Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Мошенничество с размещением рекламы по программе " Intel Inside" носит массовый характер

Оригинал этого материала
© "Русский Forbes", январь 2005, "Конфликт с Intel, увольнения топ-менеджеров. Что дальше?"

«Формоза» outside

Диана Вайнберг

В компании «Формоза» идет большая реорганизация. В 2000-2001 годах, по данным аналитиков агентства IDC, эта фирма была лидером по продажам персональных компьютеров. В третьем квартале 2004 года IDC не включило ее даже в пятерку крупнейших игроков. В чем причина? По всей видимости, спад начался с конфликта «Формозы» с крупнейшим мировым производителем процессоров — компанией Intel.

Intel безраздельно правит на рынке, ее процессорами оснащены около 85% компьютеров в России. Такая популярность — следствие мощной маркетинговой поддержки: компания в отличие от своих конкурентов (AMD например) ежегодно тратит миллионы долларов на собственную рекламу. Кроме того,у Intel существует программа спонсорства рекламы партнеров. Суть ее в следующем. При продаже процессоров российским сборщикам Intel перечисляет в маркетинговый фонд до 6% от стоимости контракта. После этого сборщик может возмещать из средств фонда до 80% затрат на продвижение собственной продукции. Если полоса рекламы в журнале стоит, скажем, $10 000, то производителю компьютеров достаточно будет оплатить лишь $2000, остальное внесет фонд. Обязательное условие: в рекламе компьютеров должен фигурировать логотип Intel Inside.

При всей своей эффективности эта программа открывала возможности для мелкого мошенничества — например, производитель компьютеров мог неформально договориться с изданием о существенных скидках на размещение рекламы, а компания Intel, ни о чем не догадываясь, тратила деньги фонда по максимуму, исходя из прейскуранта. Дополнительный доход участники неафишируемой сделки могли поделить между собой.

«Ни один партнер Intel не свободен от подобных претензий»

«Формоза» была участником программы Intel Inside с 1995 года и входила, по словам Алексея Наволокина, руководившего российским офисом Intel в 2000-2003 годах, в десятку крупнейших партнеров. Но в мае 2002 года она была неожиданно исключена из списка счастливцев. Кроме того, она потеряла возможность покупать процессоры на привилегированных условиях—по партнерским, пониженным ценам.

В Intel комментировать причины разлада с «Формозой» отказываются, ссылаясь на корпоративный запрет разглашать информацию об отношениях с партнерами. Представители компьютерных фирм, которые остаются в партнерах Intel, высказали предположение, что «Формоза» могла попасться на нарушении договоренностей с американской компанией. Например, вместо того чтобы устанавливать приобретенные у Intel процессоры на свои компьютеры в России, фирма могла перепродавать их в других странах. Такие действия могли сорвать глобальные планы продаж компании Intel.

Генеральный директор «Формозы» Александр Купряшкин в интервью Forbes не стал опровергать эту версию. «Ни один прямой партнер Intel не свободен от подобных претензий,—предположил Купряшкин. — У Intel хорошая служба безопасности, и они имеют компромат на всех. Нельзя сказать, что к нам у них были какие-то особые претензии».

Действительно ли нарушения соглашений—обычное дело на рынке? Другие партнеры Intel не желают распространяться на эту тему. Например, Сергей Пацкевич, вице-президент по маркетингу компании Marvel, одного из российских дистрибьюторов Intel, отказался отвечать как на вопрос, нарушает ли его компания правила, установленные Intel, так и на вопрос, могут ли быть подобные нарушения у его коллег по цеху.

Как бы то ни было, в 2003 году из «Формозы» были уволены два ключевых топ-менеджера — управляющий Олег Фефелов и его жена, вице-президент фирмы Светлана Тулаева. По словам Купряшкина, конфликт с Intel сыграл определенную роль, хотя у уволенных было немало и иных менеджерских ошибок. Это косвенно подтверждает Николай Казак, приглашенный в «Формозу» в 2003 году в качестве консультанта по налаживанию бизнес-процессов. Он так описывает состояние системы управления компании на тот момент: «Элементарные вещи не были сделаны». По словам Казака, в компании не было бюджетирования, не существовало точной управленческой отчетности.

Покинувшие «Формозу» менеджеры открыли собственную фирму, торговавшую ПК,—«Кибертронику». Летом 2004 года Олег Фефелов был убит (следствие по этому делу не завершено). После его смерти «Кибертронику» возглавила Светлана Тулаева.

В «Формозе» утверждают, что потери от разрыва отношений с Intel оказались «незначительными». Финансовые показатели компания не раскрывает; по оценкам, в 2003 году объем продаж «Формозы» составлял $350 млн. Теперь компания закупает процессоры (они составляют около 20% стоимости компьютера) у российских и иностранных дистрибьюторов Intel, в связи с чем теряет несколько долларов на каждом ПК. Сейчас «Формоза» избавляется от непрофильных подразделений — закрыты, например, транспортное подразделение, отдел разработки программного обеспечения, производство мониторов. Возможно, все было бы иначе, если бы отношения с Intel не разладились.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru