установлено с 10 часов утра до 14. Мы руководствовались тем, что подача заявки - чисто техническая вещь: человек приходит и просто сдает заявку, много времени это не занимает, заявка при нем не рассматривается.

С учетом того опыта, который у нас уже имеется, в следующий раз время подачи заявок будет увеличено. К сожалению, эти аукционы технически прошли, и теперь говорить о них поздно. Теперь мы связаны обязательствами с победителями.

***

Top- 5 покупателей по величине приобретенных участков:

- 397 гектаров в Баковском лесничестве за 24 млн 385 тысяч 725 рублей (по начальной стоимости, то есть по 614 рублей 25 копеек за сотку). Покупатель - ООО "Эко Вест", имеющее офис по одному адресу с компанией Абрамовича "Миллхаус". Похоже, Роман Аркадьевич достаточно богат, чтобы покупать вещи дешево.

- 45,5 гектара в Новогорском лесничестве за 2 млн 794 тысяч 838 рублей (по начальной стоимости, по 614 рублей 25 копеек за сотку). Покупатель - ООО "Капитал-Альянс".

- 35 гектаров в Подушкинском лесничестве за 2 млн 364 тысячи 862 рубля 50 копеек (на 10% больше начальной стоимости, по 675 рублей 68 копеек за сотку). Покупатель - ООО "ПроИнвестКапитал".

- 34 гектара в Опалиховском лесничестве за 2 млн 192 тысячи 872 рубля 50 копеек (на 5% больше начальной стоимости, по 644 рубля 96 копеек за сотку). Покупатель - ООО "Лагуна".

- 30,6 гектара в Учинском лесничестве за 1 млн 879 тысяч 605 рублей (по начальной стоимости, по 614 рубля 25 копеек за сотку). Покупатель - ООО "ТИБР".

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru