Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

07.10.2003, Фото: "ДХ"

В семье не без Райкова

Основные вехи жизненного пути главного "народника"

Вадим Носов

Так уж в Росси сложилось, что политическая партия ассоциируется, прежде всего с ее лидером, а не программой, предвыборными обещаниями. В общем, как говорит народная мудрость, каков поп – таков и приход. 

Попытаемся разобраться в самом народном политике современности – лидера Народной партии России Геннадии Райкове. На самом деле Райков на политическом небосклоне – фигура не то что загадочная, но интригующая: мало кто из избирателей помнит, откуда он появился, что делал до того, как возглавил депутатскую группу в Государственной думе сразу после предыдущих выборов в нижнюю палату парламента. Складывается такое впечатление, что прошлое Геннадия Ивановича умалчивается не случайно, из каких-то особых политических соображений. Так ли это – пусть читатель решит сам. Наше же дело – изложение фактов.

Достаточно молодой политик всероссийского масштаба появился на свет в далеком 1939 году в семье офицера. Жизнь тогда бросала Райковых в разные точки необъятной Родины, так что времени на воспитание сына у родителей было не много. Гена примерным характером не отличался, куролесил немного в юности, но в старших классах взялся за ум, и в конце концов окончил школу с серебряной медалью. 

В 1961 году Геннадий Райков после окончания Омского машиностроительного института начал трудовую карьеру на моторостроительном заводе. Потом, как передовику социалистического производства ему доверили внедрять технику на Тюменском моторостроительном заводе. Долгая карьера советского инженера к сорока годам привела Геннадия Ивановича в кресло директора. Так бы и остался Райков красным директором, членом партии (тогда одна только была), любителем крепкого слова и напитков, но грянула перестройка. Старый номенклатурщик сумел освоиться, благо что за годы производственной деятельности нужные знакомства образовались. О Геннадии Ивановиче знали и Иван Силаев (первый председатель правительства новой России), и Юрий Шафранник, председатель Томского облсовета, потом член правительства, а ныне – газовый магнат, и крепкий хозяйственник Виктор Черномырдин.

Итак, в 1990 г. Райков становится руководителем Тюмени. Уже тогда перспектива жить на одну зарплату душу градоначальника не грела, а времена меж тем наступали мутные… Жена мэра в ту пору скромно трудилась в местном банке, выступив его соучредителем. 

Из всех людей, связанных с криминальным миром, наиболее известен лидер канувшей в Лету Партии пенсионеров Сергей Атрошенко. Именно он и сделал библиотекаршу Галину Райкову соучредителем "Тюменского кредита". По оперативным данным, он был связан с устранением главарей тюменской оргпреступности. Кстати, соучредителями того банка явились также жена министра топлива и энергетки Татьяна Шафраник, жена прокурора Тюменской области Любовь Багина, жена руководителя предприятия "Тюменьнефтегазстрой" Татьяна Малюгина.

Какие деньги и куда прокачивались через это заведение – сейчас не скажет никто, потому как документов на сей счет практически не осталось. Зато все помнят крутой нрав тогдашнего градоначальника. Так, Райков пригласил в Тюмень рижский ОМОН, от которого вся страна шарахалась как от чумного после известных событий в Прибалтике. Сия ударная сила оказалась очень кстати в начале эры дикой приватизации. Но для начала председатель горсовета попросил очистить помещение своих соратников по партии (КПСС), когда выяснилось, что ему, народному представителю, негде работать. 

Устраивать маски-шоу было так занятно, что повторялась эта история не раз. Один раз даже штурмом была взята местная гостиница. В общем, круто управлял. Дров тоже наломал: с «крышей», говорят, дружил, откаты от поставщиков оборудования и материалов для нужд города брал. По делу о поставках для нужд милиции служебных автомобилей компетентные органы даже расследование проводили, но законодательные дыры и неразбериха в российской системе управления позволили Райкову выйти сухим из воды.

О том, как Райков раздавал лакомые кусочки городской земли говорят до сих пор, спустя более 10 лет. Многих из тех, кого облагодетельствовала тогда городская власть, свели в могилы криминальные разборки, выжившие же теперь стали господами, в спортивных костюмах не ходят и пальцы конкретно не оттопыривают, поумнели – с Райковым дружат, об Атрошенко не забывают… Тесные управленческие и криминальные связи, наработанные в Тюменги то время до сих пор позволяют Геннадию Ивановичу рассматривать город как свою вотчину.

Но настал и черный день – после разговора с Ельциным в 1992 году Райков написал заявление об отставке и в прямом смысле пошел лесом - укатил на работу в Швецию торговать российской древесиной (компания «Сибириан Вуд»). Какие «деловые» круги крышуют у нас лесное хозяйство, думается, объяснять не надо. Понятно, что за спасибо такие места (да еще в то голодное время) не даются. Приложил руку к заграничному турне Райкова и все тот же Шафранник за былые стало быть заслуги…

Тосковал, говорит, Геннадий Иванович, по Родине, чуть ли не эмигрантом себя чувствовал. В 1995 году, переждав все кровавые политические бури, вернулся в Россию и стал работать головном офисе компании. Понимая, что все в России еще может измениться, Райков политических пристрастий особо не высказывал, говорил, что главное – продвинуть интересы нефтегазового комплекса в Москве, за что земляки и двинули его в депутаты Государственной думы. 

В Думе отсутствие парламентского опыта не раз подводило Райкова – однажды он даже влип в состав комиссии, занимавшейся подготовкой импичмента Ельцина. Отстаивать интересы родного города Геннадий Иванович стал в группе «Регионы России». Руководитель «Регионов», Олег Морозов, вконец замучавшись попытками заставить Райкова заняться не только лоббизмом интересов нефтегазовых компаний, но и законотворческим процессом, бросил крылатую фразу, которую в Охотном ряду помнят до сих пор: «В семье не без Райкова». 

«Цивилизованным лоббизмом» Райков занимался тихо, без шуму и пыли. Занимался настолько успешно, что нефтегазовые короли без проблем дали денег – и Райков в 1999 г. вновь оказался в Думе. 

Правда, один раз вышел-таки громкий скандал. В 1997 г. Райков был координатором рабочей группы по проверке ТНК. Тогда государство продало на аукционе госпакет акций этой компании, и депутаты решили проверить, насколько эта сделка являлась законной. Задача же Райкова тогда была – накопать любой ценой компромат на победителя аукциона ОНЭКСИМ-банк. Потому и экспертов в комиссию пригласили явно заинтересованных, и заседания ее частенько не проводились, члены комиссии испытывали на себе колоссальное давление со стороны группы Райкова, пытавшейся во что бы то ни стало добиться отмены результатов сделки. Не получилось, однако, и Геннадий Иванович вновь залег на дно дожидаться звездного часа. 

И он настал. После выборов в Госдуму 1999 г. 60-летнего Райкова пригласили в Кремль и поручили возглавить фракцию «Народный депутат», обещав всевозможные льготы и солидные денежные вливания от "Альфа-групп". Кремль думал, что сможет по старой гэбэшной традиции крепко держать новоявленного руководителя фракции – чем больше компромата, тем крепче человек сидит на крючке. Да и возраст не тот – бросаться в большие политические драки. Роль же Райкову отвели очень простую – вести себя почти как Жириновский, но отбирать симпатии электората у коммунистов, а заодно страховать «Единство» на случай возникновения сложностей. И Райков с поставленной задачей справлялся – выдвигал инициативы вроде отмены моратория на смертную казнь, законодательного ограничения деятельности католической церкви в России или борьбы с сексуальными извращенцами. Став одним из ведущих ньюсмейкеров, вошел во вкус и стал требовать народно признания. Вымолить церковный орден ему удалось (вот так правоверный коммунист стал заядлым богомольцем). Потом вздумалось ему стать почетным гражданином города Тюмени, встать в один ряд с Юрием Гагариным, который тоже был удостоен этого звания. Надо сказать, что за 400-летнюю историю горожане высоким званием не разбрасывались – всего три десятка фамилий значится в этом почетном списке. Но для Геннадия Ивановича было сделано исключение. Заметим, что по всем опросам общественного мнения, Райков не должен был стать почетным гражданином, однако власть решила по-другому, наплевав ради лидера «Народной партии» на мнение этого самого народа. Вот такая демократия…

Вот такие основные вехи жизненного пути главного «народника» Геннадия Райкова. Таков «поп» - а о приходе делайте выводы сами.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru