Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

© "Газета журналистских расследований Дело №", #12, 27.07.2005

Странности президентского проекта "Набережная Европы"

Особенности строительства в Петербурге

Борис Ливанов

С приходом к власти питерца Владимира Путина Санкт-Петербург стал постепенно превращаться в весьма соблазнительный для инвестиций и бизнес-проектов город. Чего стоило стране одно лишь празднование 300-летия Петербурга, трудно представить! А сколько из выделенных государством и спонсорами денег осело в карманах различных бизнес-структур и чиновников, мы, скорее всего, так и не узнаем. Но и после празднования поток денежных средств в Петербург не слишком сократился. «Северная Пальмира» все еще остается привлекательным для различных вложений городом. Одной из самых заманчивых сфер для инвестиционных вложений было и остается строительство. Ну а там, где большие деньги, там и большие скандалы. И в этих скандалах оказываются зачастую замешаны весьма известные лица.

Высочайшее благословение

Проект под названием «Набережная Европы» родился на свет еще во времена Анатолия Собчака. Согласно задумке, в Петроградском районе Петербурга должен был вырасти шикарный бизнес-центр, который мог бы составить конкуренцию самым известным мировым центрам подобной направленности. Он должен был занять несколько десятков квадратных километров земли, 14—16 этажей, иметь несколькоуровневый гараж, десятки баров и ресторанов, тысячи офисных помещений, дорогие магазины, салоны красоты и т.п. В общем, равного такому центру в России еще не было и нет.

Реализацией проекта занималась английская фирма «Гроув Экспресс Лимитед». Но для всей работы по проекту учредителями ГЭ (граждане Эстонии и России) была зарегистрирована фирма «Петербург Сити».

Собчак к проекту отнесся благосклонно, но по разным причинам задумка на несколько лет так и осталась задумкой. Все изменилось лишь в 2003 году. Именно тогда проект был одобрен лично президентом России Владимиром Путиным. После этого события реализация проекта «Набережная Европы» вышла на качественно иной уровень.

В кратчайшие сроки было утверждено место для будущего бизнес-центра — на улице Добролюбова в Петроградском районе Петербурга. То, что на этом «пятне», как называют выделенную для строительства землю строители, расположен Государственный институт прикладной химии (ГИПХ), никого не испугало и не остановило. Причем, сами «химики» тоже не были в обиде — вместо обветшавшего здания на Добролюбова ПС обязалась выстроить институту новое здание и помочь с переездом. Впрочем, перенос ГИПХа стал не единственным условием государства бизнесменам за разрешение строить «Набережную Европы».

Согласно договору между ПС и Минимуществом, бизнесмены обещали построить также Дворец танца Бориса Ейфмана, о чем в Петербурге уже давно идут разговоры. А еще ПС обязалась выкупить и предоставить офицерам УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области несколько десятков квартир в городе. Бизнесменам данные условия не были в тягость. К тому же они получали своеобразную «крышу» со стороны ФСБ. В общем, все были довольны, и учредители ГЭ и ПС приступили к поиску инвесторов.

Умопомрачительные дивиденды

Стоимость проекта некоторые специалисты оценивают примерно в 2—3 млрд долларов. Вполне возможно, что сумма в процессе реализации проекта может увеличиться. Но после сдачи бизнес-центра в эксплуатацию эти деньги «отбиваются» в течение 7—9 лет. После чего центр станет приносить весьма ощутимую прибыль, исчисляемую миллионами долларов в год. Все эти выкладки свидетельствуют о том, что проект сверхпривлекателен для инвесторов. Да и одобрение проекта президентом — тоже немаловажный плюс. Так что учредители «Гроув Экспресс» были уверены, что деньги найдутся. Так оно и случилось. Но вот именно с этого момента вокруг «Набережной Европы» стали происходить странности. Причем, чем дальше, тем страннее и страннее.

Первой фирмой, с которой учредители «Гроув» попытались договориться, стала «Фри-Маркет». 4 августа 2003 года именно эта фирма заключила с «Гроув Экспресс» сделку, согласно которой 100% акций «Петербург Сити» переходили к «Фри-Маркет» за 1 млн долларов и обязательства дальнейшего финансового участия в проекте. Однако у покупателя возникли финансовые проблемы, и деньги за акции продавцу перечислены не были. Учредители «Гроув» стали искать других инвесторов.

Девелоперская компания «Русские инвестиции» появилась на горизонте организаторов проекта практически в одно время с «Фри-Маркет». После неудачи с «Маркет» новые инвесторы показались более выгодными партнерами. В сентябре 2003 года, когда стало ясно, что «Фри-Маркет» не в состоянии выполнить взятые на себя обязательства, руководитель «Петербург Сити» Михаил Бреганов стал договариваться с «Русскими инвестициями». 23 сентября 2003 года свет увидел договор купли-продажи 50% акциий «Петербург Сити» «Русским инвестициям» за..5 тысяч рублей. Сумма довольно странная, но регистрировать сделку в налоговой учредители «Гроув» и «Петербург Сити» не спешили. Однако директор «Инвестиций» Кирилл Игнатьев об этом, скорее всего, не знал и целиком окунулся в работу по перспективному проекту.

Через некоторое время Игнатьев знакомит руководство «Петербург Сити» и учредителей «Гроув» с представителями фирмы «КБ Инжениринг», заявляя, что именно эта инвестиционная компания берет на себя обязанность вложить в проект львиную долю финансовых средств. В обмен же инвесторы требуют ввести их в состав учредителей «Петербург Сити». Схема, в общем-то, обычная — должны же инвесторы получить обеспечение под свои деньги. Но к тому времени организаторов проекта стали «терзать смутные сомнения».

«Истинный инвестор»

Впрочем, сомнения сомнениями, но проект продвигать надо, и 16 февраля 2004 года на свет появляется очередной документ купли-продажи. Согласно документу, «Русские инвестиции» продали 37,5% акций из принадлежащих им 50 фирме «КБ Инжениринг» за 750 тысяч долларов. Думается, что ни одному финансисту даже в самом радужном сне не представлялись подобные дивиденды. Купить акции за 5 тысяч рублей, а через 5 месяцев продать их почти за миллион долларов! Но у российского бизнеса свои законы…Кроме оплаты акций, «КБ Инжениринг» предоставило ПС ссуду в размере 1 млн долларов («Договор займа №1 /ПС-04»).

И вот на этом этапе, видимо, решив, что все уже «на мази», Игнатьев совершил серьезную ошибку. Как рассказал один из учредителей «Гроув Экспресс» Сергей Львов, через несколько дней после заключения сделки с «КБ Инжениринг» он поехал в Лондон. Там встретился с Игнатьевым, который и устроил Львову встречу с.Борисом Березовским. Встреча проходила в одном из лучших отелей Лондона, тогда Игнатьев прямо сказал Львову, что, мол, Березовский и есть истинный инвестор. Когда Львов вышел из кабинета опального олигарха, он столкнулся с неким «лицом кавказской национальности», которое показалось ему знакомым. По словам Львова, он лишь много позднее понял, что в отеле столкнулся с… Ахмедом Закаевым.

Мы не можем со стопроцентной уверенностью утверждать, была ли на самом деле эта встреча. Львов с некоторых пор в Петербурге практически не появляется, а Игнатьева и партнеры по бизнесу очень часто найти не могут, что уж говорить о журналистах. Представители «КБ Инжениринг» и «Русских инвестиций», с которыми все-таки удалось поговорить, отрицают любую причастность к их фирмам БАБа. Однако некоторые источники утверждают, что «крестный отец Кремля» все же имеет отношение к этим фирмам.

Но кроме всего прочего, против участия в проекте Березовского резко возражали «партнеры» учредителей «Петербург Сити» — руководство ФСБ.

Стройбизнес как политический рычаг

Как нам объяснили в УФСБ Петербурга и Ленобласти, их неприятие участия БАБа в российском проекте связано отнюдь не с тем, что олигарх, мягко говоря, в ссоре с нынешним руководством страны (хотя и это не последняя причина), а в первую очередь с другими причинами. Дело в том, что при инвестиционных проектах типа «Набережной Европы» очень трудно отследить судьбу денег, поступающих под такие проекты в Россию. В ФСБ предположили, что БАБу нужен не столько перспективный проект, сколько возможность легально перекачивать деньги в РФ. Ну а затем уже эти деньги, которые проходили бы через подконтрольные Березовскому инвестиционные фирмы, тратились бы не на вложения в русский бизнес, а на организацию, например, «пенсионных бунтов», антиправительственных митингов, на выборы «нужных» депутатов и т.д.

Так или иначе, но учредители озаботились тем, как бы аккуратненько отодвинуть от участия в проекте столь одиозные личности. Впрочем, вполне вероятно, что подобную возможность они не отрицали с самого начала.

Как следует из материалов уголовного дела, учредители «Гроув Экспресс», заключив самую первую сделку с «Фри-Маркет», зарегистрировали ее в налоговом управлении Петроградского района Петербурга, передав таким образом все права на «Петербург Сити» «Фри-Маркету». А когда выяснилось, что у покупателя не хватает денег, странным образом «забыли» поставить в известность тех же налоговиков о расторжении сделки. Итак, пока владельцы «Гроув» продавали половину «Петербург Сити» «Русским инвестициям», законным владельцем «Петербург Сити» оставался «Фри-Маркет». Игнатьев и его партнеры из «КБ Инжениринг» узнали об этом лишь в конце весны 2004 года.

«Царские» застройщики

В апреле 2004 года учредители ГЭ нашли заинтересованного в проекте инвестора с чистой биографией. Хотя в России вряд ли найдутся крупные бизнесмены без темных пятен в ней. Но в данном случае дело обстояло весьма специфически. Новым инвестором, да и застройщиком, пожелала стать «Строительная Корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга». Остается непонятным, почему к проекту не привлекли эту фирму сразу.

Как следует из документов, расторжение сделки между «Гроув» и «Фри-Маркет» было зарегистрировано в МНС в апреле 2004 года. А дальше события понеслись прямо-таки с головокружительной быстротой. 11 мая 2004 года 100% акций «Петербург Сити» продаются английской фирме «Фернгем Лимитед». Сделка моментально регистрируется. Через две недели корпорация «Возрождение» приобретает 70% акций «Петербург Сити» у английской фирмы — 24 мая 2004 года. «КБ Инженирингу», по словам учредителей «Гроув», и были возвращены деньги за акции, а затем и заемный «лимон».

Работы по проекту, после того как в него вошло «Возрождение», пошли семимильными шагами. Бывшие инвесторы не проявлялись. Оказалось, что Игнатьев и компания, как следует из материалов уголовного дела, просто ждали благоприятного момента для ответного хода.

«Лишний» миллион

До октября 2004 года к «Набережной Европы» никто не проявлял особого интереса. Правда, еще летом того же года Игнатьев, как нам сообщили источники в «Гроув Экспресс», попытался «напакостить». Получив из банка сообщение, что на счет «Русских инвестиций» от «Петербург Сити» переведен миллион с лишним долларов (включая проценты по ссуде), он дает указание финансистам отправить деньги обратно. Ведь пока ссуда не выплачена, фирма-заказчик проекта остается у Игнатьева как бы на крючке. Директор «Петербург Сити» Бреганов отправил деньги еще раз, а потом сразу распорядился закрыть счет. Игнатьеву пришлось забрать деньги, после чего он на некоторое время не проявлял интереса к проекту.

Но в октябре в «Петербург Сити» пришли сотрудники милиции и сообщили, что правоохранительными органами Питера возбуждено уголовное дело по факту хищения 1.750.000.000 у «КБ Инжениринг». После обыска в офисе «Петербург Сити» и блокирования банковских счетов сотрудники милиции надолго оставили фирму в покое. Остается непонятным, куда же смотрели «федеральные партнеры» и высокие покровители «Возрождения». О причинах их молчания (если, конечно, они действительно ничего не предпринимали) можно только догадываться. А через три месяца после возбуждения уголовного дела происходит странное нападение на Львова.

13 января 2005 года Львов, за день до этого вернувшийся из Финляндии, подъехал к дому, в котором жил в Петербурге. Зашел в подъезд, снабженный кодовым замком, и наткнулся на. .металлический прут. От удара по голове Львов потерял сознание, но быстро пришел в себя и даже чувствовал, как его поспешно освобождают от всего ценного. Забрав деньги, телефон, часы, портфель с документами и ключи от машины («мерседес» класса S), напавшие сбежали. Львов добрался до квартиры и сразу позвонил начальнику УГИБДД. Срочно был организован широкомасштабный поиск «мерседеса». Но вот какая незадача: автомобиль, оборудованный всеми возможными системами безопасности, в том числе и «навигатором», так и не нашелся. Впрочем, по нашим данным, этому имется вполне логичное объяснение.

Как нам рассказали источники в ФСБ, уголовное дело по факту «хищения средств у «КБ Инжениринг» (напомним, что представители «Гроув» и «Петербург Сити» утверждают, что вернули все деньги) было организовано лично начальником криминальной милиции ГУВД Петербурга и Ленобласти Владиславом Пиотровским. Якобы, за возбуждение уголовного дела генерал-майору милиции было передано 100 тысяч долларов. Впрочем, это, скорее всего, просто слухи. Но, вместе с тем, логично предположить, что если Пиотровский хотя бы даже курировал данное дело, то мог быть причастен и к нападению на Львова. А потому и найти «мерс» Львова так и не удалось. Но это лишь абстрактные предположения и умозаключения.

Дело просуществовало вплоть до 16 мая 2005 года и было прекращено за отсутствием состава преступления. Но к тому времени представители «Русских инвестиций» и «КБ Инжениринг» уже подали иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием аннулировать сделку по продаже акций «Петербург Сити» фирме «Фернгем Лимитед». И, что самое невероятное, суд встал на сторону истцов и отменил сделки по продаже акций. А значит, признана незаконной и сделка между «Фернгем Лимитед» и «Возрождением». «Петербург Сити» и «Гроув» с решением не согласились и подали апелляцию. Впрочем, всем, кто следит за этим делом, абсолютно ясно, что судьба многомиллиардного проекта будет решаться отнюдь не в залах судов, а совсем в других кабинетах. А вполне возможно — под взрывы автомобилей и автоматные очереди…

Справка

Владельцами корпорации, которая считается «№ 1» на строительном рынке Петербурга, являются сын и отец Молчановы. Старший Молчанов, Юрий, был руководителем Владимира Путина в ЛГУ после того, как будущий президент ушел из КГБ и приехал в Ленинград. Кроме президента, близким другом Ю. Молчанова считают так же спикера СФ Сергея Миронова. В настоящее время Юрий Молчанов занимает ма-а-а-аленький пост вице-губернатора Петербурга. По инвестициям… Ну а его сын, Андрей, занялся бизнесом и построил крупнейшую на Северо-Западе России строительную корпорацию. Надо думать, не без помощи папы и его знакомых.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru