Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Оригинал этого материала
© "Новая газета",  21.04.2005

Олигарх-губернатор все же лучше Генерал-губернатора

Президенту пора делать ставку на грамотных, преуспевающих управленцев

Семен Фигнер

В прессе прокатилась целая волна публикаций, критически оценивающих одну из последних инициатив Владимира Путина. Президент пообещал сократить срок пересмотра приватизационных дел с десяти лет до трех. Общий тон статей, которые написаны словно под копирку, сводится к одному: олигархам, нажившимся на грабительской приватизации, объявили амнистию.

Попытка стричь всех без исключения представителей крупного бизнеса под одну гребенку равносильна призыву к социальному взрыву. Следующим шагом остается только загнать «Аврору» в русло Москвы-реки и дать залп в сторону Российского союза промышленников и предпринимателей.

Глупо отрицать, что олигархические капиталы в России выросли на общенародной собственности (была у нас когда-то такая). Никто из доморощенных миллиардеров — а их, как выяснилось, у нас чуть меньше, чем в Америке, — не начинал, как Генри Форд, с собственного сарая, переделанного под мастерскую. Наши ротшильды решили проблему первичного накопления капитала проще: взяли то, что плохо лежало, а некоторые и вовсе залезли в карман государству.

Но давайте зададимся вопросом: так ли уж это несправедливо? И вообще уместно ли в данной ситуации ставить вопрос о справедливости? Представим хотя бы на секунду, чем закончили бы отечественные нефтяные компании или, к примеру, уральские алюминиевые заводы, если бы они в начале и середине 90-х, когда страна переживала экономический коллапс, не были приватизированы или перешли в собственность трудовых коллективов? Думаю, что к сегодняшнему дню от большинства из них не осталось бы даже воспоминаний. А те, что удержались на плаву, превратились бы в мини-газпромы с чиновниками-миллионерами во главе. Чем чреват для российской экономики чиновничий капитализм, можно наблюдать на примере сегодняшнего «Газпрома». Вместо того чтобы повышать эффективность производства, газовый гигант поднимает тарифы, латая дыры, образовавшиеся в результате грубых управленческих просчетов.

Судить об олигархах с точки зрения морали — все равно что ругать львов за то, что они поедают антилоп. От олигархов не требуется проявления милосердия и бескорыстия. У них другая историческая миссия. Они — элита общества и потому руководствуются иными, нежели обычные люди, принципами, сформулированными еще в позапрошлом веке пролетарским классиком: нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради 300% годовых. За сто с лишним лет мало что изменилось.

Олигархов обвиняют в том, что они выводят свои активы в офшорные зоны и покупают дорогую недвижимость за границей. Но положа руку на сердце ответьте: вы бы стали вкладывать миллионы долларов в нынешнюю Россию, где власть принадлежит кагэбэшным генералам, мечтающим, как булгаковский Шариков, все отобрать и поделить между собой?

Олигархам ставят в вину, что они коррумпировали правоохранительную и судебную системы. А кто из нас не давал взятку гаишнику за превышение скорости или мелкому клерку из районной администрации, чтобы он ускорил решение вашего дела? Представьте, что вы едете по автостраде на фуре, груженной миллиардом долларов, и вдруг, лениво помахивая жезлом, вас останавливает генерал в милицейской форме. А за его спиной прокурорско-фээсбэшно-налоговая рать.

— С вас штраф за грязные номера — пятьсот миллионов долларов, — говорит генерал. — И вообще грузовик числится в угоне.

Что вы станете делать в такой ситуации — оформлять протокол или регулировать вопрос на месте? Конечно, отдадите сто миллионов сразу и будете приплачивать по десять каждый месяц, чтобы вам обеспечили «зеленую улицу» в будущем. Сама система, основанная на чиновничьем мздоимстве, делает олигархов такими. Они вынуждены принимать предложенные правила игры, в противном случае рискуя разделить судьбу Ходорковского, который в один прекрасный день решил жить по-честному.

Да, российские олигархи лишены нравственных предрассудков. Но только благодаря этому они и выжили в прямом смысле этого слова и выдвинулись на первые роли в жесточайшей конкурентной борьбе, на деле доказав свое право владеть лучшими кусками российской экономики. Нас же не удивляет, почему самый сильный и опытный лев не охотится, но тем не менее первым поедает добычу, которую ему приносят члены прайда. Таков закон природы: сильнейшему достается все.

Человеческое общество по своей природе мало чем отличается от прайда. На вершине социальной пирамиды и оказываются самые оборотистые и проворные. Но даже среди них есть те, кто умнее и дальновиднее остальных. Кто руководствуется исключительно стратегическим расчетом, не позволяя взять над собой верх эмоциям и минутным слабостям. Эти люди и есть, как это ни пафосно звучит, золотой запас страны. Им надо давать развиваться, а не душить надуманными налоговыми претензиями.

Все, как говорится, познается в сравнении и на простых примерах. В недавнем прошлом два известных российских олигарха — Роман Абрамович и Виктор Вексельберг — сделали нашумевшие покупки. Первый, реализовав, по-видимому, детскую мечту, приобрел в собственность английский футбольный клуб, второй — коллекцию ювелирных изделий Фаберже. Казалось бы, оба хотели удачно вложить свои деньги, только первый руководствовался эмоциями, а второй — трезвым расчетом. И какой результат?

Если барский жест губернатора Чукотки был воспринят в России, где большая часть населения еле сводит концы с концами, как вызов обществу и государству, то покупка, сделанная главой «СУАЛа», сорвала аплодисменты политического истеблишмента, который поспешил записать обладателя почти шестимиллиардного состояния в патриоты и меценаты. Вексельберг не только сделал грамотный пиар на родине, но и выставил себя в правильном свете перед кремлевской администрацией, получив в качестве дивидендов пропуск на традиционные встречи Путина с бизнес-элитой.

Другой факт из жизни олигархов. Михаил Ходорковский, как известно, помогал вузам и компьютеризировал государственные музеи. Где он сейчас находится, никому рассказывать не надо. В то же время абсолютно далекий от спорта и уж тем более спецслужб Виктор Вексельберг спонсирует волейбольный клуб «Динамо», куратором которого является статс-секретарь ФСБ генерал Ушаков. Олигарх может плакать от умиления, глядя на детдомовского мальчика в дешевом костюмчике с чужого плеча, но игрушечную машинку за три тысячи долларов он купит сыну большого чиновника, живущего на Рублево-Успенском шоссе, в надежде, что папа поможет ему завтра прибрать к рукам очередной завод. Это и есть пример холодного расчета, без которого в России невозможно заниматься серьезным бизнесом.

Однако не все в жизни олигархов так просто, как иногда кажется. Всегда нужно быть готовым к тому, что тебе перекроют кислород. Причем не обязательно конкуренты. Чаще всего крупный капитал страдает от государственных чиновников и так называемых естественных монополий, как это случилось с Ковыктинским газовым месторождением. Уже который год не может приступить к его разработке компания «Русиа-Петролеум», в состав акционеров которой входят и структуры Виктора Вексельберга. Проблема в «Газпроме», который контролирует систему газопроводов. Руководство газового гиганта идет на любые ухищрения, чтобы похоронить этот проект. Была предпринята попытка даже отозвать у «Русиа-Петролеум» лицензию недропользователя через Минприроды. Это к вопросу о свободной конкуренции и эффективном государственном менеджменте.

Интересы клана отдельных чиновников и руководителей монопольных компаний, оказывается, легко перевешивают стратегические интересы страны. Неудивительно, что трезвые головы, в том числе и в самом правительстве, все больше склоняются к мысли, что поставленная президентом задача об удвоении ВВП к 2010 году сродни хрущевскому обещанию построить коммунизм в 1980 году. Кому удваивать? Топ-менеджерам монополий и госкомпаний, привыкшим лишь думать о собственном кармане? А может, кто-то считает, что импульс экономике страны можно придать, забрав у олигархов нефтяные компании и заводы?

Тогда позвольте напомнить вам судьбу компании «Сибур», возвращенной всеми правдами и неправдами в лоно государства. И что, компания после этого стала лучше работать? Отнюдь! За какие-то полтора года задолженность «Сибура» перед тем же «Газпромом» превысила размеры его капитализации. Это все равно что вернуть государству похищенные 100 рублей, украв под этим предлогом у него еще 300.

Как бы мы ни относились к доморощенным миллиардерам, совершенно очевидно, что без капитала олигархов и, что самое главное, без их мозгов и менеджмента экономику России не поднять. Это не мнение одного отдельно взятого автора, а закономерный этап развития любого индустриального общества, если мы, конечно, таковым себя считаем. Давайте вспомним не такую уж далекую историю. Мы все с завистью смотрим на нынешнюю Германию, которая вышла из Второй мировой войны с практически полностью разрушенной экономикой. Что же или кто позволил этой стране в течение нескольких десятков лет превратиться в один из столпов мировой экономики? Немецкие олигархи, которые в свое время ковали военную мощь Третьего рейха. Знаменитый план Дуайта Эйзенхауэра по восстановлению послевоенной Германии подразумевал использование не только их капиталов, но и управленческого таланта. Фактически олигархи выступили в роли топ-менеджеров, которым ставились конкретные задачи и, как это ни парадоксально звучит, давались деньги. При этом немецких промышленников держали на коротком поводке благодаря их замазанному связью с нацизмом прошлому.

Состояние сегодняшней России отчасти напоминает состояние послевоенной Германии. Мы пытаемся решить ту же самую задачу — совершить экономический прорыв. Что мешает нашему президенту последовать примеру генерала Эйзенхауэра. Чего проще, собрать доморощенных и тоже отнюдь не безгрешных олигархов, поставить им конкретные задачи по отраслям экономики и регионам и дать возможность распоряжаться бюджетными деньгами. В любом случае губернатор-олигарх лучше, чем губернатор-генерал.

По сути, это и есть амнистия капиталов, о которой много говорят, но не знают, как ее провести. Понятно, что речь идет не о всей «золотой сотне» России. Президент должен определить, кто поведет экономику России вперед, сделав ставку на таких прагматиков, как Вексельберг, сумевших сколотить огромную финансово-промышленную империю, охватывающую не только отдельные города, но и целые регионы. Неужели такой организатор, как Виктор Вексельберг, не в состоянии управлять какой-нибудь из уральских или Иркутской областью, экономическое и социальное развитие которых уже сегодня во многом зависит от него? Именно сейчас, когда Владимир Путин сам назначает политический и промышленный топ-менеджмент государства, у нас появился шанс вырваться вперед за счет привлечения наиболее авторитетных и крупных предпринимателей к управлению страной.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru