Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Сбор компрометирующих материалов на предпринимателей и проведение теневых акций против политических противников

Оригинал этого материала
© "Профиль", 21.06.2004, Фото: gzt.ru, "Руками не трогать"

Чем занимался ЮКОС помимо нефти

Лоббизм

Николай Силаев

[...] ЮКОС всегда активно влиял на политические процессы в стране, однако особенно это влияние усилилось в 2001-2003 годах. Политические программы в компании курировали Леонид Невзлин, Василий Шахновский и Алексей Кондауров. Общий объем расходов компаний "ЮКОС Москва", Group Menatep, их миноритарных акционеров и аффилированных с ними лиц на лоббизм всех уровней, политический PR и подобные цели аналитики оценивают в $270-350 млн. в год. 

В орбиту интересов ЮКОСа в период максимального влияния на нижнюю палату парламента входило до 130 депутатов. Наибольшую активность в лоббировании проявляли депутаты Думы Георгий Томчин, Геннадий Кулик, члены Совета Федерации Андрей Гурьев и Иван Стариков, бывший заместитель руководителя администрации президента РФ Александр Абрамов, бывший заместитель начальника экономического управления администрации президента РФ Михаил Авдеев, бывший заместитель руководителя аппарата правительства РФ Михаил Копейкин, бывший заместитель министра по антимонопольной политике Андрей Цыганов, бывший первый заместитель министра промышленности, науки и технологий Андрей Свинаренко, бывший председатель Российского фонда федерального имущества Владимир Малин. 

ЮКОС пролоббировал в Государственной думе несколько важных решений, улучшивших условия его работы: 

- установление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с плоской шкалой - в пользу высокопроизводительных скважин, преобладающих в компании; 

- минимальную индексацию НДПИ с 1 января 2004 года; - установление квот на экспорт нефти пропорционально объемам добычи (закрепляло монополизм крупнейших корпораций, в том числе ЮКОСа); 

- установление предельных ставок пошлин на экспорт нефти; 

- блокирование невыгодного компании законопроекта об отмене предельных ставок пошлин на нефтепродукты на уровне 90% от пошлин на сырую нефть; 

- изменение законодательства об СРП - компания получила возможность завладеть участками, принадлежавшими другим инвесторам; -- перенос уплаты акциза на бензин с производителей на розничную торговлю. 

Финансирование партий

Михаил Ходорковский признавал, что готов предоставлять свои личные средства на финансирование Союза правых сил и "Яблока", а КПРФ получала деньги от одного из миноритарных акционеров компании. По некоторым оценкам, в 2003 году КПРФ заключила с уполномоченными ЮКОСом структурами стратегическое соглашение сроком на 5 лет с объемом инвестиций $70 млн., но реально получила на парламентскую кампанию от $4 млн. до $7 млн. В федеральную часть списка КПРФ были включены председатель совета директоров Сергей Муравленко и начальник аналитического управления Алексей Кондауров. Расходы на избирательную кампанию СПС эксперты оценивают в $3-5 млн., "Яблока" - в $4-6 млн., хотя до выборов назывались значительно большие суммы. По собственному признанию Ирины Хакамады, Леонид Невзлин оказывал ей финансовую поддержку на выборах президента РФ. Объем этого финансирования варьируется в оценках от $1,5 млн. до $4 млн.

Политический PR и "политическая благотворительность"

ЮКОС финансировал РОО "Открытая Россия", экспертный клуб "Открытый форум", научные и образовательные программы в центре и регионах. Для консолидации средств и контроля за их использованием была создана специальная PR-структура - Агентство стратегических коммуникаций (генеральный директор Вадим Малкин). Крупные западные PR-агентства продвигали политические инициативы компании за пределами России. 

Специальные проекты и программы

По инициативе и под руководством генерал-майора Алексея Кондаурова, в 1993-1998 годах возглавлявшего Центр общественных связей ФСК и ФСБ, в ЮКОСе было создано аналитическое управление. По заслуживающим доверия сведениям, управление осуществляло масштабные проекты и программы - от сбора и систематизации специальной информации, прежде всего досье и компрометирующих материалов на политиков и предпринимателей, до проведения публичных и теневых акций, направленных против политических противников ЮКОСа. 

 
Другие материалы раздела:
Что пролоббировал ЮКОС
Чем занимался помимо нефти
Лоббизм МЕНАТЕПа

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru