Сбор денег на демонтаж
© "Известия", 20.09.2007
Против памятников Церетели москвичи голосуют рублем
Николай Морозов
Война с сомнительными монументами продолжается. В Музее актуального
искусства ART4.RU собрали почти 100 тысяч рублей пожертвований на демонтаж
произведений скульптора Зураба Церетели. Суммы вполне хватит на аренду
экскаватора.
Небольшой прозрачный ящик установили в середине августа прямо перед
входом в галерею - не заметить нельзя. Собственно, это был первый экспонат,
с которым знакомились посетители. Над пластиковым боксом красноречивая
надпись: "Сбор средств на снос памятников, установленных повсеместно
Зурабом Церетели" на русском и на английском языках. Уже через пару дней
набралась весьма солидная сумма.
- Чему мы сами удивились, - признается директор музея Генри Ясас. - Вход
стоит 200 рублей, но даже продажа музейных билетов приносила меньше денег,
чем пожертвования. Наши гости с радостью отдавали свои кровные на демонтаж
нелюбимых монументов. И не только отечественные дензнаки, но и валюту. За
две недели набралось около 95 тысяч рублей.
Когда начнется демонтаж памятников, организаторы акции сказать не
берутся. (Кто ж им даст трогать госимущество!) Говорят, их задача - оживить
российское монументальное искусство - чтобы в Москве, как и в Европе, на
улице стояли произведения актуального искусства.
- Беда в том, что этим крайне странным монументам в историческом центре
не место, - уверены в музее. - Например, на Манежке стоит медведь с рыбой.
Но задумайтесь - зачем он там стоит? Зачем этим фольклором портить Манежную
площадь?! Или зачем уродовать московскую панораму бронзовым Петром?!
Одним Церетели молодые художники ограничиваться не намерены.
- Ведь есть же еще и Александр Бурганов, чьи скульптуры вообще не
поддаются словесному описанию. А прогулявшись по окраинам Москвы, таких
скульпторов можно набрать великое множество. И с ними мы обязательно будем
бороться, - обещает Генри Ясас.
Правда, теперь эта война будет более корректной. По просьбе внука
Церетели фамилию столичного зодчего из объявления убрали. Теперь деньги
собирают "вообще"- на снос "памятников, уродующих город".
***
Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного
искусства:
"Они даже не знают толком работ моего деда!"
Я видел эту надпись. Акция, конечно, неоднозначная. Могу привести
пример: недавно в Москве снесли памятник Веры Мухиной "Рабочий и
колхозница", к которому у нас в разные периоды по-разному относились. Кому
от этого хорошо стало? Никому. Мы остались без символа города. А эта акция
против моего деда - провокационная. Памятники Зураба Константиновича есть
во многих странах, а не только в Москве, и искусствоведы относятся к ним
хорошо, ценят их. Я говорил с людьми, организовавшими акцию, но они даже не
знают толком работ Церетели, слышали или читали где-то в желтой прессе, что
в 1998 году поставили некрасивый памятник. Что это?! Это не попытка понять
творчество художника, а попытка создать скандал.
Александр Рукавишников, скульптор:
"Хунвэйбины тоже уничтожили много красивого"
А кто они такие, эти люди, собирающие деньги на снос скульптур Церетели?
Кто им вообще дал право судить о том, хороши его скульптуры или нет? Самое
грустное, что человечество на эти грабли наступало уже не раз и не два?-
хунвэйбины, к примеру, тоже были искренне уверены, что культура - это
вредно, и уничтожили много красивого. Историю Савонаролы,
опять же, все
помнят... Никто, кроме времени и истории, не имеет права выносить приговор
произведениям искусства?- какими бы отталкивающими они ни казались
современникам.
Дмитрий Врубель, художник: "В городе доминирует один скульптор. Не Микеланджело"
Cложилась странная ситуация, когда в городе доминирует один скульптор. К
тому же наш с вами современник, а не, скажем, Микеланджело. В европейских
столицах, например, представлено множество авторов - там есть некая свобода
выбора. У нас же никто не спрашивал, что мы хотим видеть на той же Манежке.
Внезапно появившийся в центре Москвы хорошо
известный ныне памятник Петру I
тоже вызывает множество эмоций. Сейчас об этом мало говорят, но он был
построен за счет городского бюджета. Если бы тогда у нас спросили, готовы
ли мы отдать на постройку памятника, скажем, 30 миллионов долларов, уверен,
что большинство отказалось бы от такого предложения.