Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Альфа-групп натравила прессу на Commerzbank

Оригинал этого материала
© "Ведомости", 26.07.2005, Фото: "Коммерсант"

Как продавали “Телекоминвест”. Ответ на этот вопрос ищут прокуроры Германии и Швейцарии

Игорь Цуканов

Валерий Яшин (слева) и Леонид Рейман

Расследование взаимоотношений германского Commerzbank и российского телекоммуникационного холдинга “Телекоминвест” может вывести на руководителей российской телекоммуникационной отрасли — министра связи и информации Леонида Реймана и гендиректора “Связьинвеста” Валерия Яшина. Они причастны к сделкам 10-летней давности, которые сейчас вызывают вопросы у прокуроров Германии и Швейцарии.

Холдинг “Телекоминвест” основан в 1994 г. “Петербургской телефонной сетью” (ПТС) и “Санкт-Петербургским междугородным международным телефоном” (СПб ММТ). Нынешние владельцы “Телекоминвеста” – First National Holding (FNH, 58%), TeliaSonera (27%) и “Северо-Западный Телеком” (СЗТ, 15%). В группу входят сотовый оператор “МегаФон” (31,3%) и “ПетерСтар” (29%). 

Как рассказала “Ведомостям” представитель франкфуртской прокуратуры Дорис Меллер-Шой, расследование в Commerzbank проводится по просьбе Цюрихского арбитражного трибунала, который рассматривает спор о принадлежности акций “МегаФона”. На контролируемые “Альфа-групп” 25,1% акций сотового оператора сейчас претендует фонд IPOC. Его бенефициар — датский юрист Джеффри Гальмонд, как оказалось, много лет пользовался услугами Commerzbank для оформления инвестиций в российские активы.

Германский банк теперь подозревается в нарушении закона об отмывании денег, поскольку неверно обозначал свою роль в этих сделках. В частности, в документах за 1996-2002 гг. банк называл себя основным владельцем фирмы First National Holding (FNH), контролирующей телекоммуникационную компанию “Телекоминвест”. Но в ходе длящегося уже больше года расследования выяснилось, что настоящим владельцем FNH был Гальмонд, желавший сохранить анонимность. “Это было опасное время, и я считал, что не стоит демонстрировать реальные масштабы своего бизнеса”, — объяснял он “Ведомостям”.

Сейчас, по словам Меллер-Шой, германская прокуратура проверяет сведения о том, что сотрудники Commerzbank помогали “некоторым людям, зарабатывавшим на сделках с российскими активами, легализовать эти средства с использованием подставных фирм и фондов”. Детализировать подозрения она отказалась, а цюрихский прокурор Иво Хопплер добавил лишь, что речь идет о выводе активов из российских госкомпаний. А точнее, это сделки, в результате которых были размыты доли госкомпаний в капитале “Телекоминвеста”, пишет The Wall Street Journal, ссылаясь на изученные документы. Один из них — соглашение, подписанное в январе 2000 г. Commerzbank, “Телекоминвестом” и FNH о том, что эта фирма выделила российскому холдингу неназванную сумму для выкупа акций самого же “Телекоминвеста” у некой российской госкомпании. К этому времени как раз относится размещение очередной эмиссии акций “Телекоминвеста”, в результате которой доля FNH увеличилась на 34% акций.

Созданный в 1994 г. по инициативе нынешнего министра Леонида Реймана петербургский телекоммуникационный холдинг “Телекоминвест” изначально на 95% принадлежал двум подконтрольным государству компаниям — ПТС и СПб ММТ. Они же внесли в капитал нового холдинга акции нескольких альтернативных операторов связи, работавших на питерском рынке. Но спустя всего год ПТС и СПб ММТ потеряли контроль над “Телекоминвестом”: в результате размещения дополнительных акций их суммарная доля сократилась до 49%, а у фирмы Гальмонда оказался 51% акций. Коллеги по отрасли, включая и тогдашнего министра связи Владимира Булгака, узнали об этой сделке спустя целых два года. Но сам Гальмонд утверждает, что увеличивал долю в “Телекоминвесте” абсолютно легально, с одобрения советов директоров ПТС и СПб ММТ. “[Эти компании] не могли финансировать развитие "Телекоминвеста" и были согласны уступить контроль партнеру, умеющему привлекать инвестиции”, — объяснил он “Ведомостям”.

В то время ПТС возглавлял Валерий Яшин, нынешний гендиректор “Связьинвеста”, его заместителем был Леонид Рейман, а директором СПб ММТ был Николай Певцов. Выяснить у этих людей, почему они пошли на размывание доли госкомпаний в “Телекоминвесте”, “Ведомостям” вчера не удалось. Яшин оказался в отпуске, а в пресс-службе Мининформсвязи заявили, что “министра расследования немецкой прокуратуры не касаются и он не будет ничего комментировать”.

Между тем имя Леонида Реймана уже упоминалось в связи с Commerzbank. Федеральное ведомство по контролю над финансовой деятельностью Германии еще год назад заинтересовалось контактами гендиректора Commerzbank Клауса-Петера Мюллера, руководившего операциями банка в Центральной и Восточной Европе в 1990-е гг., и члена правления банка Андреаса де Мезьера именно с Леонидом Рейманом. Де Мезьеру после начала расследования пришлось уйти в отставку. (Использованы материалы WSJ.)

***

Оригинал этого материала
© "Коммерсант", 26.07.2005

Альфа-групп натравила прессу на Commerzbank

Анна Волкова, Дмитрий Захаров, Иван Чеберко

Зарубежная пресса продолжает следить за развитием событий вокруг одного из крупнейших немецких банков Commerzbank, который обвиняют в отмывании активов российских телекоммуникационных компаний. Вчера ряд европейских газет опубликовал новые версии обвинений. В то же время представители затронутого публикациями фонда IPOC прямо заявили, что статьи последних дней – результат деятельности "Альфа-групп", которая судится с IPOC за 25,1% акций "МегаФона". А в "Телекоминвесте" – компании, упоминаемой в связи с расследованием в Commerzbank,– подумывают о том, чтобы подать в суд на ряд зарубежных СМИ. 

Вчера Ъ рассказывал о том, что в офисах Commerzbank в Германии и Швейцарии на прошлой неделе провели обыски. Основанием для них стало подозрение, что бывшие сотрудники Commerzbank – Андреас де Мезьер, Майкл Норт и с ними еще пять человек – участвовали в отмывании активов российских телекоммуникационных компаний. Посредниками в схеме отмывания газета The Wall Street Journal (WSJ) называет российскую компанию "Телекоминвест", а также владевший ее контрольным пакетом First National Holding (FNH). Commerzbank являлся крупнейшим совладельцем First National с 1996 по 2001 год. 

WSJ пишет, что Джеффри Гальмонд, владеющий целой сетью подставных структур, получал в распоряжение от "Телекоминвеста" активы российских телекоммуникационных компаний и за счет размытия в них государственной доли получал над ними контроль. Джеффри Гальмонду, сообщает WSJ, помогал Майкл Норт. Вместе с Вадимом Виноградовым, другим бывшим сотрудником Commerzbank, и с помощью подставной структуры Eurokapital господин Норт отмывал полученные Джеффри Гальмондом активы. WSJ оценивает их нынешнюю стоимость в несколько миллиардов долларов. Газета при этом не приводит каких-то конкретных схем отмывки денег либо активов. Говорится лишь о том, что "Телекоминвест" мог покупать акции телекоммуникационных компаний со значительным дисконтом. До недавнего времени участие господина Гальмонда в схеме было неизвестно, говорится в публикации WSJ, и только судебный процесс вокруг спорного пакета "МегаФона" выявил, что и он причастен к скандалу вокруг Commerzbank. 27 июля 2004 года на этом процессе сам господин Гальмонд заявил, что Commerzbank действовал лишь в роли номинального держателя акций FNH, в то время как полноправным владельцем этого холдинга был сам господин Гальмонд, сохранявший за собой право выкупить акции FNH в любой момент. 

В прокуратуре Франкфурта, сославшись на тайну следствия, Ъ отказались пояснить, действительно ли холдинг FNH полностью принадлежал Джеффри Гальмонду и действовал в его интересах, а также являлся первым посредником в схеме отмывания активов. 

Представители Commerzbank, напротив, в беседе с корреспондентом Ъ подтвердили показания господина Гальмонда в суде. "FNH был для Commerzbank просто инструментом управления долей в 'Телекоминвесте', например для проведения IPO и аналогичных мероприятий. Через FNH Commerzbank управлял долей в 'Телекоминвесте' по поручительству, как фидуциар,– говорит Беата Шлоссер, пресс-секретарь Commerzbank.– В связи с расследованием, которое относится к тому временному периоду, когда господин де Мэзьер являлся главой средне- и восточноевропейского бизнеса Commerzbank, он взял на себя всю ответственность за упущения в деятельности сотрудников. Мы тесно сотрудничаем со следствием и отвечаем на все вопросы. По мнению совета директоров Commerzbank, господину де Мэзьеру не могут быть предъявлены никакие уголовно-правовые претензии". 

Вчера же представители офшорного фонда IPOC, которым владеет Джеффри Гальмонд, обнародовали официальное заявление по поводу появившихся публикаций в западных изданиях. В нем говорится, что публикации на тему "отмывания активов" немецким Commerzbank инициированы российской "Альфа-групп". "Мы внимательно следим за ходом расследования и убеждены, что все публикации в прессе, которые его освещают, инициированы нашими оппонентами в суде за спорный пакет 'МегаФона',– говорится в распространенном вчера фондом IPOC заявлении.– В свете этих событий не стоит делать поспешных выводов о том, что руководители IPOC замечены в какой-то неправомерной деятельности. Надо дождаться результатов расследования". В "Альфа-групп" вчера отказались комментировать заявление IPOC. 

Глава холдинга "Телекоминвест" Максим Горохов подчеркнул в комментарии для Ъ, что в публикациях последних дней не содержится "ни единого официально подтвержденного факта, который бы указывал на правдивость того, что написано в отдельных западных изданиях в отношении нашей компании... Наша компания с момента своего основания занималась привлечением и инвестированием средств в развитие инфраструктуры, строила и развивала сети. Все изменения долей и состава акционеров были объективно обусловлены резким увеличением инвестиционной нагрузки на акционеров и необходимостью осуществлять масштабные финансовые вложения. Все дополнительные эмиссии, также как и любое привлечение средств, были абсолютно легитимны". Господин Горохов разделяет точку зрения IPOC и считает "все происходящее элементом развязанной против нас и наших партнеров пропагандистской кампании". В связи с этим в "Телекоминвесте" анализируют публикации на предмет "возможного обращения в органы юстиции для защиты деловой репутации компании". 

 
Другие материалы раздела:
Гальмондово хитросплетение
Письма о Реймане
"Группе Реймана" вменили отмыв
Жена Путина и министр Рейман
Норта подозревают в отмывании
Как продавали "Телекоминвест"
Министр - свидетель №7

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru