Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Слухи.Ру", 11.04.2007

Эсеры делают ставку на "политических мух"

Наталья Бородина сначала "продинамила" "Яблоко", а затем сильно потрепала предвыборный бюджет Хакамады

У победы, как известно, сто отцов, а поражение - всегда сирота. Стоит появиться сколь-нибудь успешному политическому проекту, как вокруг него сразу тучей начинают клубиться самые разнообразные личности, специализирующиеся на освоении предвыборных бюджетов или надеющиеся быстро, пока другие не набежали, попасть в новой структуре «в дамки». Как мухи они слетаются, если появляется лакомый кусочек. Но как только на горизонте замаячат проблемы, они как крысы с корабля первыми побегут туда, где нарисуется шанс урвать новый кусочек. Такие политические попутчики потопили уже не один политический корабль.

И чем масштабнее проект, тем сложнее его организаторам обезопасить себя от этих профессиональных разводил и карьеристов, которые уже собаку съели и не на таких политических новичках из «высшей лиги». Кто-то зовет их «жмейкеры», а кто-то просто и понятно – политические проходимцы.

Не миновала, как говорится, участь сия и новую политическую партию «Справедливая Россия». Слетелись «политические мухи» на нее, как на котлету. Попадаются среди этих мух и вовсе уникальные экземпляры. Вот, например, занятная фигура - Наталья Бородина. В недавнем прошлом «продинамила», что называется, «Яблоко», затем, по свидетельству очевидцев, сильно потрепала предвыборный бюджет президентской кампании Ирины Хакамады. Кстати, это был один из громких «кидальных» скандалов последних лет, когда по всей стране десятки тысяч активистов не получили деньги за сбор подписей и другую работу. Немало «потрудилась» Бородина и на региональных выборах, где как кроликов, «разводила» не только кандидатов, но и их штабы и своих друзей-соратников. Сейчас этих пострадавших набралось столько, что из них наверное, можно создать отдельную партию. Но обо всем по порядку.

Родилась Наталья Бородина в 1955 году в Москве, в скромной советской семье, проживавшей в выхинской хрущевке (это теперь благодаря своим «трудовым подвигам» она обосновалась в престижных Хамовниках). Уже тогда юная Наташа понимала, где надо работать, чтобы жить хорошо. Она поступила в Институт советской торговли, пробовала заниматься темными делами с недвижимостью, а попутно пыталась делать карьеру и по партийной линии - окончила Высшую партийную школу...

Так и работала бы Бородина где-нибудь в райкоме партии, но случилась перестройка и в 1990 подсуетившаяся Бородина создает «Московский городской фонд избирательных технологий». Политическое восхождение бывшей скромной советской служащей началось с «Яблока». Благодаря протекции тогдашнего фаворита Явлинского – Вячеслава Игрунова, который боролся с демшизой в московской городской организации, казавшаяся преданной Бородина получила место в городском политсовете партии, а затем, не будучи юристом, была даже делегирована и в Мосгоризбирком членом комиссии с решающим (!) голосом.

Уже тогда, применяя свои навыки в торговле, Бородина создала под собой параллельную пиар-структуру, точнее, даже несколько - ООО «Агентство политического консалтинга» и др. Используя служебное положение, то есть должность в избиркоме, она искала клиентов, в том числе, и конкурентов того же «Яблока», членом которого она в то время и являлась. Любимой площадкой для Бородиной стала Московская область, где она традиционно работала на местную «водочную» и «земельную» братию - Балашиха, Климовск, Пушкино и т.д. Использовала Бородина и полученные в Мосгоризбиркоме документы управ, социальные паспорта, служебные статистические данными и иные необходимыми для организации выборов материалы…

Пыталась Бородина баллотироваться в Мосгордуму и сама. Но на выборах 1997 и 2001 годов она пролетела, как «фанера над Парижем». Более того, в 1997 она пролоббировала выдвижение по одному из округов в Мосгордуму своего мужа Александра Бехова. Не беда, что шансов на успех изначально не было, зато был выделенный партией предвыборный бюджет, а два бюджета всегда лучше, чем один…

Благосостояние Бородиной росло на глазах – обычная советская чиновница пересела на дорогие машины (особую любовь питая к «Вольво»), сменила квартиру, гардероб... 

В 1999 с санкции Игрунова она уже фактически руководила московским региональным отделением партии. И на выборах в Госдуму в 1999 году, и на выборах в МГД в 2001, Бородина оттачивала излюбленную свою технологию –«кидалово» нанятых сотрудников. Так в ряде округов Москвы уже в 1999 году Бородина не оплатила сбор подписей бригадирам сборщиков, а сборщикам оплатила лишь частично, с опозданием на 2-3 месяца, после многочисленных жалоб и дежурств «потерпевших» у двери ее офиса. На президентских выборах 2000 года история повторилась… Причем ключевые посты в городском избирательном штабе «Яблока» вновь занимал ее муж – Бехов.

С каждой следующей кампанией число обманутых увеличивалось – Бородина «входила во вкус».

Показательно, что уже на выборах в Мосгордуму 2001 года никто из членов партии «Яблоко», проживавших на территории района «Арбат», и входившей в её округ, не поставил своей подписи в её поддержку.

На тех выборах Бородина «прокатила» даже своего до последнего времени ближайшего помощника Н.Морозова, не выплатив в полном объеме зарплату не только агитаторам и бригадирам, но даже руководителям штабов. Не случайно, в конторе Бородиной постоянно менялись бухгалтеры, поскольку, как они говорили, «все обещания Бородиной нужно делить раз на 10».

Однако, ей все сходило ей с рук, и до поры до времени партийные боссы были готовы прощать Бородиной «маленькие шалости» в обмен на её показную преданность во внутрипартийных интригах. Но вскоре стало ясно, что преданность Бородиной понятие весьма относительное. Вся её «яблочная» карьера была результатом ставки на неё Игрунова, но как только тот вошел в конфликт с Григорием Явлинским, Бородина, не моргнув глазом, кинула и бывшего патрона, слова не сказав в его защиту.

Когда же в 2003 году «Яблоко» не прошло в Госдуму, она с легкостью бросила и самого Явлинского. На президентских выборах 2004 года, как известно, «Яблоко» решило никого не выдвигать, но буквально под Новый год все же выдвинула свою кандидатуру Хакамада. Времени на сбор подписей не было, людей тоже. Тут-то подсуетилась Бородина, предложив Хакамаде, по сути, выкупить у нее «яблочные» связи в регионах. Сказано – сделано. Бородина получает на «откуп» половину регионов страны (вторую половину взял на себя адыг Айдамир Ешев, тоже «интересный человек с непростой судьбой»). При этом Бородина умудрилась «открыть» штаб Хакамады прямо… в помещении московского городского «Яблока» (Б. Златоустьинский пер, д. 7). Интересно, как отреагировал бы Зюганов, если бы в каком-нибудь обкоме КПРФ открылся штаб, допустим, ЛДПР. Не удивительно, что уже 9 января зам Явлинского - С. Митрохин и его люди опечатали помещение на Златоустьинском, а Бородина в итоге потеряла свой пост в партии.

Однако многие из тех, кого Бородина переманила из «Яблока», вскоре пожалели об этом. Первоначально она обещала руководителям региональных штабов по 5 тысяч долларов в месяц, а сборщикам по 25 рублей за подпись (хотя по смете Бородиной и Ешева цена за подпись выходила под 29 рублей). Всего было собрано около 4,5 млн. подписей. В ЦИК было сдано 2 млн. 485 тыс. Остальные штаб Бородиной оплачивать не захотел. Причем, это были вполне качественные подписи, только не доставленные в ЦИК. За сданные тоже рассчиталась не полностью. Проверить объявленные штабом итоги проверки подписей оказалось невозможно. Допустим, региональному штабу заявляли, что принята только половина собранных им подписей и выдается половина денег, на резонный вопрос, а где же непринятые, с ухмылкой заявляли: «ищи». Были регионы, где смету оплачивали лишь на 25%. Причем все сборщики в ходе сбора подписей подписывали бланки, что якобы оказывают помощь «на безвозмездной основе». В этой ситуации, когда начальники региональных штабов не могли предъявить сборщикам «забракованные» подписи (причем никто не знал, чьи именно подписи не приняты), они были вынуждены или произвольно кидать часть сборщиков, или платить всем, но только часть зарплаты. По факту начались урезания смет и гонораров не только сборщикам, но и самим начальникам штабов.

В результате по всей стране пошла волна открытых скандалов и недовольства. Так 30 января 2004 сайт Regions.Ru сообщил, что штаб Хакамады не заплатил координаторам по сбору подписей в ее поддержку в ряде регионов России. Значительная их часть - это уральские политтехнологи, получившие подряд накануне кампании и разъехавшиеся с бланками подписных листов по всей стране. Как сообщил сайт, в штабе приняли все собранные подписи и попросили координаторов подождать. Скандал разгорелся, когда нескольким десяткам человек вернули уже заверенные Центризбиркомом подписные листы и сказали, что они не понадобились. Разумеется, оплачивать труд консультантов сотрудники штаба отказались.

«Московские новости» поведали о скандале в Орле, где в обещанный день выплаты вознаграждений активисты ткнулись в запертую дверь и рисовали на дверях надписи, типа, «СПС – козлы» и «Нельзя так относиться к людям. Подумайте о своем будущем».

В Великом Новгороде возмущенные активисты вывесили на дверях штаба номера мобильных телефонов руководителей федеральной кампании. В некоторых городах били стекла в окнах… Доходило до рукоприкладства: регионалы нападали на проверяющих, отбирали папки с подписями, а студенты из федерального штаба, занятые «переделыванием» правильных подписей в «неправильные», под шумок растаскивали офисную оргтехнику. 

Но, несмотря на описанные события, Бородина все-таки возглавила штаб Хакамады накануне учредительного съезда ее партии «Наш выбор». «В поте лица» полтора года (!) Бородина «создавала» партию, но так и не создала. Здесь великий полит-технолог экономила даже на обедах для делегатов и, конечно же, по-прежнему не доплачивала сотрудникам. Когда Хакамада, проверяя жалобы, выяснила, что выдает Бородиной на оплату сотрудникам одни суммы, а Бородина платит другие, дамы расстались со скандалом. Хотя знала Хакамада или нет, что происходит на самом деле, тоже большой вопрос – видимо просто поняла, что никакой партии у неё так и не будет.

Параллельно с работой на Хакамаду Бородина начала «дружить» на выборах в Мосгордуму 2005 года и с «Российской партией ЖИЗНИ» (она так же, как и раньше, параллельно работала и на «Яблоко», и на его противников). Пообещав представителям Партии жизни тотальный контроль на избирательных участках и ТИКах города, Бородина наняла наблюдателей из последней пока не обманутой части своей старой команды под обещания нетрадиционно высокой оплаты труда – 200$ за день работы. Люди, а их было около 150, в том числе, высококвалифицированные юристы, поработали добросовестно, но зарплаты, вопреки обещаниям Бородиной, не получили. И только в июне 2006 года вопрос с оплатой частично удалось решить. Но и здесь Бородина не осталась в накладе, так как из 26000$ фонда зарплаты «сэкономила» 16000.

Однако, несмотря на подобные фокусы, Бородина вновь всплыла. Вначале она пыталась податься к Касьянову с его НДС, но Хакамада, при виде бывшей соратницы, сказала все, что о ней думает… И вот появилась новая партия - «Справедливая Россия», где Бородина на новом месте с новыми людьми теперь вновь занимается региональными выборами. Кому и за сколько сдаст своих нынешних покровителей Наталья Бородина, мы, видимо, скоро узнаем.

 
Другие материалы раздела:
Н.Бородина всплыла у эСэРов
Выборы как подготовка к пенсии

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru