Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

12.05.2005

***

СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

119992, Москва, ГСП-2, ул. Зубовская, Д. 2 Тел.: 986-05-09, Факс: 986-09-52

11 ноября 2004 г. № 11-527/11-2

Председателю правления
ОАО «Газпром»

А.Б. Миллеру

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с планом работы на 2004 год проведена комплексная проверка состояния, перспективного развития и финансового положения открытого акционерного общества «Газпром» и его влияния на формирование федерального бюджета, взаиморасчетов, связанных с поставкой природного газа в государства – участники Содружества Независимых Государств, а также эффективности и целесообразности управления дочерними и зависимыми обществами открытого акционерного общества «Газпром» в целях обеспечения поступления дивидендов в федеральный бюджет по находящемуся в федеральной собственности пакету акций открытого акционерного общества «Газпром».

В результате проверки выявлены существенные недостатки, которые требуют принятия мер с Вашей стороны.

1. Состояние минерально-сырьевой базы ОАО «Газпром» характеризуется снижением разведанных запасов газа, а также низкими темпами их воспроизводства.

Начиная с 1993 года, сырьевая база ОАО «Газпром» сокращается, темпы отбора углеводородного сырья по основным газодобывающим районам опережают темпы прироста запасов, объемы геологоразведочных работ не обеспечивают производство минерально-сырьевой базы.

Лимит на проведение геологоразведочных работ вырос в 1,96 раза – с 4669,9 млн. руб. в 2001 году до 6794,2 млн. руб. в 2002 году и до 9164,4 млн. руб. в 2003 году, но остается ниже объемов средств, предусмотренных «Программой развития минерально-сырьевой базы ОАО «Газпром» на 2002-2005 годы» (соответственно 5026,9 млн. руб., 8082,2 млн. руб., 12840,9 млн. руб.).

Выполнение геологоразведочных работ за 2002-2003 годы составило 92,2% от утвержденного лимита, в том числе 6657,7 млн. руб. (98%) в 2002 году и 7909,5 млн. руб. (86,3%) в 2003 году. Поисково-разведочное бурение в 2002 году проведено в объеме 60,4 тыс. пог. м, что составляет 85% от задания года, в 2003 году – 79,5 тыс. пог. мили только 77,6%.

Прирост подготовленных запасов газа за 2001-2003 годы составил 1092,2 млрд. куб. м – на уровне 69,4% от общего объема добычи газа (1574,1 млрд. куб. м). Невосполненная добыча газа эти годы составляет 481,9 млрд. куб. метров.

2. Основные производственные фонды ОАО «Газпром» имеют существенный износ – 58,7%, в том числе 64,3% - по газодобывающим обществам и 57,7% - по газотранспортным предприятиям.

Производительность газопроводов, транспортирующих газ из Надым-Пур-Тазовского региона – основного газодобывающего региона – на 59,7 млрд. куб. м (на 10,3%) ниже проектной производительности (577,8 млрд. куб. м) и составляет 518,1 млрд. куб. м в год.

«Программа реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа ОАО «Газпром» до 2006 года» в 2002-2003 годах не выполнялась.

При общей потребности в финансовых средствах в сумме 64,0 млрд. руб. на реконструкции объектов транспорта газа фактически освоено 26,26 млрд. руб. (лишь 29,6% от необходимого объема) в 2003 году. На 2004 год план реконструкции объектов транспорта газа установлен в объеме 18,73% млрд. руб. или всего на 33,2% от потребности.

Все это подтверждает негативную тенденцию недофинансирования реконструкции объектов газотранспортной системы, что существенным образом может отразиться как на пропускной способности системы, так и на ее безопасной эксплуатации.

3. Анализ выполнения инвестиционных программ ОАО «Газпром» за 2002-2003 годы показал:

- ежегодный просмотр сроков и объемов финансирования строительства тех или иных объектов, как правило, в конце года, приводит к росту объемов незавершенного строительства по переходящим объектам и в конечном итоге – к удорожанию вводимых объектов и нарастанию дефицита финансовых средств.

Объем незавершенного строительства за 2002 год возрос на 30,3 млрд. руб., в 2003 году – снижен на 7,9 млрд. руб., но остается достаточно высоким – 176,8 млрд. руб. и составляет 91,3% всех капитальных вложений на 2003 год, что говорит о неэффективном использовании инвестиционных средств;

- общим недостатком планов капитального строительства на 2002 и 2003 годы является превышение сроков строительства.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.1992 №263-р в 1994 году для строительства газохимического комплекса в Новом Уренгое были заключены контракты на поставку товаров и оказание услуг общей стоимостью 1100,6 млн. немецких марок.

Сметная стоимость строительства Новоуренгойского ГХК составляет 26599,2 млн. руб., в том числе рублевая часть – 20416,5 млн. руб., валютная часть – 1183,7 млн. немецких марок и 1,5 млн. долл. США. На 01.01.2004 освоено 9124,3 млн. руб., что составляет 34,3% от сметной стоимости проекта. Оборудование для комплекса поставлено в полном объеме в конце 1998 года и хранится на складах.

Инвестиционной программой ОАО «Газпром» срок завершения реализации данного проекта, начатого в 1989 году, предусмотрен только в сентябре 2006 года, что свидетельствует о неэффективном использовании привлеченного кредита;

- отсутствие реальной конкуренции в капитальном строительстве не позволяет снизить стоимость строительно-подрядных работ с одновременным повышением их качества. Концепция по демонополизации строительной деятельности ОАО «Газпром» разработана только в 2003 году и предусматривает переход к 100% выбору подрядчиков на конкурсной основе лишь к 2006 году.

Объем строительно-подрядных работ, распределенный в основном через закрытые конкурсы, в 2002-2003 годах составил всего 26,7 млрд. руб. (21,6% от общего объема строительно-подрядных работ в инвестиционных программах ОАО «Газпром»);
- в программе капитального строительства на 2002 год выделен лимит в сумме 267,6 млн. руб. на строительство непрофильных объектов;

- не выполнена «Программа строительства эксплуатационных газовых скважин на действующих месторождениях ОАО «Газпром», в соответствии с которой в 2002-2003 годах предусматривалось закончить строительством 566 газовых скважин, в том числе 243 скважины в 2002 году и 323 скважины в 2003 году.

За 2002-2003 годы фактически закончено строительство 489 скважин (86,4 %), в том числе 216 скважин в 2002 году и 273 скважины в 2003 году. Невыполнение Программы строительства газовых скважин в 2002 - 2003 годах привело к повышенной загрузке действующего фонда газовых скважин и может поставить под угрозу выполнение ОАО «Газпром» планируемых объемов по добыче газа.

4. Объем долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений в целом по ОАО «Газпром» ежегодно увеличивается. Так, долгосрочные финансовые вложения за 2002-2003 годы выросли на 18,0% и на 31.12.2003 составили 147332 млн. рублей. Краткосрочные финансовые вложения выросли на 20,1% ­ до 65595 млн. рублей. Финансовые вложения головной компании за 2002 и 2003 годы выросли на 12,0% и на 31.12.2003 составили 274031,0 млн. рублей. Долгосрочные финансовые вложения в общества, не связанные с деятельностью ОАО «Газпром» возросли В 1,5 раза - до 52538 млн. рублей.

Финансовые вложения ОАО «Газпром» низкоэффективны. От долгосрочных финансовых вложений в паи и акции дочерних обществ в 2002 году получено доходов в сумме 742,2 млн. руб. (0,39% от суммы вложений), зависимых обществ - 815,8 млн. руб. (16,3%) и прочих обществ - 403,7 млн. руб. (6,3%). В 2003 году получено доходов от долгосрочных вложений в дочерние общества в размере 879,5 млн. руб. (0,45% от суммы вложений), от вложений в зависимые общества - 786,3 млн. руб. (13,6%) и в другие общества­ 165,5 млн. руб. (17,2%).

Не получено доходов от долгосрочных финансовых вложений в следующие организации:

- дочерние общества - ОАО «Газпром-Финанс» (вложения составляют 5835,1 млн. руб.), ОАО «Газпроминвестхолдинг» (5489,8 млн. руб.), ООО «Газпромавиа» (5122,9 млн. руб.), ОАО «АК «Сибур» (2204,0 млн. руб.), ООО «Балабановская фабрика оконных рам «Фора» (40,8 млн. руб.) и др.;
- зависимые общества - ОАО «Молдовагаз» (1775,2 млн. руб.), ОАО «Армросгазпром» (786,1 члн. руб.), ОАО «Газтранзит» (231,9 :VШН. руб.);
- другие обшества - ЗАО КБ «Олимпийский» (вложения 253,7 млн. pyб.), АКБ «Промышленно-торговый банк» (46,5 млн. руб.), ОАО «Уральский трастовый банк» 17,0 млн. руб.), АКБ «Медпроминвестбанк» (0,7 млн. руб.), ОАО «Геленджик-банк» (0,6 млн. руб.), АКБ «Уралпромстройбанк» (0,08 млн. ру6.), ОАО «Пермские моторы» (4,6 млн. руб.) и т.д.

Программа отчуждения непрофильных и неэффективных активов выполнена только на 0,9%. В 2003 году продано 4 объекта (из 154 объектов, намеченных к реализации), получено 71,1 млн. рублей.

5. ОАО «Газпром» не добилось реального сокращения операционных затрат дочерними обществами по добыче и транспортировке газа, а также управленческих затрат головной компанией.
Себестоимость продукции газодобывающих обществ в 2002 году возросла на 19,3% - до 83287,9 млн. руб., в 2003 году еще на 22,4% - до 101918,4 млн. рублей. Затраты дочерних обществ, осуществляющих транспортировку газа, работы и услуги вспомогательных производств, возросли соответственно на 16,8% - до 170555,1 млн. руб. и на 24,2% - до 211827,2 млн. рублей.

Себестоимость добычи 1000 куб. м газа в 2002 году увеличилась на 14,4% ­
- до 110, 16 руб., в 2003 году еще на 12,3% - до 123,72 рубля.

Управленческие затраты головной компании за 2002-2003 годы увеличились по всем статьям, в том числе: на оплату труда - в 2,5 раза, страхование имущества - в 3,3 раза, рекламу - в 14,6 раза, за работы и услуги производственного характера - в 1,5 раза, юридические, консультационные, информационно-вычислительные и маркетинговые услуги - в 1,7 раза.

В результате регулярной индексации должностных окладов среднемесячная заработная плата в головной компании возросла в 2002 году на 59%, в 2003 году - еще на 64,2 %, при среднем уровне инфляции за эти годы по стране 25%. Среднемесячный доход работников Общества, с учетом дополнительных выплат социального характера, за 2002 - 2003 годы возрос по головной компании в 2,5 раза. При этом среднемесячная заработная плата работников газодобывающих, газотранспортных и других обществ ОАО «Газпром» повышалась более низкими темпами: в 2002 году - в среднем на 27%, в 2003 году - на 34,3%, а среднемесячный доход работников производственных отраслей за два года увеличился лишь на 30,8 %.

Установлены факты неэффективных расходов финансовых средств по отдельным статьям.

Лимит расходов по статьям на рекламную, спонсорскую и благотворительную деятельность на 2003 год, утвержденный решением совета директоров (от 25 .02.2003 N 429) в сумме 2 млрд. руб. (на уровне фактических расходов в 2002 году), превышен в 2,2 раза: фактические расходы составили 4469,5 млн. руб.. в том числе на рекламу 1266,4 млн. руб., на благотворительность - 3203,1 млн. рублей.

Расходы на юридические, консультационные, информационно­вычислительные услуги в 2002 году увеличились в 1,7 раза - до 515,5 млн. руб., в 2003 году - до 573,2 млн. руб. (на 11,3 %), однако их целесообразность документально не подтверждена. Так, объем услуг ООО «РБПФ Проектное финансирование» по организации и привлечению финансирования инвестиционных проектов в 2002 году составил 591,6 тыс. долл. США (17,8 млн. руб.), в 2003 году - 264 тыс. долл. США (8,1 млн. руб.). Фактически ОАО «Газпром» перечислено исполнителю (с учетом кредиторской задолженности) 48,7 млн. руб. и 5,8 млн. руб. соответственно.

Расходы ОАО «Газпром» на аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности в 2002 году составили 106,5 млн. руб., в 2003 году увеличились на 65,8% - до 176,6 млн. рублей.

На протяжении многих лет безальтернативным официальным аудитором ОАО «Газпром» являлась аудиторская фирма «Прайсвотерхаус-Куперс-Аудит». Как имеющая большой опыт аудиторской работы в ОАО «Газпром» эта фирма была признана победителем открытых конкурсов, которые Общество начало проводить с 2002 года, и утверждена аудитором на 2002 и 2003 годы. При этом экономически более выгодные финансовые предложения других аудиторских фирм - участников конкурсов не являлись превалирующим критерием по выбору аудитора.

6. Объем при влеченных заемных средств для покрытия дефицита бюджета в 2003 году на 448 млн. долл. США превысил сумму, утвержденную Программой заимствования и размещения ценных бумаг. Дополнительно привлеченные средства от увеличения суммы облигационного займа, позволив Обществу решить отдельные текущие вопросы по реструктуризации долгового портфеля, увеличили объем долгосрочных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.

Общий объем задолженности по кредитам и займам возрос в 2001 году на 65839 млн. руб. (17,2%), в 2002 году - на 75234 млн. руб. (23,8%), а в 2003 году незначительно снизился - на 2,4% (на 9394 млн. руб.). Задолженность по краткосрочным кредитам и займам в 2003 году уменьшилась на 5644 млн. руб., однако задолженность по долгосрочным кредитам и займам выросла, в том числе на 30,1 % (54698 млн. руб.) в 2002 году и на 7,1 % (16786 млн. руб.) в 2003 году.

7. В нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N 696 «Об организации учета федерального имущества и ведении реестра федерального имущества» (п.9) не внесены в Реестр федерального имущества (не получены свидетельства о внесении в Реестр) объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения (9327 объектов первоначальной (балансовой) стоимостью 11021,1 млн. руб.), что. снижает эффективность управления не только собственностью ОАО «Газпром», но и федеральной собственностью.

8. ОАО «Газпром» и его дочерние общества в нарушение указанного постановления Правительства Российской Федерации (п.9) не внесли в Реестр федерального имущества объекты также имущество гражданской обороны и мобилизационного назначения (не получили свидетельства о внесении в Реестр указанного имущества) (229 объектов первоначальной (балансовой) стоимостью – 460,1 млн. руб.) с соответствующим оформлением их (объектов) на «ответственное хранение» и пользование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 (п.2) «Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями (сам договор о принятии ОАО «Газпром» и (или) его дочерними обществами имущества гражданской обороны и мобилизационного назначения на «ответственное хранение» до настоящего времени отсутствует), что снижает эффективность управления не только собственностью Общества, но и федеральной собственностью, в том числе это может привести к нарушению функционального назначения этого имущества и (или) к частичной утрате федерального имущества.

9. «Дивидендная политика» ОАО «Газпром» (одобрена решением совета директоров ОАО «Газпром» от 24.04.2001) является документом, в котором утвержденные принципы расчета (определения) капитализации Общества являются существенно не определенными и не конкретными (в связи с чем разные подходы резко изменяют результаты расчета рыночной капитализации). Как следствие, они не обеспечивают прозрачности механизма определения совокупного дохода акционеров.

10. Объемы утвержденных (начисленных) и перечисленных дивидендов ОАО «Газпром» в 2001 году (по итогам работы 2000 года), в 2002 году (по итогам работы 2001 года), а также объемы дивидендов в 2004 году (по итогам работы 2003 года) не соответствуют «Дивидендной политике» Общества.

Указанное несоответствие выражается в занижении по сравнению с подходом, изложенным в «Дивидендной политике» Общества, объема утверждаемых (начисляемых) и выплачиваемых дивидендов Обществом всем акционерам, включая занижение дивидендов на пакет акций находящийся в собственности Российской Федерации.

Рекомендуемый советом директоров ОАО «Газпром» общему собранию акционеров Общества размер дивидендов к выплате по объему не соответствует «Дивидендной политике», одобренной советом директоров, то есть не соответствует «началам» (п.1) или «подходам к распределению чистой прибыли Общества» (п. 5), которые декларированы в «Дивидендной политике» ОАО «Газпром».

11. Согласно уставу ОАО «Газпром» (п. 7.1.): «В Обществе создается резервный фонд в размере 5% уставного капитала, который формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере не менее 5% от чистой прибыли Общества до достижения указанного выше размера. Резервный фонд используется исключительно для целей покрытия убытков Общества, а также для погашения облигаций и выкупа акций Общества в случае отсутствия иных средств».

Из протокола годового общего собрания акционеров ОАО «Газпром» от 27.06.2003 (п.10) следует, что «уставом Общества предусмотрено создание резервного фонда в размере 15% от уставного капитала».

Согласно пояснениям к бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром» за 2003 год (п.10 стр. 11): «уставом Общества предусмотрено создание резервного фонда в размере 5% от уставного капитала. Фонд формируется путем обязательных ежегодных отчислений в размере 5% от чистой прибыли. В 2003 году отчисления в резервный фонд из чистой прибыли Общества не производились в связи с достижением установленного уставом резервного фонда».

Указанные документы ОАО «Газпром» противоречивы.

Размер резервного фонда уставом Общества в последней редакции конкретно не установлен (верхняя граница), при этом по состоянию на 31.12.2001 резервный фонд Общества составлял 4,3% от уставного капитала, по состоянию на 31.12.2002 и 31.12.2003 резервный фонд Общества составлял 7.3% (или 8,64 млрд. руб. от уставного капитала Общества в размере 118,37 млрд. руб.).

Таким образом, не определено, что ОАО «Газпром» считает «установленным уставом размером резервного фонда» (15%, 5% или другое), но при этом в одних документах делается вывод (необоснованный с точки зрения Счетной палаты Российской Федерации), что предельный размер резервного фонда уже «достигнут», а исходя из других - нет.

Отсутствие (в нарушение ст.35 Федерального закона «Об акционерных обществах») в уставе ОАО «Газпром» указания величины резервного фонда позволяет неоднозначно толковать предельный размер (верхнюю границу) резервного фонда, что снижает эффективность управления им, а также эффективность и целесообразность управления (распределения) прибылью Общества, в том числе в целях «Дивидендной политики».

12. От долгосрочных финансовых вложений ОАО «Газпром» в дочерние и зависимые общества в размере около 197 млрд. руб. головная компания получила доход по итогам 2001 и 2002 годов в сумме 1,5-1,6 млрд. руб. или 0,8 % (ежегодно) от указанных вложений, что свидетельствует о низкой их эффективности с точки зрения дивидендной доходности (особенно с учетом того, что уровень фактической рентабельности основной деятельности в несколько раз превышает уровень дивидендной доходности и имеет место неперечисление значительным количеством прибыльных дочерних и зависимых дивидендных доходов), что приводит к росту недостатка оборотных средств, ускоренному инфляцией.

По итогам 2001-2002 годов из 79 дочерних и зависимых обществ в организационно-правовой форме акционерных обществ («АО») начисляли и перечисляли дивидендный доход в материнскую компанию только 34-35 < … >

Учитывая, что Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации» определяет ЕСГ как имущественный производственный комплекс, а внутри корпорации в настоящее время проходят тотальная инвентаризация и переоформление прав собственности (в том числе в сфере землепользования), осложнены недостатками и последствиями реализации конкретного механизма и способов приватизации Общества (включая недостатки учета и использования федеральной собственности), гарантировать надежность газоснабжения и сохранность имущества (в том числе и федерального) можно только в условиях юридически корректного завершения указанных процедур, что требует определенного периода времени. При обсуждении в настоящее время структурных преобразований корпорации это должно быть учтено.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся «федеральные энергетические системы» (включая федеральную систему газоснабжения), расшифровка понятия которых до сих пор отсутствует, являющиеся важнейшим фактором обеспечения экономической и
энергетической безопасности государства.

18. Принципы своевременного раскрытия информации об Обществе, в том числе о его финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и управлении, предусмотренные Кодексом корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром», определяют необходимость наличия внутреннего документа Общества об информационной политике ОАО «Газпром». Указанный документ (Информационная политика) должен определять документы и информацию, подлежащую раскрытию и представлению акционерам и потенциальным инвесторам, а также процедуру их представления, издания и публикации, а также обеспечивать возможность свободного и необременительного доступа к информации Общества (п. 6.6 Кодекса). Данный внутренний документ в ОАО «Газпром» отсутствует.

19. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2003 год, размещенный в сети «Интернет», не содержит сведений о соблюдении Кодекса корпоративного управления (поведения) ОАО «Газпром» по составу и форме в соответствии с требованиями Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением ФКЦБ России от 30.04.2003 N203-849/p.

20. Имеет место различное определение (указание) организационно­правовых форм одних и тех же дочерних и зависимых обществ ОАО «Газпром» на конкретную дату в разных документах (включая отчет эмитента), а также отнесение или не отнесение к «дочерним и зависимым обществам ОАО«Газпром» одних и тех же организаций на ту же дату (в том числе и в бухгалтерской отчетности), что не способствует повышению эффективности управления дочерними и зависимыми обществами.

21. Степень участия представителей государства в заседаниях совета директоров в заочной форме увеличилась с 67% в 2002 году до 79% в 2003 году, а их фактическое присутствие на заседаниях совета директоров соответственно сократилось (из каждых 5 заседаний представители государства присутствовали в среднем на одном), что не повышает эффективность корпоративного управления с точки зрения учета государственных интересов.

В 2002-2003 годах имела место несогласованность мнений при принятии решений. Вместе с тем п.13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2003 N 44, обязывает представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, вырабатывать единое мнение по вопросам голосования на заседаниях совета директоров, а также по вопросам осуществления иных полномочий членов совета директоров.

При этом не допускается выражение различных мнений представителями интересов Российской Федерации в совете директоров при голосовании по вопросам повестки дня заседания совета директоров.

22. Деятельность органов корпоративного управления и контроля ОАО «Газпром» в 2002-2003 годах в части учреждения и управления дочерними и зависимыми обществами в целях обеспечения поступлений дивидендов в федеральный бюджет на находящийся в федеральной собственности пакет акций ОАО «Газпром» обеспечивала соответствующий
контроль за учреждением и управлением вышеназванными организациями в указанных целях, однако имеются резервы повышения уровня (эффективности) корпоративного управления в этой сфере за счет устранения отмеченных недостатков.

С учетом изложенного и на основании статьи 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» предлагается принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.

О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 20 декабря 2004 года.

Аудитор    М.И. Бесхмельницын

Аудитор    В.М. Игнатов

 
Другие материалы раздела:
Отчет Степашина по Газпрому
Под грифом "секретно"
Запрос депутата
Представление Миллеру
Письмо Фрадкову

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru