Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Временная явзлетно-посадочная полоса готовилась непосредственно перед поставкой оружия. Просто проезжал бульдозер, снося все на своем пути. Получившуюся глиняную дорогу заливали водой. На следующий день она засыхала под палящим солнцем, превращаясь в твердый грунт

Оригинал этого материала
© "Московский комсомолец", 20.03.2008

Как Бут-то все ясно. Схема поставки советского оружия третьим странам

Елена Павлова

Виктор Бут

Срок содержания под стражей российского предпринимателя, “оружейного барона” Виктора Бута продлил еще на 12 дней суд Таиланда. Напомним, что он был арестован согласно ордеру, выданному по запросу США. По мнению опрошенных нами экспертов, это могла быть хорошо спланированная “подстава”. Бут стал жертвой собственной жадности, согласившись на переговоры в Таиланде с представителями так называемых Революционных вооруженных сил Колумбии о поставках оружия. Но Колумбия, как отмечают специалисты, была “не его территорией”. Как происходили “обычные” нелегальные поставки оружия и был ли Бут связан со спецслужбами России, выяснил “МК”.

В свое время группа экспертов ООН досконально изучила международную сеть оружейных дилеров на примере поставок вооружения группировке УНИТА в Анголе.

Схема вывоза оружия выглядела так. “Ил-76” вылетал, к примеру, из болгарского Бургаса. Его грузоподъемность позволяет вместить 1 танк и пару БТР. Документы были липовыми, и числились в них какие-нибудь “мирные” подшипники. В полетном листе значилось, что самолет направляется в Замбию. В Уганде машина заправлялась и взлетала в такое время, чтобы войти в воздушное пространство Замбии ночью. Дальше самолет “пропадал” — разворачивался на запад и становился почти невидимым для американских спутников (отключаются бортовые огни и “лишняя” электроника).

Сесть в Анголе на территории, контролируемой УНИТА, было непросто. Это возможно лишь ночью, причем не на взлетно-посадочную полосу. Времянка готовилась непосредственно перед поставкой оружия. Просто проезжал бульдозер, снося все на своем пути. Получившуюся глиняную дорогу заливали водой. На следующий день она засыхала под палящим солнцем, превращаясь в твердый грунт. Эта импровизированная полоса умышленно делалась минимально узкой и короткой, чтобы “Ил-76” вписался в нее без зазоров. Деревья и кусты по ее сторонам подстригали тоже по минимуму — только так, чтобы крылья самолета ее не задели. Даже если спутник снимет этот участок, определить наличие здесь именно ВПП практически невозможно.

Как только самолет входил в воздушное пространство страны назначения и попадал в заданный район, он подавал радиосигнал. На земле его принимали и разводили костры. Конечно, посадка была непростой, и летчики должны были быть асами.

Расплата за товар происходила тут же. У европейцев на территории УНИТА был свой представитель, который оценивал “валюту” — алмазы. Этому человеку доверяли, но тем не менее на борту самолета осматривали камни еще раз. Затем сгружали технику и улетали, также в темноте.

“МК” попросил Вадима Зайцева, заместителя гендиректора НП “Росафроэкспертиза”, прокомментировать схему поставок оружия в Африку, озвученную группой экспертов ООН применительно к Виктору Буту.

— Это совершенно реальная схема. Операции Бута и его торговых партнеров расписаны не только в группе ООН, контролирующей оборот оружия, но и в докладе госдепартамента США. Меня здесь смущает конечный пункт — Ангола, ведь сфера влияния Бута и еще одного известного торговца, Минина, — Либерия и Сьерра-Леоне. Ангольская оппозиционная группировка УНИТА была связана с другими поставщиками оружия — с израильско-украинскими компаниями. Бут в начале 90-х годов в Анголе служил переводчиком в силах по поддержанию мира. Говорят, что он владеет шестью языками…

Но сама схема реалистична: настоящих аэропортов — с бетонной полосой, навигационными вышками — в Африке очень мало. Такие “времянки” — выход из положения.

Также, мне кажется, не имели смысла попытки “уходить” от спутников: такие полеты вряд ли происходили без ведома европейских спецслужб. Заявления ООН, что Бут незаконно возил оружие по такой сложной схеме, возможно, связаны с какими-то другими причинами, а не с желанием обойти спутники.

Бут и другие закупали оружие на Украине, в Румынии, Молдавии, Болгарии, у стран — бывших участниц Варшавского договора. Затем по подложным путевым листам — ведь сам Бут де-факто авиапарка не имел — фрахтовали самолет в компании-партнере, зарегистрированной в офшорной зоне, и вывозили технику и оружие из стран Восточной Европы, Украины. До территории Африки они могли лететь и без дозаправки. Но нужно было горючее на обратный путь. Они садились в странах, где контроль был очень слаб, — Уганда, Конго.

Оплату принимали минеральными ресурсами — это общеизвестно. Миссия ООН неоднократно проводила свои расследования по поводу незаконного оборота минеральных ресурсов. Оружие меняют практически на все, что можно добыть без применения сложных технических приспособлений (их в Африке просто нет), — алмазы, золото, редкие металлы, ценные породы дерева.

Кстати, Бут в 1991 году закончил Военный институт иностранных языков в Москве. И все связывали эту школу с КГБ, и это было верно, но не в случае с Бутом. Это был переходный период в стране, и его выпуск стал чуть ли не единственным, который не был связан с КГБ—ФСБ. Когда говорят, что Бут — рука Москвы, это не так. Хотя, конечно, операции, которые он совершал, были известны и американским, и нашим спецслужбам.

***

Оригинал этого материала
© "Комсомольская правда", 12.03.2008, Как Виктор Бут стал «оружейным бароном» и врагом США

[...]

Картошка, бананы и пулеметы

Вскоре после того как в «КП» появилось интервью с Бутом, в редакцию позвонил человек, который представился командиром экипажа одного из самолетов фирмы, принадлежавшей бизнесмену. «Мне есть что рассказать», - загадочно сказал он. При встрече он раскрыл одну из схем «спецпоставок», практиковавшихся Бутом. Вот как она выглядит:

Схема перелета из Смоленска в Конго

Сколотить авиаимперию было не так трудно

Мы обратились к бывшему сотруднику Главного штаба ВВС полковнику в отставке Ивану Тимошкину, чтобы узнать, каким образом фирма Бута могла покупать у ВВС или брать в аренду самолеты в 90-е годы. 

- По каким правилам продавали «борты»?

- В начале 90-х годов армии разрешили заниматься бизнесом - продавать излишки военного имущества, в том числе и выработавшие свой ресурс транспортные самолеты. 

- А про Бута вы что-нибудь слышали?

- Ходили разговоры в середине 90-х, что он приобрел «грузовик». Но сделку с нами проводили его подчиненные. 

- В аренду самолеты тоже сдавали?

- Да, иногда даже вместе с их штатными экипажами. Цель - заработать как можно больше денег для ВВС.

- А оружие в горячие точки на таких самолетах могли доставлять?

- Экипаж отвечал только за исправность самолета и точное выполнение контракта. Что было на борту, ему необязательно было знать. Иногда доходило до абсурда. Мне известен случай, когда наши самолеты доставляли оружие в Шри-Ланку. Причем как правительственным войскам, так и сепаратистам... 

- Сколько же стоил подержанный самолет? 

- Все зависело от тех, кто участвовал в сделке и получал «откат». Можно было продать самолет за 5 млн. долларов, а можно и за 10...

[...]

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru