Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

10.12.2004

Хаос административной реформы

Кто будет отвечать - Греф или Фрадков?

Валерий Немиров

По поводу административной реформы, свидетелями которой мы с вами являемся, можно услышать разные мнения - от простого рабочего торможения до полного срыва. Несомненно одно: разворошенный властный муравейник еще не скоро успокоится.

"Хаос административной реформы" - это крылатое выражение премьера Михаила Фрадкова как нельзя лучше объясняет все происходящее с самой главным и насущным преобразованием в стране. С более конкретной оценкой на недавнем съезде РСПП выступил Владимир Путин: "Жизнь и практика показывают, что даже инициаторы и авторы административной реформы не хотят выпускать из своих рук реальные функции управления, при этом нарушая те принципы, которые сами декларировали". Вопрос лишь в том, кто будет отвечать за срыв: автор-разработчик трехуровневой системы исполнительной власти Герман Греф или глава кабинета Михаил Фрадков, которому президент поручил лично реализовать реформу на практике. По достоверным данным, разногласия между этими персонажами подкрепляет личная неприязнь (Греф как-то позволил себе отругать Фрадкова при подчиненных в бытность того представителем в ЕС). Так что ничего кроме дальнейшего накала страстей ждать не стоит.

Сейчас в недрах Минэкономразвития зреет федеральная целевая программа "Административная реформа", в соответствии с которой центр управления реформой предполагается передать независимой от правительства "дирекции управления программой". На пост ее главы уже прочат нынешнего директора Центра стратегических разработок, бывшего первого зама Грефа Михаила Дмитриева. 

Несомненно, попытка такого перераспределения полномочий без очередной крупной склоки не пройдет. Вдобавок, у Минэкономразвития созрело еще одно амбициозное и либеральное предложение - привлекать к управлению госпредприятиями частные управляющие компании. Таким образом, Греф выходит на еще одно поле противостояния, на этот раз с главой Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), видным питерцем Валерием Назаровым. А тут еще и скандал вокруг публичного неодобрения главой Минэкономразвития покупки "Газпромом" "Юганскнефтегаза" (будучи членом совета директоров газовой монополии Греф попытался сорвать решение об участии "Газпрома" в аукционе по приобретению дочки ЮКОСа). На каких позициях останутся участники властного дележа - непонятно, ясно одно - тихо-мирно такой клубок противоречий не распутается.

Как ни странно, активно проявляют себя на административном фронте и "культурные" чиновники. По слухам, возглавившему вновь созданное Министерство культуры и массовых коммуникаций Александру Соколову и его первому заму Леониду Надирову не дает покоя авторитет и обширные связи бывшего главы Минкульта Михаила Швыдкого, ныне возглавляющего подконтрольное министерству Федеральное агентство по культуре и кинематографии (ФАКК).

Именно поэтому по заказу нового руководства министерства летом в ряде СМИ на Михаила Швыдкого был организован настоящий "наезд". Яркий пример - статья "Журналистам показали ФАКК. Из сортира Министерства культуры подул ветер перемен" ("МК" от 9 июня 2004 г.), где цитировались слова Швыдкого "Теперь у нас главная проблема - починить туалеты в этом здании, дезодорировать их, положить туалетную бумагу и... начать работу". Издание "Криминальная хроника" от 17 июля 2004 г. под заголовком "Особая порода живых существ" возмущенно негодовало по поводу поддержки, оказанной Швыдковым матерщиннику Филиппу Киркорову, дескать, презрев конституцию, назвал артиста неподсудным представителем "особой породы".

И это еще цветочки. По слухам, первый замминистра культуры Леонид Надиров (в прошлом - ректор Академии русского балета), летом переехавший на новый пост из Санкт-Петербурга, заказал одному из питерских ЧОПов разработку компромата на Михаила Сеславинского (главу подчиняющегося Минкульту Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям) и Александра Голутву (первого замруководителя ФАКК). Поэтому нам скоро стоит ожидать грязных "сливов" и против них. 

Сеславинский, ранее - замминистра печати, в журналистских кругах пользуется репутацией высокого профессионала и либерала, например, недавно он высказывался против попыток регламентировать Интернет. Но нужны ли нынешнему Министерству культуры грамотные специалисты по не очень-то профильным для министерства СМИ?

Но еще более острый вопрос связан с тем, что СМИ в Минкульте курирует сам Надиров, который с самого начала выступил за ужесточения контроля над медиа, а также вступил в конфликт с Сеславинским по поводу главенства в вопросах лицензирования СМИ.

Александр Голутва до начала административной реформы занимал пост первого замминистра культуры и занимался курированием кинематографии, то есть был самым главным в нашем кино. При нем отечественный кинематограф впервые за много лет начал получать бюджетное финансирование, например, в 2003 году на эти цели было выделено 1,5 млрд рублей, в 2004 - уже 2,5 млрд. При этом Голутва всегда критиковал тех чиновников, которые выступали против бюджетной поддержки российского кино. Но Надирову в силу специфики прошлой работы гораздо ближе балет, и возможно в ближайшее время мы узнаем, что интересы области, в которой мы "впереди планеты всей", станут приоритетнее "важнейшего из искусств".

Но "лихорадит" не только "гуманитриев" нашего кабинета, но и "технарей".

Пришедший в министерское кресло из крупной коммерческой структуры (вот оно, реальное воплощение мечты а-ля Греф!) министр транспорта Игорь Левитин начал с того, что просто-напросто не справился со своей задачей. Ведь изначально руководить ему поручили объединенным министерством транспорта и связи, которое, по словам Михаила Фрадкова, должно было стать суперминистерством "нового качества" и "нового уровня". Но так и не стало: Теперь Левитин пытается разобраться исключительно с проблемами отечественного транспорта, предварительно "равноудалив" старые управленческие команды Минтранса и МПС.

Надо понимать, что перечисленные змеиные узлы - лишь верхняя часть пытающегося любыми способами удержаться на плаву российского административного айсберга. Так что о затягивании и неудачах реформы исполнительной власти в стране нам предстоит слышать еще очень долго.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru