Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

10.09.2004, Фото: suninterbrew.ru

SUN Interbrew получает льготы как артель инвалидов

Российская глубинка спонсирует стремительное развитие транснациональной корпорации

Виктор Ковальчук

Только что Госдума с боями приняла поправки к «Закону о рекламе», препятствующие пивоварам расписывать живительную силу своей продукции, а в отрасли новый громкий скандал [см. РБК-daily]. Правда, касается он не всего цеха производителей янтарного напитка, а одного из пивоваренных гигантов. Исследуя состояние рынка рекламы пива, думцы с удивлением обнаружили, что их коллеги из совета депутатов муниципального образования «Клинский район» (Московская область) освободили от уплаты налога на рекламу предприятия пивоваренной промышленности. Нетрудно догадаться, под этим псевдонимом скрывается ЗАО «Клинский пивокомбинат», входящее в состав холдинга SUN Interbrew. Именно агрессивная реклама комбината вызвала особое неприятие инициаторов доработки закона во главе с вице-спикером Любовью Слиской. Теперь еще выяснилось, что претензии можно предъявить не только морально-этической стороне хождения за «Клинским».

Дальнейшие изыскания показали, что решение районного совета не уникально: в четырех из девяти субъектов Федерации, где действуют предприятия SUN Interbrew, приняты законы, предоставляющие пивоварам различные налоговые льготы. По удивительному стечению обстоятельств эти документы приняты после того, как местные пивоварни переходили под контроль холдинга. Но, наверное, речь о богатых регионах, которые не могут переварить баснословные поступления в казну? Да нет. Так Курская область никак не избавится от хронического дефицита бюджета, недоимка по налогам и сборам в консолидированный бюджет к 1 августа этого года по данным областного управления МНС составила 1,7 млрд. руб. Однако местный пивокомбинат был освобожден от уплаты налога на имущество. Такая же льгота предусматривалась законодателями Ивановской области и Мордовии, которых называют чуть ли не депрессивными. Но вот куда более благополучная Пермская область не сочла возможным дотировать SUN Interbrew за счет своего бюджета. Как Волгоградская область и Чувашия.

А в Омской области у пивокомбината «Росар» льготы по налогу на прибыль и освобождение от уплаты налога на имущество как держателю инвестиционного проекта. Кто спорит, необходимо привлекать инвесторов, но таких, которые вкладываются в создание нового производства или коренную модернизацию старого. Однако, «Росар» вошел в состав SUN Interbrew после того, как в 1998 году здесь была проведена комплексная реконструкция комбината с целью увеличения производственной мощности и повышения качества продукции до мировых стандартов. Руководство SUN Interbrew заявляет о многократном увеличении объемов производства омского комбината, но, судя по последним данным регионального управления налогового ведомства, «Росар» не входит в число крупнейших налогоплательщиков области. В отличие от таких сопоставимых по масштабам предприятий местной пищевки как «Омсквинпром» и ОАО «Мясокомбинат «Омский». 

Но быть может SUN Interbrew неокрепшая развивающаяся структура и нуждается в нежной опеке местных законодателей? Вот официальная статистика. SUN Interbrew в I квартале текущего года занял 16% отечественного пивного рынка, консолидированная прибыль холдинга до налогообложения превысила 17 млн. евро. Это на 130% больше показателей прошлого года (но интересно, что в это же время выплаты по налогу на прибыль странным образом упали на 47% – с 884 тыс. до 561 тыс. евро). Доходы главного акционера холдинга, бельгийского концерна Interbrew, в 2003 году превысили 7 млрд. евро, прибыль за год увеличилась на 8% – до 505 млн. евро. 

Вероятно, интерес депутатов, а по другой информации и ГУБЭПа МВД России, к деятельности SUN Interbrew подогрели две последние крупномасштабные сделки бельгийцев. Месяц назад Interbrew за 530 млн. евро выкупил акции холдинга своего партнера – индийской инвестиционной группы SUN. По подсчетам экспертов, доходность вложений SUN в российское пивоварение с 1997 года составила 47% годовых. Подобная норма прибыли вызовет зависть даже у гигантов ТЭК и лидеров телекоммуникационной отрасли. Но и бельгийские пивовары с себя не последнюю рубашку сняли. Концерн Interbrew объявил о покупки бразильской группы AmBev. Новая структура с объединенным названием InterbrewAmbev станет крупнейшей компанией в мире по объемам производства пива.

Парламентариям стало еще известно, что каждый год основные акционеры компании выплачивали самим себе несколько десятков миллионов в качестве вознаграждения за управление компанией и ее активами. Подобные выплаты также сокращали налогооблагаемую базу. Это означает, что акционеры вознаграждали себя и за сокращение налогов, поскольку их приоритетная задача – максимальная прибыль. Судя по тому, с какой легкостью Interbrew расстается с деньгами, цели они достигли. 

В общей сложности на обе сделки Interbrew потратил больше 12 млрд. долларов! На фоне этих баснословных цифр трогательная забота о транснациональной корпорации чиновников и законодателей небогатых российских регионов вызывает более чем уместные вопросы. Главный – почему сверхприбыльное производство вместо того, чтобы стать основным источником пополнения местных бюджетов, а значит и решения острейших социальных проблем, становится объектом благотворительности. Ответ на вопросы сегодня ищут депутаты Госдумы и ГУБЭП. По нашим сведениям обитатели здания на Охотном ряду готовят депутатские запросы схожего содержания в адрес руководителей и других правоохранительных органов с просьбой разобраться с налоговыми льготами для предприятий SUN Interbrew. 

Впрочем, уже появились первые толкования активности парламентариев. По одной из версий скандал раскручивают конкуренты холдинга, с тревогой наблюдающие за стремительным разрастанием пивного спрута. Другие отмечают, что по странному совпадению субъектами Федерации, попавшими в поле зрения думцев, руководят политики не слишком популярные в Кремле, и история с пивными льготами – повод руками «единороссов» лишний раз попрессинговать неугодных. Третья версия: версии предыдущие – не что иное, как контр-пиар самого SUN Interbrew, который спешит опорочить искренний порыв думцев и следователей. Подождем развития событий, тогда станет ясно, кто ближе к истине. 

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru