Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Когда Волошин сообщил Путину об отрицательной реакции 
западной прессы на арест Ходорковского, президент ответил: 
"Вот кончатся у ЮКОСа деньги, и статьи исчезнут"

© "Еженедельный журнал", 13.09.2004, Коллаж: "Утро.Ру"

Платные гости Путина

Кремль провел активные мероприятия по вербовке западных друзей российской власти

Евгения Альбац

Конечно, это просто так совпало: в те дни, когда разворачивалась трагедия в Беслане, в Великом Новгороде проходила международная конференция, «Дискуссионный клуб «Валдай», цель которой - улучшение имиджа России за рубежом.

Конференцию готовили еще с весны, но именно на страшный день пятницы, 3 сентября, пришлись главные дискуссии.

Третья сессия, «Свобода слова и ответственность свободы», началась - опять же так совпало - именно тогда, когда в Беслане уже шел штурм, когда террористы уже взорвали бомбы и обвалилась крыша спортзала, и весь пол его уже был усеян телами детей. Из-за событий в Беслане участники то и дело выскакивали к телевизорам: смотрели CNN, ВВС, EuroNews, поскольку по главным российским каналам, за исключением НТВ, шли песни и пляски и поиски увлекательных приключений.

«События в Беслане придали конференции определенный драматизм», - сказал в интервью мне Андрей Золотов, один из авторов проекта конференции и главный редактор Russia Profile, журнала для зарубежной аудитории, который выпускается издательской группой Independent Media, но финансируется государственным информационным агентством РИА «Новости».

РИА «Новости» было и главным организатором конференции, плюс Совет по внешней и оборонной политике (он отвечал за контент) «под кураторством Суркова и Шувалова», пояснил источник в оргкомитете. Владислав Сурков - заместитель руководителя администрации президента, Игорь Шувалов - помощник главы государства.

Короче, статус конференции был самый что ни на есть высокий. И приехали на нее люди известные- профессора университетов, занимающиеся политикой и экономикой Советского Союза и современной России, из США и Европы, политологи из вашингтонских, лондонских, французских, берлинских и прочих институтов и фондов, журналисты.

«Было несколько категорий приглашенных. Одна - участники конференции, другая - те, кого пригласили освещать событие», - пояснил Андрей Золотов. Организаторы к публичности не стремились: на сайте РИА «Новости» о планируемой конференции не было ни слова. Оно и понятно: активное мероприятие по рекрутированию сторонников Кремля в софитах и камерах не нуждалось, строго наоборот.

Венцом нынешней конференции - и это был главный, обещанный заранее манок - стала встреча зарубежных участников «Дискуссионного клуба «Валдай» с президентом России Владимиром Путиным, а затем и с министром обороны Сергеем Ивановым.

Встреча с президентом состоялась 6 сентября, через три дня после кровавой развязки в Беслане. О том, что думает президент о постигшей страну национальной трагедии, российские читатели узнали из пересказа английской газеты Guardian, корреспондент которой, Джонатан Стил, оказался одним из приглашенных на конференцию гостей.

С зарубежными учеными и журналистами Владимир Путин беседовал три с половиной часа. В Беслане он провел два.

Денег на конференцию по улучшению образа России за рубежом не жалели.

«Нам оплатили перелет туда и обратно бизнес-классом. Правда, лететь можно было только «Аэрофлотом». Если бы я захотел взять с собой жену - полностью оплатили бы и ее расходы», - Дэвид Джонсон из вашингтонского Центра оборонной информации был несколько обескуражен щедростью русских. Джонсон каждый день составляет подборку материалов о России, появляющихся в газетах по всему миру, отправляет по пяти тысячам адресов и выкладывает на своем сайте в Интернете. Журналисты и политологи почитают за честь попасть в его каталог: у Джонсона безупречная репутация.

Так я узнала, что обрабатывать тех, кто формирует западное общественное мнение о России, решили по всем правилам российского пиара: кто платит, тот и заказывает музыку.

По словам одного из депутатов Государственной думы прошлого созыва, в федеральном бюджете «существует закрытая строка, предусматривающая финансирование мероприятий, направленных на улучшение имиджа России». Политик говорил на условиях анонимности.

Всего на конференцию пригласили 42 человека, приехали не все, но многие. Всем оплатили перелет, в Москве поселили в «Метрополе», где самый дешевый номер стоит 300 долларов в сутки, все остальные расходы - переезд и проживание в Великом Новгороде, обеды-ужины и прочее -тоже взяли на себя. Платил организатор, государственное информационное агентство РИА «Новости», то есть российский бюджет.

Среди приглашенных было и несколько журналистов. Я была убеждена, что уж они-то за себя платили сами: в кодексах этики многих западных изданий специальной строкой указывается, что журналист не имеет права позволить источнику своей информации, герою публикации оплатить ланч, не говоря уже о билете в салон бизнес-класса ценой в две с лишним тысячи долларов.

Оказалось, бывает по-разному.

«Это не коррупция, - мгновенно отреагировал на мой вопрос о том, кто платил за его пребывание на конференции, тот самый Джонатан Стил, чей материал в английской Guardian цитировали все российские издания. - Коррупция - это когда платят огромные гонорары, а оплата расходов - довольно обычная практика для английских газет. Правда, иногда в конце материала мы можем указать, что расходы, связанные с подготовкой статьи, были оплачены».

Ни в одном из материалов Стила из Москвы указания на то, что его расходы были оплачены российским правительством, не было. Правда, в тексте одного из репортажей сообщалось, что во встрече с российским президентом принимали участие западные ученые и журналисты, приехавшие в Россию «на специальную конференцию». О том, что специальность этой конференции заключалась в улучшении имиджа России за рубежом, автор смущенно умолчал. «В Washington Post это невозможно. Мы не позволяем за себя платить, - сказал мне Питер Бейкер, шеф бюро газеты в Москве. - В противном случае у читателя может возникнуть подозрение, что мы не объективны».

У Мэри Дежевски из британской газеты Independent были свои резоны принять приглашение - и оплату расходов - организаторов конференции. «Мы в газете взвешиваем, насколько нам важно получить доступ к представителям зарубежных правительств, и в зависимости от этого принимаем такое приглашение», - сказала она в телефонном интервью из Лондона. Госпожа Дежевски любезно откликнулась на мой звонок, перезвонила, как только представилась возможность: расходы на более чем получасовой международный телефонный звонок взяла на себя газета Independent. «Если бы я отказалась от участия в конференции, я не смогла бы рассказать своим читателям о встрече с президентом Путиным». Действительно, репортаж со встречи в Independent открывался громкой шапкой: «Во времена национального кризиса Мэри Дежевски получила редкую возможность аудиенции у российского президента». Далее в статье сообщалось, что во встрече участвовали специалисты по России, приглашенные на «специальную конференцию». Что за конференция -ни слова. Такие шапки делают тираж, приносят изданию рекламу, а авторам порой интересные контракты на написание книг. В английском существует идиома to sell access - продавать доступ. Эксклюзивный доступ к эксклюзивным источникам информации, как все в рыночной экономике, тоже имеет цену.

«Однако что вам мешало оплатить расходы, связанные с получением столь важной для ваших читателей информации?» - удивилась я. «Некоторые британские СМИ, например телекомпания ВВС, так и делают, у нас другая политика. Если бы я отказалась, я могла бы не получить столь важного доступа к представителям вашего правительства», - сообщила госпожа Дежевски.

Американская журналистка Айлин О'Коннор, которая долгие годы возглавляла бюро телекомпании CNN в Москве, тоже была участником конференции, тоже встречалась с Путиным и Ивановым, и ее расходы тоже готовы были оплатить. О'Коннор отказалась: сообщила организаторам, что и перелет, и гостиницу оплатит сама. К слову, в Москву Айлин О'Коннор приехала не как журналист, но как президент некоммерческого, частного Международного центра журналистов.

Другой американский журналист, Стив Хенделман, автор книги «Товарищ бандит», также был в числе приглашенных на конференцию. Разыскать его мне не удалось.

Между тем госпожа Дежевски, отвечая на другой мой вопрос, объяснила, что причина, по которой российские журналисты не были допущены на высокие встречи, состояла в том, что российские политики, оказывается, «доверяют репортажам западной прессы больше, чем российской прессе».

«Российская пресса крайне коррумпированна, она постоянно публикует заказные материалы, скрытую рекламу, такого феномена нигде больше -я имею в виду западные газеты-нет», -поведала мне госпожа Дежевски. И несколько раз повторила: «Если вы собираетесь написать, что меня пригласили на встречу с Путиным, потому что у меня более оптимистичный взгляд на Россию, чем у многих других в западной прессе, то это будет ложь». Свидетельствую : репортажи Мэри Дежевски из Москвы были вполне сбалансированны.

Однако не могу не заметить, что в отличие от репортера Мэри Дежевски колумнист Independent, все та же Мэри Дежевски, своего расположения к нынешнему руководству России («Да, мне Путин интересен», - сказала она) ничуть не скрывает. Рассказывая английской аудитории о российском президенте и, вероятно, отвечая тем, кого смущало чекистское прошлое Владимира Путина, Дежевски объяснила, что «в КГБ набирали самые блестящие умы» страны. Госпожа Дежевски работала в СССР в перестройку, однако, вероятно, запамятовала, что «блестящие умы» в Советском Союзе сиделив лагерях и ссылках -например, математический биолог Сергей Ковалев, физик-ядерщик Андрей Сахаров, поэт и Нобелевский лауреат Иосиф Бродский. В КГБ шли те, кого моральные дилеммы не мучили: там был серьезный отбор.

Репортажи корреспондента Джонатана Стила из британской Guardian тоже не оставляют сомнения в его объективности. Однако в той же Guardian через день после встречи ее корреспондента с российским президентом появилась статья некоего господина Джона Лафленда, являющегося попечителем британского отделения правозащитной организации Human Rights Watch, в которой автор разоблачает всех противников российского президента и называет их не иначе как рукой США в Москве. Вполне возможно, это - чистое совпадение. Однако и от сомнения никуда не уйти: а вдруг это плата за доступ?

Злые языки рассказывают: когда бывший глава администрации президента Александр Волошин сообщил президенту Путину о крайне отрицательной реакции западной прессы на арест главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, президент якобы ему ответил: «Вот кончатся у ЮКОСа деньги, и статьи исчезнут». Примерно то же самое президент Путин заявил журналистам во время своего визита в США, который совпал с первыми атаками на нефтяного олигарха.

Очевидно: российский президент уверен, что все журналисты кем-то куплены и всех можно купить или перекупить. Эта идеология и была заложена в основу конференции «Дискуссионный клуб «Валдай», призванной улучшить имидж России в мире.

Трагедия в Беслане конференции не помешала.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru