Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

11.11.2002

 Врач-аферист метит в фармацевтические короли

"Лечением" российского химпрома занялся бывший суицидолог. Среди добровольных сподвижников Валерия Хайкина - министры Греф и Клебанов

Антон Зубровский

В странах с вменяемыми чиновниками и цивилизованными бизнесменами создание фармацевтических компаний несколько отличается от того, как это происходит у нас. На Западе принято вкладывать в дело собственные деньги. Затем, если все идет хорошо, размещать акции и привлекать инвестиции. 

У нас же все по-другому. Благодаря связям с чиновниками, кто-нибудь предприимчивый и не слишком брезгливый подгребает под себя несколько госпредприятий, акционирует их и продает (самому себе или афиллированным структурам). 

В году 94 это делалось открыто, каждый вытаскивал из под государства все, что мог, не стесняясь в методах. Но время шло. И сегодня приходится оправдываться перед общественностью, убеждая ее, что прирастание чьего-то частного имущество пойдет ей же – общественности – во благо.

Вот уже несколько месяцев не смолкает скандал по поводу намерения Минпромнауки создать фармацевтический холдинг, который, согласно идее чиновников и их друзей-бизнесменов, сможет на равных конкурировать с такими монстрами, как ICN или Bayer.

Идея, казалось бы, благородная. Если бы не несколько "но". Во-первых, уже заявлено, что имущество будущего чудо-предприятия будет закладываться, а акции - передаваться в счет мифических инвестиций. 

В чьих руках они окажутся в конечном счете - можно только догадываться. Но уж точно не государственных.

Во-вторых, реализацией проекта занимается никто иной, как хозяин страховой компании "Жива" Валерий Хайкин - личность однозначно скандальная.

* * *

Валерию Леонидовичу Хайкину 44 года. Выпускник 2-го "меда", с 1983 по 1992 год работал психиатром и суицидологом в районных психушках. 

В 1987 году против Хайкина было возбуждено уголовное дело по обвинению в доведении до самоубийства. Одна из его пациенток, 56-летняя одинокая женщина Надежда Кузнецова, незадолго до того, как свести счеты с жизнью, прописала "доктора" в свою двухкомнатную квартиру. Этот факт стал предметом расследования, но до суда дело так и не дошло - вмешались друзья психиатра в Минздраве. Вскоре он и сам перебрался туда на работу - в НИИ психиатрии.

Сейчас Валерий Хайкин - член совета директоров Российского еврейского конгресса. Хозяин страховой компании "Жива", советник Минпромнауки, председатель комитета Торгово-промышленной палаты (ТПП), входит в президиум Всероссийского союза страховщиков. 

Некоторое время Хайкин работал вместе с питерским банкиром Владимиром Коганом, но вскоре бизнесмены расстались (Когану, как говорят, не пришлось по душе то, что Хайкин у него "крысятничал", то бишь приваровывал).

Возглавляемая Хайкиным страховая компания "Жива" работает с 1992 года и, по мнению специалистов страхового рынка, обязана своим благополучием исключительно связям бизнесмена с государственными чиновниками. В истории компании - не слишком удачная попытка застраховать имущество Минобороны (ставшая в последствии поводом для возбуждения еще одного уголовного дела), но более чем "плодотворное" сотрудничество с Минпромнауки.

Этому сотрудничеству, похоже, уже тесно в рамках неформальных контактов. Недавно ответственный работник ведомства Ильи Клебанова С. В. Иванов разослал в подчиненные министерству ведомства письмо с рекомендацией застраховаться в "Живе". Сумма взносов, по прогнозам, может превысить 50 миллионов долларов.

Другой подчиненный Клебанова - первый замминистра Андрей Свинаренко участвует вместе с главой "Живы" в создании фармацевтического холдинга. Именно Свинаренко подписал распоряжение о начале работ по этой масштабной программе, и именно этот чиновник оказывает давление на "несговорчивые" предприятия.

* * *

По мысли Хайкина и Ко, на базе нескольких государственных НИИ будет создан федеральный государственный научный центр. В него должны войти ВНЦ биологически активных веществ, Центр по химии лекарственных средств ВНИХФИ, Государственный научный центр по антибиотикам, ВНИИ Синтезбелок, НИИ Биотехника, ГНИИ витаминов, ГИПРОНИИМедпром. 

Производственными площадками холдинга бизнесмен желает видеть ГУП "Мосхимфармпрепараты" и АО с государственным участием "Химпром" (г. Волгоград). На первом из них уже заправляет команда близкая к Валерию Хайкину. За контроль над вторым развернулась настоящая война.

Контрольным пакетом акций "Химпрома" (341367 шт, 51% от уставного капитала) управляет Министерство имущественных отношений. В конце августа государство в лице этого ведомства попыталось созвать внеочередное собрание акционеров и досрочно снять с должности генерального директора предприятия Л. И. Кутятина. 

Но опальный директор сдаваться не пожелал, и, собрав в своем кабинете ближайших подчиненных, сообщил им сенсационное известие: Минимущество ему больше не указ, поскольку он, рядовой наемный директор одного из тысяч госпредприятий, договорился в Минпромнауки и Минэкономразвития о создании холдинга из предприятий химпрома. Поддерживает его якобы чуть ли не в Администрации Президента, а помогать осуществлять амбициозный замысел будет бизнесмен Валерий Хайкин.

Видимо, вспомнив события октября 1917, Кутятин тут же объявил себя единственной законной властью на "Химпроме", а тайную вечерю в своем кабинете – советом директоров. После чего издал "декреты" о расширении полномочий Д. Э. Богуславского и Я. П. Ускача 

Эти двое еще в июне по поручению отдыхавшего в Форосе Кутятина прошли собеседование в страховой компании "Жива", где им доходчиво объяснили, что именно люди Валерия Хайкина будут управлять предприятием. Потому что так якобы решили в Администрации Президента. 

Сейчас "Химпром" отправляет продукцию без предоплаты – по известным только Хайкину и команде адресам. Сам глава "Живы" подсуетился и скупил с согласия Кутятина 5% акций предприятия (по 25 рублей за штуку, в то время как их рыночная стоимость - 800 рублей). Ущерб от сделки для государства составил более миллиона долларов.

Война за госсобственность идет при всячески афишируемой поддержке Германа Грефа и Ильи Клебанова. По крайней мере, так говорит Хайкин директорам намеченных им в жертвы предприятий.

Визиты к провинциальным начальникам обставляются в соответствии с законами гоголевского жанра. Липовые визитки Касьянова, "случайно" падающие на стол, заверения в том, что в Администрации Президента кровно заинтересованы в участии директора Пупкина в деле государственной важности - обеспечении биологической безопасности страны. «Мобильник» с записанным там "номером Путина" и предложения в стиле "Не веришь??? На, позвони!!!". 

Во время разговоров с директорами Хайкину, наверное, очень пригодились навыки профессионального психиатра. Иначе чем объяснить непоколебимость того же Л. И. Кутятина в борьбе с Минимуществом, если не уверенностью в поддержке "сверху"? 

Хайкин, кстати, уже сообщил наивному директору, что тот должен застраховать "Химпром" в "Живе", заплатив 2 миллиона долларов. Потому что, мол, одному Касьянову и Клебанову бизнесмен за поддержку в создании холдинга обещал "отстегнуть" 8 миллионов.

Создание государственного холдинга, который смог бы стать конкурентоспособным с западными фармацевтическими гигантами - задача невыполнимая. И Хайкин, будучи вполне вменяемым бизнесменом, это прекрасно понимает. Он не похож на наивного мечтателя, который строит воздушные замки. Но похож на хищника, почувствовавшего запах легкой наживы.

Хайкин и Ко признают, что без масштабных инвестиций у их прожекта шансов на выживание нет. И предлагают продать часть акций будущего холдинга, сохранив при этом контрольный пакет за государством.

И это наивная ложь, рассчитанная на простофиль в министерствах или не чистых на руку чиноников. Понятно ведь, что никто и доллара не даст, если большинство акций будет находиться в руках чиновников. Потому что спросить за истраченные бог весть на что и прокрученные черт знает в каких присосавшихся страховых компаниях деньги будет не у кого.

Либо же Хайкин врет, обещая государству полный контроль над холдингом, на деле готовя его к продаже (например, собственным или дружественным компаниям)? 

Бывший глава Государственного научного центра антибиотиков академик Алексей Егоров, который из-за конфликта с командой Хайкина был вынужден уйти с работы, уверен, что основная задача находчивого бизнесмена — «сесть» на финансовые потоки, идущие на обеспечение медицинской науки. 

Видимо, "Жива" не так живА, как этого бы хотелось господину Хайкину, и официальной зарплаты в 60 тысяч долларов ему уже мало.

О том, что истинная цель врача-психиатра далека от возрождения отечественной фармацевтической промышленности, свидетельствует тот факт, что до сих пор отсутствует четкая концепция реструктуризации предприятий, которые, как планируется, войдут в госхолдинг. А сотрудники объединяемых Хайкиным НИИ не могут пробиться к Хайкину на прием.

Специалисты убеждены, что пользы для отрасли от инициативы Хайкина не будет. Даже если представить, что все у госхолдинга пойдет как по маслу, ни о каком позитивном изменении ситуации на рынке говорить не придется. Предлагаемые к объединению предприятия - это капля в море, всего 2% от отечественного химпрома.

Зато наверняка под эгидой поиска средств на модернизацию и внедрение новых технологий повысятся цены на лекарства. Правда, денег у фармацевтов не прибавится – ибо тут же возникнет черный рынок дешевых и некачественных препаратов. В итоге полстраны, треть населения которой официально признана нищей, отравится. А Хайкин сотоварищи на этом заработают.

Напомним о "бонусе", за который, скорее всего, и развернулась война. Общий годовой оборот "Мосхимфармпрепараты" и волгоградского "Химпрома" превышает $150 млн. НИИ Биотехника владеет особняком на Пречистенке, ГНЦА занимает здание площадью 16 000 кв. м. по ул. Нагатинской и еще 2,5 га земли, а Синтезбелок располагает на Большой Коммунистической зданием площадью в 8000 кв. м.

Любопытно, знает ли глава Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков о бурной деятельности Валерия Хайкина? И как бывший премьер, на словах - государственник до мозга костей, относится к тому, что председатель одного из комитетов ТПП принимает столь активное участие в предпродажной подготовке предприятий химпрома?

А Герман Греф, ратующий за западный подход к промышленной политике и невмешательство государства в хозяйственную деятельность? Неужели он изменил свои взгляды на противоположные и сочувствует теперь тем, кто под эгидой создания очередного госмегахолдинга - неповоротливого, неуправляемого и неэффективного по определению - преследует свои корыстные интересы?

Наконец, Илья Клебанов, чей первый зам открыто пособничает частному бизнесмену в войне с Минимуществом - с каких пор министр перестал брезговать столь откровенной коррупцией? Или глава Минпромнауки не в курсе, что творится в его ведомстве?

Вряд ли. На "Химпроме", например, внеочередное собрание акционеров, на проведении которого настаивало Минимущество, так и не состоялось. Потому что представители государства - подчиненные Ильи Клебанова Свинаренко, Иванов, Семенов - на него не пришли. А значит, руководителей Минпромнауки вполне устраивает, что на предприятии, принадлежащем государству, заправляют менеджеры, присягнувшие суицидологу Валерию Хайкину.

И еще одна "маленькая" деталь. Владельцем пакета акций компании "Жива" наряду с Хайкиным является бывший резидент США на Кубе. А бывших сотрудников ЦРУ, как и бывших сотрудников КГБ, как известно, не бывает. Не этим ли объясняется интерес Хайкина и Ко к "Химпрому" (предприятие, напомним, обладает секретными технологиями утилизации химического оружия)?

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru