"Проект "Индосат"
"Альфа-групп" захватывает зарубежные рынки по одному и тому же рейдерскому сценарию
Оригинал
этого материала
© "Российские вести", 29.11.2006,
Захваты зарубежных рынков проходят по одному и тому же рейдерскому сценарию
Мобильный плацдарм
Игорь Молчанов
В ходе недавнего визита во Вьетнам Президент Владимир Путин, обозначая сферы
интересов сотрудничества, о которых он договорился с главой этой страны,
упомянул и про телекоммуникационный сектор.
В составе российской делегации был и глава "Альфа-банка" Петр Авен. Он не
скрывал, что его появление в Ханое объясняется интересом
"Альфы" к банковскому и
телекоммуникационному рынкам Вьетнама.
Вьетнамские власти в следующем году собираются провести приватизацию трех
крупнейших сотовых компаний.
Два крупнейших оператора VinaPhone и MobiFone, охватывающие соответственно 2,1
и 1,5 миллионов абонентов, принадлежат государственной корпорации почт и
телекоммуникаций. Третий по величине оператор Viettel, обслуживающий 70 тысяч
абонентов, находится под эгидой вьетнамского министерства обороны.
Интересно, что незадолго до российско-вьетнамского саммита компания Altimo -
телекоммуникационное подразделение консорциума
"Альфа-групп" - открыла в Ханое
свое представительство. "Мы рассматриваем возможность инвестиций в местные
сотовые компании, а также планируем использовать свое представительство для
экспансии в Юго-Восточную Азию", - сказал тогда старший вице-президент компании
Роджер де Базельер.
Помимо вьетнамских компаний, еще одним объектом экспансии Altimo в этом регионе
мира, судя по всему, является Indosat - вторая по величине сотовая GMS-сеть в
Индонезии, обслуживающая 13 миллионов абонентов. Местные власти еще в прошлом
году обсуждали возможность возвращения под свой контроль 41-процентного пакета
акций этой компании, проданной в 2003 году сингапурскому холдингу Temasek.
Однако необходимых для этой операции 1,2 млрд. долларов у правительства страны
нет.
В средствах массовой информации обсуждалась возможность привлечения для
финансирования компании Altimo взамен на блокирующий пакет акций (правительству
Индонезии сегодня принадлежит 14% акций Indosat). В связи с этим в СМИ появились
публикации о некоем служебном документе Altimo под названием
"Проект "Индосат"
(Индонезия)". В нем, в частности, приводилось два сценария вхождения в состав
акционеров этой компании. Первый - через массированную PR-компанию по
дискредитации нынешнего сингапурского владельца и вынуждению его к продаже
своего пакета акций. Приводится даже стоимость этого варианта - всего 126 тысяч
долларов.
Второй сценарий более реалистичен. Главная роль в нем отводилась министерству
госимущества Индонезии. Именно оно должно добиться национализации и принудить
сингапурских владельцев к продаже своей доли в Indosat. Цена вопроса - 40
миллионов долларов.
Что именно должны сделать чиновники министерства за эти немалые деньги? Ответ
на этот вопрос не столь уж загадочен, если вспомнить слова гендиректора Altimo
Алексея Резниковича, сказанные им в интервью одной из российских газет:
"Мы
считаем, что участие в международных аукционах - это тупиковый путь развития.
Наши компании в открытых аукционах пока не могут платить ту цену, до которой
поднимается конкуренция во время торгов".
Помня о том, что Индонезия только недавно была исключена из
"черного списка"
FATF самых коррумпированных стран, можно понять, какую стратегию по экспансии на
зарубежные рынки использует телекоммуникационное подразделение
"Альфа-групп".
Сегодня Altimo является акционером многих зарубежных телекоммуникационных
компаний. Среди них - турецкая Tukcell, украинская
"Киевстар", сотовые операторы
в Киргизии, Узбекистане и других странах. И практически везде ее вхождение в
состав акционеров других компаний сопровождалось скандалами.
"Альфа-групп" в
стремлении присоединить к своей империи очередного оператора, как правило,
действует по давно опробованной схеме. Во-первых, это использование
административного ресурса - лоббистские возможности
"Альфы" уже стали притчей во
языцех. Во-вторых, эмиссары группы стремятся
"договориться" с местными
чиновниками. И, в-третьих, экспансия сопровождается громкой PR-компанией. К
примеру, сразу после заявления о намерениях выйти на
телекоммуникационный рынок Вьетнама, в российской прессе одновременно вышли
словно написанные под копирку "респектабельные" статьи рекламного характера с
главным - сомнительным - тезисом о том, как правильно поступают отечественные
компании, вкладывая деньги в зарубежный бизнес. Как говорится,
"фото небольшое -
подзаголовок позитивный". Даже не голубых экранах вьетнамских телевизоров то и
дело мелькали господа Авен и Возянов. Не без поддержки международного
PR-агентства APCO.
А когда такая экспансия на отраслевые рынки других стран сопровождается еще и
определенным "ходатайством" за российские компании со стороны руководителей
нашей страны, получается, что подобная практика является чуть ли не официальной
экономической политикой России. Применяющая рейдерские методы компания своими
действиями просто-напросто дискредитирует власть и ее руководителей.
Впрочем, можно ли назвать компании, подобные
"Альфа-групп", российскими?
Покупая активы за рубежом, они вкладывают деньги в экономики других стран. Да и
отечественные активы, как правило, принадлежат дочерним компаниям,
зарегистрированным в офшорах. Российскими же остается только название, да и то
не всегда. Владельцы таких компаний практически не рискуют своими капиталами -
они надежно покоятся в зарубежных банках и компаниях.