Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

 

"Внешне дело выглядит абсолютно заказным"

© "Комсомольская правда", 28.10.2004, Фото: "НГ"

Коммерсанты против «Коммерсанта»

Николай Морозов

На прошлой неделе получил материальную оценку самый крупный конфликт отечественного бизнеса со средствами массовой информации. Отныне свобода слова оценивается в 320,77 миллиона рублей. Именно такую компенсацию требует инвестиционный консорциум «Альфа-групп» от издательского дома «Коммерсант», который, по мнению группы, а теперь и арбитражного суда Москвы, своей статьей причинил проблемы «Альфа-банку», выразившиеся в оттоке вкладов из банка.

Виноваты ли авторы статьи «Банковский кризис вышел на улицу» в трудностях консорциума? 

Факт июльского «банковского кризиса» или «кризиса доверия», как его предпочитали называть, признан абсолютным большинством финансовых аналитиков. Об очередях вкладчиков «Альфа-банка», желающих досрочно забрать свои сбережения, упомянули многие независимые СМИ. Однако судебный иск предъявлен лишь «Коммерсанту». В интервью «Новой газете» главный редактор «Коммерсанта» Андрей Васильев, рассказывает, что после выхода заметки ему позвонил один из владельцев «Альфы» и посетовал на то, что не так расставлены акценты, что журналисты поступили «не по-товарищески». Речи о том, что заметка «неправильная» по сути, не было. Однако совсем скоро судебное разбирательство все же инициируется. Вскоре вердикт столичного Арбитража вынуждает авторитетнейшую деловую газету не только выплатить «Альфе» компенсацию, но и опровергнуть в десятидневный срок порочащие деловую репутацию банка положения нашумевшей статьи. И это решение не может не вызвать вопросов. 

По законам военного времени

Вынесенное решение поставило «коммерсантовцев» в тупик: газета осветила непростую ситуацию на банковском рынке, за что теперь должна заплатить около 11 миллионов долларов. Да еще и расписаться в своем непрофессионализме. На этом фоне резкость высказываний гендиректора ИД «Коммерсант» Андрея Васильева по поводу судебного решения вполне объяснима. «Все, что было напечатано в той статье, - это правда, и это знают сами руководители «Альфа-банка», - настаивает Васильев. Причину же происшедшего Андрей Васильев видит в следующем: «Среди представителей бизнес-элиты появляется такая тенденция – желание набрать очки у власти, нагадив независимой прессе. Это очень неприятная тенденция». И добавляет: «Если торгануть лояльностью входит в моду, если появляется ощущение, что навредив независимому изданию, можешь помочь своему бизнесу, то это очень печальный факт». 

Не просто печальный, но – тревожный. Последние события на бизнес-фронтах только подтверждают это.

Как оценить, например, общепризнанный факт, что сам банк, пытаясь остановить поток взволнованных вкладчиков, хотел взимать этим летом противозаконную комиссию с желающих досрочно забрать свои кровные? Известно, что «Альфа-банк», вопреки законодательству и заключенному с вкладчиками договору, собарался получать с них комиссионные проценты за досрочное снятие вкладов. Сначала речь шла о пяти процентах которые, правда, не слишком сократили количество клиентов, спасающих свои деньги. Тогда «Альфа-банк» вознамерился удвоить комиссию.

Попытка менять правила «игры» в зависимости от ситуации – самый простой способ уйти от проигрыша. Однако россиян защищает закон. В частности, Гражданский кодекс, в котором черным по белому прописано, что за расторжение срочных вкладов банк вправе не начислять оговоренные проценты, но никак не может посягать на сумму сбережения, либо ее часть. Да, сегодня «Альфа-банк» объявил, что готов возместить незаконно удержанную комиссию. Этот «акт доброй воли», конечно, возместит потерянные вкладчиками средства, но прибавит ли авторитета банковскому сообществу?

Первым делом – самолеты…

Между тем продолжается борьба и на другом финансовом фронте. В начале сентября, вопреки ожиданиям, годовое собрание акционеров международного аэропорта «Шереметево» не утвердило «дочку» «Альфы» компанию «Альфа-Шереметево» управляющей компанией аэропорта. Конфликт вокруг главных ворот страны назревал еще до самого конкурса. Как только определились два основных претендента на финансирование необходимых работ - компания «Интертерминал» и «Альфа-Шереметьево», стало понятно, что в случае победы «Альфы» неминуемы разногласия с национальным авиаперевозчиком – «Аэрофлотом». Дело в том, что права на земельный участок, выделенный под строительство третьего терминала «Шереметьево», а также более-менее проработанный проект имел «Аэрофлот», интересы которого представлялись как раз «Интертерминалом».

Но по итогам тендера «Альфе» удалось на 67 баллов по 900-бальной системе обойти «Интертерминал». Государство, являющееся крупнейшим акционером аэропорта, даже пообещало управляющей компании, то есть «Альфе-Шереметьево», ежегодное вознаграждение в размере одного процента годовой выручки аэропорта, четверти ее прироста и двух процентов чистой прибыли. Что и говорить, консорциуму было за что бороться.

Собственно дело оставалось за малым: собрание акционеров аэропорта должно было формально оформить победу «Альфы». Однако этого не произошло – акционеры не дождались соответствующей директивы правительства, владеющего контрольным пакетом акций аэропорта. После того, как Касьянова «ушли», а на его место назначили нового премьера Михаила Фрадкова, пошедшие было в гору дела «Альфы» начали медленно, но верно скатываться вниз. Новый премьер заявил, что к делу надо подойти боле внимательно и учесть мнение компании «Аэрофлот», которая тоже участвовала в конкурсе.

На стол новому председателю правительства легло предложение главы «Аэрофлота» Валерия Окулова и совладельца Национального резервного банка, в собственности которого находятся около 30% акций авиакомпании, Александра Лебедева. В нем авиакомпания предлагала самостоятельно построить третий терминал и развивать аэропорт без привлечения каких-либо управляющих компаний. И Михаил Фрадков всерьез задумался над наиболее рациональным «аэрофлотовским» решением.

О том, что, скорее всего, «Альфе-групп» суждено остаться с носом, говорит целый ряд факторов. Во-первых, в совет директоров «Аэрофлота» был избран помощник президента Виктор Иванов. Во-вторых, «Аэрофлот» уже выделил средства на строительство терминала «Шереметьево-3», а также планирует объявить тендер на генподрядчика работ. Видимо конфликт с «Альфой» национальный перевозчик не расценивает сколько-нибудь серьезно и справедливо считает, что «инвестиционный» консорциум не сможет составить конкуренции в непрофильной для группы области.

…а «мобильники» - потом

Еще одна «неувязочка» вышла у инвесторов с третьим по величине в России оператором сотовой связи компанией «Мегафон». Летом прошлого года «Альфа», как сообщила газета «Ведомости», объявила о покупке 25,1 процента акций «Мегафона» у LV-Finance. Однако, пишет газета, совсем скоро выяснилось, что на попавшую к «Альфе» четверть сотового оператора ранее имел право другой миноритарный акционер - IPOC International Growth Fund Ltd. Группа IPOC сообщила, что она уже давно достигла определенных соглашений с LV-Finence о выкупе акций. Более того, по словам IPOC, за причитающуюся ей часть компания уже успела заплатить несколько десятков миллионов долларов. Тогда юристы IPOC обратились в Арбитражный суд Международной торговой палаты в Женеве с тем, чтобы он разобрался в сложившейся ситуации. 

Швейцарские слушания по делу закончились еще в мае. А в конце августа, ссылаясь на решение арбитража, IPOC сообщил в своем пресс-релизе: «Трибунал постановил, что группа «Альфа» не является добросовестным покупателем акций «Мегафона». Спор продолжается, и как он отразиться на развитии рынка сотовой связи, предугадать сложно.

Разорить нельзя купить

Взятая по отдельности, каждая из этих историй, - лишь частный случай в практике большого бизнеса. Но в контексте общей картины можно привести слова Андрея Васильева о том, что «внешне дело выглядит абсолютно заказным»: «Мне передавали, что Фридман якобы сказал: либо разорить «Ъ», либо купить… Получается, что можно купить, а потом кому-то подарить. Или продемонстрировать Кремлю: посмотрите, правда мы молодцы? Разные могут быть мотивации».

В любом случае, очевидно, что конец этой истории – в далеком будущем. «КоммерсантЪ» собирается подавать апелляцию и не находит возможным оправдываться: «Если мы напишем опровержение, выполним указание суда, то мы нарушим закон о СМИ, - говорит Васильев. – Если мы напишем, что очередей на самом деле не было, то это будет заведомая дезинформация. Тогда, видимо, можно будет подать в суд на решение этого суда». 

Выиграет спор «КоммерсантЪ» или коммерсанты – покажет время.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru