Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

"Аудиторская проверка обнаружила, что услуги для Интеко осуществлялась по заниженным ценам"

© "Русский курьер", 25.02.2005

Лебединая песня. На Московском НПЗ

Михаил Грошев

Налоговая задолженность перед бюджетом - 4.2 млрд.руб., 2млрд.руб - задолженность перед структурами "Лукойла", 470 млн.долл.- задолженность перед инофирмами, 0,5 млрд руб. - невозвращенный кредит Банку Москвы. Все говорит о предбанкротном состоянии завода. Это результат полуторагодовой деятельности генерального директора ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод" С.Г.Лебедева. 

Однако еще в 2004 году в своем письме в правоохранительные органы он обвинил бывшего ген.директора МНПЗ А.И.Самохвалова в сговоре с целью доведения МНПЗ до банкротства и захвата имущества завода. 

27 января 2005 г. прокурором ЮВАО г. Москвы было принято постановление о прекращении уголовного преследования в отношении бывших руководителей ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод". 

Дело рассматривалось в течение года. За строгими и сухими словами юридического документа кроется огромная общественная и человеческая трагедия. Оклеветали доброе имя человека, преданного своему делу, своему заводу и своей стране. Главным обвиняемым стал человек, под руководством которого (и это известно коллективу завода и профессиональному сообществу) МНПЗ стал современным высокотехнологичным производством, лидером российской нефтепереработки. 

Анатолий Иванович Самохвалов возглавлял завод с 1987 до 4 февраля 2002 года. Эти неполные пятнадцать лет выпали на период крутых социально- экономических изменений. Самохвалов начинал как директор советского завода, затем провел его через бури перестройки, через "дикие девяностые". За этот период на бывшем советском пространстве многие предприятия не смогли выстоять. Они были закрыты, проданы, разрушены или перепрофилированы. Из гигантов многие превратились в карликов. В отличие от них завод в Капотне сделал мощный рывок и стал лидером российской нефтепереработки. И произошло это потому, что именно Анатолий Самохвалов в должности директора проявлял инициативу, искал и находил новые пути выхода из экономического кризиса. Под его руководством расширялось и совершенствовалось производство: были построены и пущены комплексы по выпуску высокооктановых бензинов, гидроочистки дизельного топлива, крупнейшая в России установка по производству битума, первая в России установка по выпуску 100 тыс. тонн полипропилена, новое факельное хозяйство, эстакада налива нефтепродуктов.

Директор действовал в соответствии со своим природным характером руководителя большого масштаба - бойца, созидателя и Государственника. Он сохранил завод и приумножил его мощь ради государственных, а не собственных интересов. На заводе, где хорошо знают Анатолия Самохвалова, известно, что в быту человек он очень скромный. Будучи директором, разъезжал на "Волге", а сейчас - ни минивэне производства Волжского завода. Загранпоездки не уважает, предпочитает свои подмосковные шесть соток. Имеет страсть, главную и, говорят, единственную. Эта страсть - Завод, его развитие и социально- экономическая стабильность коллектива. И это было бы именно так - завод продолжал бы строиться и расширяться, люди бы имели достойные заработки и социальные блага. Для этого были все предпосылки, если бы не административные игры. 

Смена администрации на заводе была произведена в 2002 году. "Перемены" возникли быстро. При новом генеральном директоре МНПЗ С.Г. Лебедеве были остановлены и фактически разрушены установки по производству присадки для высокооктановых бензинов, выведены из состава завода в ООО новейшие и высокорентабельные комплексы по выпуску полипропилена и изделий из него. Гордость и слава завода, построенный и введенный в строй при Самохвалове новейший комплекс по переработке полипропилена полностью остановлен. Работники уволены. Полтысячи человек потеряли рабочие места. Дорогое оборудование разрушается. 

Итоги и результаты методов управления новой администрации как в зеркале отражены в картине финансового состояния предприятия. Завод не в состоянии уплатить налоги, растут долги, арестовываются счета. Взяты непомерные банковские кредиты. Эти средства идут не на нужды завода, не на обновление производственной базы или на повышение безопасности производственных процессов, не на учебу специалистов. Эти средства расходуются на благоустройство кабинетов, реконструкцию здания заводоуправления и прилегающей к нему территории. Это все нужные и полезные дела, может сказать читатель. Это было бы так, если бы не носило несколько странный характер. 

Около заводоуправления устроен пруд, для него закуплены живые лебеди. Санкционировал эту дикую роскошь сам нынешний директор, господин Лебедев. Лебеди в пруду директора Лебедева - красиво, не правда ли? Птица-то царская. Но это не единственная роскошь, которую позволяют себе руководители. Несмотря на финансовый кризис, премии для руководства исчисляются гигантскими суммами, находятся деньги и на финансирование "капризов". На территории завода, к примеру, построен собачник. Бывшая начальница господина Лебедева по его прежнему месту работы в фирме "Интеко", как рассказывают на заводе, хотела бы держать там своих собак. 

А если посмотреть на автопарк дирекции, то тоже можно сделать соответствующие выводы о стиле руководства. За полтора года пребывания в кресле директора господин Лебедев сменил форд "Маверик" на VW "Туарег", "Туарег" - на "Лэнд Круизер" - "Лэнд Круизер" на джип "Лексус". И стоит ли удивляться, что молва уже утверждает, будто бы ближайший заместитель Лебедева перемещается на вертолете. 

Для чего господину Лебедеву потребовалось возводить напраслину на своего предшественника Самохвалова? Дело в том, что следствием "роскошного" стиля новой администрации МНПЗ стали многочисленные судебные тяжбы. Против завода подали иски иностранные и российские фирмы. С приходом новой дирекции завод прервал в одностороннем порядке договоренности о сотрудничестве по контрактам, подписанными до их прихода. Мотивировка прекращения исполнения договоров звучит незатейливо, по-детски: "А мы не хотим больше работать с этой компанией. Они нам никто. У нас свои имеются". 

Подписанные еще в 1995 году генеральным директором Самохваловым контракты (кстати во исполнение распоряжения правительства Российской Федерации) соблюдались вплоть до пришествия новой администрации и были взаимовыгодны, приносили заводу большие прибыли (это отчетливо видно из годовых отчетов за прошедшие годы, да и сам Лебедев в одной из своих статей признал, что середина 90-х годов была лучшим периодом в истории завода. Пересмотр договоренностей привел к череде судебных исков. В практике международного бизнес сообщества прекращение исполнения контрактов в одностороннем порядке не приветствуется. Сторона, нарушившая договор, подвергается серьезным финансовым штрафам. После ряда процессов, после того, как были поданы многомиллионные иски в Стокгольме американской фирмой "Джой Лад", фирмами, представляющими интересы Лукойла, в Москве, после того, как последовали ответные меры, стало ясно, что виновные в надвигающемся банкротстве будут скоро обнаружены. 

Лучшая атака - нападение. И когда были исчерпаны возможности судов с фирмами ( все иски были проиграны заводом), новая администрация во главе с Лебедевым перешла на личности. Самой подходящей фигурой, на чью голову и были обрушены потоки грязи и незамысловатой лжи, явилась фигура бывшего директора МНПЗ Анатолия Ивановича Самохвалова. 

По инициативе нового директора завода господина Лебедева в январе 2004 года было открыто уголовное дело против бывших руководителей завода. Они обвинялись в злом умысле - намерении довести завод до банкротства. За основу были взяты контракты, подписанные Самохваловым в 1995 году ( еще раз подчеркнем- по распоряжению правительства РФ. Почему бы, кстати, Лебедеву не обвинить бывшего премьера Черномырдина) с теми иностранными фирмами, которые не позволили новой администрации безнаказанно разорвать контракты, и имели смелость требовать возврата долгов по заключенным ранее соглашениям. Что может быть проще - очернить честного, трудолюбивого человека. Повторять здесь наветы, выдуманные командой Лебедева, не представляется целесообразным. Два машинописных листа абсолютной напраслины. И это не наше мнение. Это постановление следователя. 

Факт - директора Самохвалова пытались оболгать. Экономическая юриспруденция, право в области бизнеса - вещь сложная. Тем более, что в нашей стране право в этой сфере столько раз менялось за последние два десятка лет. Молодая юриспруденция эпохи перемен требует большого объема знаний, тонкого аналитического инструмента, умения соотнести категории реальной экономики производства и права. 

Расследование продолжалось ровно год. Проводились допросы, экспертизы, изымалась документация. И что же в итоге? Состава преступления в действиях бывших руководителей завода НЕ ОБНАРУЖЕНО. Но сделаны ли выводы в отношении руководства нынешнего? Не все в порядке в нашем государстве, если нельзя остановить людей, разрушающих огромный завод. Неужели общество, несмотря на многочисленные публикации по поводу предыдущих судебных процессов в центральных изданиях страны, не обращает внимания на то, что по сути загибается гигант российской промышленности? Неужели интерес проснется только тогда, когда из-за аварийной ситуации на производстве (а количество таких ситуаций постоянно возрастает из-за общей разрухи на заводе), появится угроза безопасности жилых кварталов, находящихся рядом с заводом в Капотне, а может быть, и всего столичного региона? 

В разговорах между собой заводчане называют сегодняшнее положение на предприятии, сложившееся под руководством генерального директора С.Г. Лебедева, совершенно однозначно - коллапс. Так обстоят дела с нефтепереработкой, с основным производственным циклом. Но при этом растет количество малых и больших фирм, которые трудятся над благоустройством территории и реконструируют здание заводоуправления. И закрадывается в голову нехорошая мысль: если такое сходит с рук господину Лебедеву, то не значит ли это, что он всего лишь марионетка? 

Напомним то, что говорилось каждый раз, когда освещался конфликт на МНПЗ. Генеральный директор С. Г. Лебедев до недавнего времени являлся вице-президентом компании "Интеко", которая принадлежит Елене Батуриной, самой богатой бизнес- вумэн в России. Ее интересы к пластикам вообще, и к полипропилену, в частности, хорошо известны. 

Приведем один много объясняющий факт. Из структуры завода выведены новейшие производственные мощности в самостоятельные предприятия. Это ООО "НПП "Нефтехимия" (производство гранулированного полипропилена) и ООО НПП "Прогресс" (производство изделий из полипропилена). Они осуществляют производственный цикл, и, естественно, несут затраты по производству. Однако реализует продукцию другая организация - ООО "МНПЗ - Нефтехим". Сходное название обманчиво. Это предприятие не имеет никакого отношения к заводу. Его учредитель - АКБ "Русский Земельный Банк", который, если судить по многочисленным публикациям в прессе, близок Елене Батуриной и "Интеко". Именно на сайте "МНПЗ - Нефтехим" были размещены объявления о продаже "изделий из полипропилена от МНПЗ". Осуществлять сбыт изделий завода не возбраняется. Но куда уходит прибыль? Аудиторская проверка еще в 2001 году обнаружила, что осуществление услуг по переработке пропан-пропиленовой фракции для "Интеко" осуществлялась по ценам, заниженным, по сравнению с рыночными. 

Хочется надеяться, что Лебедеву от ответственности за свои действия не уйти. Пытаясь переложить вину за разорение завода на плечи других людей, Лебедев и его сообщники, пытались опорочить имя честного, заслуженного человека, служащего в прямом смысле общественному благу, которое он понимает однозначно, по старинке, как Государственное. Самохвалов оказался после начала процесса на больничной койке, а оклеветавший его Лебедев остался любоваться заводскими лебедями. Справедливо ли? Ведь по всем меркам такие действия могут быть интерпретированы как "ложный донос". Деяние, по закону, преступное и наказуемое. Или законы у нас избирательные и не для всех? 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru