Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© Дни.Ру, 30.11.2005

Миллионы Шендеровича

Елена Калашникова

Началось с того, что на редакционную почту Дней.ру пришло письмо о том, что Виктор Шендерович подставился самым элементарным образом: превысил свой избирательный фонд и теперь подлежит снятию с выборов. Сразу оговоримся, письмо было не из компетентных органов, а от вполне политизированного зрителя, наблюдавшего 29 ноября выступление Виктора Шендеровича в рамках дискуссионного клуба "В кавычках". Человек, отследив несколько публикаций в СМИ и сопоставив с тем, что он увидел на встрече кандидата с избирателями, поделился своими расчетами. Чуть позже эта тема получила обсуждение в Интернете. 

Что можно Шендеровичу, не позволено Говорухину

Дело в том, что Виктор Шендерович презентовал пришедшим посмотреть и послушать избирателям свое "агитационное изделие" - DVD-диск "Итого+" с подборкой, как следует из названия, выпусков одноименной программы. Диск оформлен в соответствии со всеми требованиями избиркома. Указано, что заказчик – кандидат в депутаты Государственной Думы от Университетского округа Москвы Виктор Шендерович. Указан и тираж – 75 000 экземпляров. 

Предположив, что подобный диск может стоить не менее 10 рублей, наш читатель получил сумму 750 000 рублей, то есть почти 26 000 долларов. Однако недавняя попытка Виктора Шендеровича через суд снять с выборов своего основного конкурента Станислава Говорухина и экономические выкладки, приведенные на пресс-конференции, говорили о том, что Шендерович сам более чем в два раза превысил свой избирательный фонд. 

Марина Литвинович, глава избирательного штаба Виктора Шендеровича, объяснила журналистам, что Станислав Говорухин получает политическую рекламу от рекламы его нового фильма "Не хлебом единым", который вскоре выходит на экраны. Подсчитав стоимость билбордов, растяжек и наклеек, Марина Литвинович заявила: "общая стоимость только той рекламы, которую мы нашли сами, составляет 160 000 долларов, тогда как по закону из фонда кандидат имеет право потратить примерно 12 400", - приводят ее слова РИА "Новости". Там же говорится, что по "данным сторонников Шендеровича, Говорухин как минимум в 12 раз превысил допустимые затраты на избирательную кампанию". Получилось громкое и подкрепленное цифрами обвинение. 

Ряд федеральных изданий также повторил за Литвинович цифру в 12 400 долларов, назвав ее максимальной суммой, которую кандидат вправе потратить из своего фонда на рекламу. На основании этого те, кто получил диск Шендеровича, задались вопросом: как можно было обвинять Говорухина, и одновременно наступать на те же самые грабли? 

Откуда дровишки? 

На самом деле избирательный фонд на кампанию может достигать порядка 7 млн. рублей. 12 400 долларов (или 356 400 рублей) – это 5% от суммы фонда. Кандидат вправе оплатить собственную рекламу не из средств избирательного фонда на сумму, не превышающую эти самые 12 400 долларов. Однако большинство избирателей, досконально не знакомых с законом о выборах, опиралось на сообщения СМИ. И недоумевало. 

Когда выяснилось, что штаб Шендеровича попросту запутал журналистов, а через них и избирателей, встал другой вопрос. 

По информации из штаба, один диск, учитывая запись и нанесения краски, стоит 50 центов. Итого получается 37 500 долларов, больше миллиона рублей. Учитывая, что это всего лишь агитационные диски, кроме которых печатаются рекламные листовки, наклейки, снимаются помещения, оплачивается работа людей, предвыборная кампания Шендеровича выглядит вполне по-барски. Видимо, сатирик - весьма состоятельный кандидат, если может себе позволить бросаться такими суммами на интерактивный вид агитации. 

С одной стороны, Шендерович идет на выборы вместо Михаила Ходорковского. Исходя из этого можно предположить, что он сохранил за собой финансовую поддержку опального олигарха. Список этих людей во главе с Леонидом Невзлиным (бывший совладелец компании ЮКОС, находящийся в розыске – прим. Дней.ру) широко известен. 

Да и сам Виктор Шендерович, если верить его официальной декларации доходов, совсем не бедствует. 

С другой стороны, Виктор Шендерович обратился к своим поклонникам с просьбой поддержать его кампанию материально. "Деньги действительно нужны, - пишет он в своем онлайн дневнике, - потому что надо объяснять свою позицию и намерения сотням тысяч людей, а радио и ТВ, как вы догадываетесь, в эти дни для меня будут закрыты наглухо. Значит: листовки, плакаты, аренда залов, перетяжки, труд сотен людей, который должен быть оплачен"... 

Судя по всему, ход с обращением к народу должен был продемонстрировать, что Шендерович – это не то что Ходорковский. Он – кандидат независимый, и денег, нажитых преступным путем, у него нет. Вся надежда на избирателей. 

И народ действительно откликнулся. "Мы получили три с лишним десятка денежных переводов, - пишет Шендерович, - по преимуществу наши корреспонденты - люди 30-40 лет. География переводов – в буквальном смысле вся страна: от Калининграда до Южно-Сахалинска. Кроме этих двух городов, - еще Москва, Московская область, Петербург, Рязань, Воронеж, Екатеринбург, Новосибирск, Приморский край и Владивосток. Разброс сумм – от 100 рублей до 15 тысяч рублей" 

Шендрович, как выясняется, экономный кандидат. Самоокупаемый. Редкий политик, заменивший на выборах Михаила Ходорковского, пойдет в народ просить не столько голос, сколько финансовую помощь. И редкий политик, не имея за душой больших капиталов, потратит больше миллиона рублей только на интерактивную агитации. Видимо из тех 100-рублевых переводов, которые жители страны оторвали от семейных бюджетов, только чтобы Шендеровичу было на что провести избирательную кампанию. Напомним, что в отличие от Говорухина кандидат Виктор Шендерович не собирал подписи поддерживающих его граждан. Вместо этого при регистрации он внес залог, а это еще порядка 1000 000 рублей. 

Таким образом, сбор денег у граждан при наличии серьезной финансовой поддержки является еще одним штрихом к популистской кампании Шендеровича. Вся предвыборная стратегия была построена на скандалах, "открытых письмах" и полном отсутствии конструктива, она стала набором бессмысленных поступков. К сожалению, блистательный писатель-сатирик превратился в неумелый пиар-проект. 

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru