Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новые Известия", Москва, 01.11.2000, Фото: "Коммерсант"

Кандидат в законе

ЦИК решила не проверять прошлое претендента на пост губернатора

Кирилл Белянинов

Михаил Кузнецов

Каждый кандидат только тогда чего-нибудь стоит, когда он умеет без потерь уходить от ответственности. Злые языки утверждают даже, что если внимательно, с карандашом в руках, изучить официальную биографию любого претендента на депутатское, губернаторское или, не дай Бог, президентское кресло, можно легко выяснить, что жизнь очередного кандидата в "спасители Отечества" обычно состоит из сплошных "белых пятен". Куда-то исчезают заработанные непосильным трудом дорогие особняки и шикарные иномарки, ни словом не упоминается о так и неуплаченных налогах, а вместо подробного рассказа об уголовных делах, заведенных в свое время на кандидата, избирателям предлагают поверить в трогательные истории о создании очередного фонда "помощи детям-сиротам".

Может быть, поэтому начало любой избирательной кампании в стране сопровождается странным бумажным треском. Это работают специалисты по прошлому кандидатов: в сотнях архивов, разбросанных от Калининграда до Владивостока, из личных дел выдирают целые страницы, вымарывают отметки о судимостях и вписывают недостающие строчки о получении высшего образования.

Есть, впрочем, и другой путь. Прошлогодние парламентские выборы наглядно показали политически озабоченной части населения страны, что хороший компромат может стать главным аргументом в предвыборной борьбе. Российские политики столь наглядно преподнесенный урок не только хорошо усвоили, но и решили творчески переработать. Любой политически озабоченный житель Псковской области, например, зайдя на один из региональных интернетовских сайтов, сможет узнать немало интересного о депутате Госдумы от фракции ЛДПР аж с 1995 года, владельце двух местных газет, предпринимателе и по совместительству кандидате в губернаторы области Михаиле Кузнецове.

Если верить хозяевам сайта, то Михаил Кузнецов в свое время купил диплом о высшем образовании, в середине 90-х промышлял незаконными экспортными операциями с металлами, тогда же приторговывал наркотиками, а всего лишь полтора года назад был задержан московской милицией по подозрению в совершении банальной кражи, судим и даже был приговорен судом к году лишения свободы.

Самое интересное, что владельцем и спонсором столь познавательного сайта является сам Михаил Кузнецов. И хотя рекламный ход, предложенный аналитиками кузнецовского предвыборного штаба, при всем желании не отнесешь к избирательным ноу-хау, некоторые детали биографии Михаила Варфоломеевича в "его собственной редакции" нас действительно заинтересовали.

На самом деле, старенький трюк с распространением компромата на самого себя впервые опробовали в Америке еще в начале 60-х. Тогда сразу несколько кандидатов в члены конгресса организовали "выброс" совершенно абсурдных сведений о своей жизни. Через несколько дней эти сведения были с блеском опровергнуты, кандидаты получили совершенно бесплатную рекламу в национальных газетах, а в информацию о настоящих криминальных связях кандидатов, распространяемую их конкурентами, уже никто не поверил.

Но, как ни странно, аналитики Кузнецова сочли нужным опровергнуть одно-единственное обвинение: в том, что кандидата в губернаторы арестовывала московская милиция. На самом деле, по версии предвыборного штаба Кузнецова, кражу совершил однофамилец депутата Госдумы. Нам столь пристальное внимание к совершенно абсурдному эпизоду показалось странным.

Если в то, что обычный российский предприниматель купил себе диплом и успел поучаствовать в контрабандном вывозе металлов еще можно было поверить, то информация об аресте депутата Госдумы за кражу выглядела откровенным бредом. За все время существования российского парламента депутатской неприкосновенности были лишены только два человека: знаменитый строитель финансовых пирамид Сергей Мавроди и Надир Хачилаев, организовавший массовые беспорядки в Махачкале. Больше народные избранники не выдали никого, а все запросы из правоохранительных органов просто-напросто оставляли без ответа.

Уголовное дело N 030147

В архивах московских судов удалось найти только одно дело по обвинению Михаила Варфоломеевича Кузнецова. 24 июня 1999 года Мещанский межмуниципальный суд признал его виновным по статье 30, часть 3, и статье 158, часть 2, пункт "г" Уголовного кодекса РФ, и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на один год.

Началось это дело, правда, почти на полгода раньше: поздно ночью 8 февраля 1999 года Михаил Кузнецов был арестован сотрудниками 18-го отделения милиции. В обвинительном заключении, подготовленном следователем РУВД Центрального округа лейтенантом Р. В. Кочерыгиным 7 мая, обстоятельства этого невероятного дела излагаются предельно просто: "... Кузнецов М. В.

совершил кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину, а именно: он, 8 февраля 1999 г., примерно в 2 часа ночи, находясь в баре "Голодная утка", расположенном по адресу: г.

Москва, ул. Пушечная д. 9/6, имея прямой умысел и корыстную цель, подошел к гражданину Травкину А. В., и, полагая, что действует незаметно для окружающих, похитил из внешнего правого кармана куртки, одетой на потерпевшем, сотовый телефон "Эрикссон", стоимостью 3 450 рублей, чем нанес потерпевшему значительный материальный ущерб, т. е. совершил преступление, предусмотренное ст. 158 ч.2 п. Г УК РФ... " Если кто не знает, "Голодная утка", расположенная у самого метро "Кузнецкий мост" напротив первого в Москве магазина "Интим", лет пять подряд считалась одним из самых "веселых" заведений столицы. В "Утке" впервые в Москве показали мужской стриптиз, бармены не возражали против танцев прямо на стойке, а в каждом углу можно было обнаружить как минимум одну пару, вовсю занимающуюся любовью. Несколько раз бар закрывали сотрудники Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но, по словам завсегдатаев, героин и ЛСД там можно купить и сейчас в любое время суток.

- Кражи у нас действительно бывают, но по большей части мелкие, - пояснил и охранник "Утки" Дмитрий Крылов, дежуривший в ту ночь. - Телефоны тащат, кошельки иногда. Воров мы обычно ловим, правда, объяснить, зачем они эту кражу совершили, в большинстве случаев не могут: ночью здесь трезвых не бывает. Или спиртного перебирают, или наркотиков.

По словам Крылова, задержанный в ту ночь Кузнецов "изъяснялся с большим трудом". Поэтому охранники бара ничего выяснять не стали и просто передали задержанного патрульной группе, вызванной из 18-го отделения милиции.

В отделении потерпевший Александр Травкин написал заявление, под которым поставили свои подписи трое свидетелей. А все попытки допросить задержанного не закончились ничем: доставленный из "Голодной утки" посетитель смог сообщить только, что зовут его Кузнецов Михаил Варфаломеевич. Никаких документов в карманах задержанного обнаружено не было.

Суд да дело

Оперативники утверждают, что на допросах подозреваемый все время менял показания. Сначала сообщил, что паспорт свой потерял, постоянно проживает в Болшево Московской области, куда приехал из Красноярска, подрабатывает продажей газет в электричках. Потом - что живет в подмосковной Балашихе.

Так что для того, чтобы установить личность задержанного, милиции понадобилось несколько дней.

"В ходе изучения личности обвиняемого Кузнецова М. В. было установлено: ранее не судим, на учетах в НД и ПНД не состоит. На основании изложенного: Кузнецов Михаил Варфаламеевич, 22 августа 1968 г. Р., ур. г. Тюмени, прож.

Московская обл., г. Балашиха, ул. Ю. Фучика д. Б кв. 83, не работает, русский, гражданин РФ, ранее не судим". Это цитата из обвинительного заключения, заверенного, кроме следователя Кочерыгина, и начальником следственного отдела РУВД ЦАО г. Москвы полковником юстиции А. Телегиным.

Паспорт серии II-ЛБ N 646225 задержанный получал 2 марта 1995 года в подмосковной Балашихе.

А это - выписка из архива Московской регистрационной палаты, где депутат Госдумы и кандидат в губернаторы Псковской области Михаил Варфоломеевич Кузнецов 22 декабря 1995 года регистрировал одно из своих многочисленных предприятий - ООО "НИИ "Атомстройпроект": "ФИО учредителя: Кузнецов Михаил Варфоломеевич - Россия. Адрес: г. Балашиха, Моск. обл., ул. Ю. Фучика, д.

Б, корп. 1, кв. 83. Паспорт: серия II-ЛБ номер 646225 выдан 02.03.95 ОВД г.

Балашиха Моск. обл.

Как видите, совпадений слишком много. Можно, конечно, предположить, что в один и тот же день и год в городе Тюмени одновременно появились на свет два мальчика, получившие одно и то же имя - Михаил Кузнецов, одновременно прописавшиеся в Балашихе Московской области и в один день получившие совершенно идентичные паспорта. Тем более что разница между карманным вором Кузнецовым и депутатом и предпринимателем Кузнецовым, все же есть - одна буква. В обвинительном заключении речь идет о "Михаиле Варфаламеевиче", а в официальной биографии кандидата в губернаторы его упорно называют "Михаилом Варфоломеевичем".

Правда, это может быть обычной милицейской ошибкой. Тем более что разобраться в прошлом Михаила Кузнецова действительно непросто. Будущий депутат оказался обладателем как минимум еще четырех документов, удостоверяющих личность: кроме уже упоминавшегося "балашихинского" паспорта, в 1995 году Кузнецов обзавелся еще двумя официальными красными книжечками: 13 мая в Тюмени получил паспорт VI-ФО N 710115 и 16 сентября там же паспорт VII-ИК N 410758. А в 1994 году, регистрируя в Москве фирму "Калорстройторг", Кузнецов предъявил и еще один документ на свое имя - паспорт ХIII-КБ N599690, выданный 12 мая 1985 года Советским ОВД города Казани. Куда делся самый первый паспорт будущего кандидата в губернаторы, полученный им по достижении 16 лет в родном городе Тюмени, установить так и не удалось.

Человек-невидимка

Самое интересное в этой истории то, что весной 1999 года в столице появились два Михаила Варфоломеевича Кузнецова. Один исправно появлялся в стенах Госдумы, а второй, если верить судебным документам, с февраля по июнь тихонько ожидал суда в одном из Московских СИЗО. Правда, упоминания об этом есть только в одной милицейской базе данных - Оперативно-справочном отделе Информационного центра ГУВД Московской области. А в центральном компьютере МВД ни одной справки в отношении М. В. Кузнецова обнаружить так и не удалось.

- Я могу только предполагать, что произошло на самом деле, - ответил на наш недоуменный вопрос один из сотрудников Генеральной прокуратуры. - Скорее всего, этот человек сразу после задержания действительно "лыка не вязал", так что никак не мог помешать возбуждению дела. Документов у него при себе не было, пока он приходил в себя, в отделении милиции уже приняли заявление потерпевшего, и машинка закрутилась. А чуть-чуть очухавшись, ваш Кузнецов понял, что выносить столь неприятный эпизод, как кража телефона, на обсуждение Госдумы и, стало быть, допустить, чтобы его обсуждали партнеры по бизнесу, он не может. Поэтому-то он ни словом не упомянул о депутатской неприкосновенности. А в милиции, скорее всего, просто дал взятку и нанял безобидного бомжа сидеть вместо себя. Этим и объясняется путаница в показаниях: подставной подозреваемый не смог сразу вызубрить свою роль.

Как бы то ни было, 24 июня 1999 года под председательством судьи Марины Мартиной состоялось судебное заседание. Кузнецов полностью признал свою вину и был приговорен к наказанию "в виде лишения свободы ниже низшего предела" - 1 год "без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима". А начало срока засчитали со дня ареста - 8 февраля 1999 года.

По решению суда Кузнецов отправился отбывать наказание в Брянск, в учреждение ОБ-21/2. Но, как ни странно, в архивах Главного управления исполнения наказаний МВД нет никаких документов, подтверждающих, что Михаил Варфоломеевич отбывал свой срок. Только в адрес Мещанского суда Москвы из Брянска пришел запрос от начальника колонии ОБ-21/2: человек, прибывший под именем Кузнецова, не имел при себе никаких документов. Начальник попросил прислать паспорт осужденного, но, по странному совпадению, в судебном деле N 1 - 939/99 его тоже не нашли.

- В деле вообще было много странного, - подтвердила и судья Марина Мартина, не поленившаяся достать из судебного архива увесистую папку - Вот, например, фотография подсудимого - она пришла по факсу, и сделана явно с паспортного фото, когда человеку было 16 лет. Так что разобрать там что-нибудь трудно.

- Марина Геннадиевна, а здесь вы подсудимого узнаете? - мы принесли с собой фотографию кандидата в губернаторы Псковской области, распечатанную с его собственного сайта в Интернете.

- Нет, это, наверное, не он. Хотя черты лица действительно похожи. - Марина Геннадиевна внимательнее присмотрелась к снимку. - Подождите... Знаете, а может быть, и он...

 

Другие материалы раздела:
Кузнецов чужого несчастья
Резолюция: "Он че, сука"
📁 Малява от губернатора +
Миша может уходить
Миша на губернаторстве
Год великого провала
Кузнецов в законе
Ответ Михаила Кузнецова

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru