Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

В «Известиях» напечатаны уже три полосных материала про рай на Чукотке

Оригинал этого материала
© "Стрингер", 23.10.2002, Фото: "Коммерсант"

Возвращение блудного Ромы

Алекс Махровский

Накануне отлета из Москвы Рома Абрамович встретился с Таней и Валей (фамилии этих персонажей называть нет смысла, их и так все знают). Сидели, как обычно, в оранжерее его роскошного дома в деревне Малое Сареево, что в километре от знаменитого Рублево-Успенского шоссе. Рома был задумчив и молчалив. Таня и Валя изо всех сил старались его приободрить. 

- Брось, Рома, это ненадолго. Постепенно тут, в Москве, все уляжется, образуется. Тогда и вернешься. Мы попробуем договориться с Самим. 

За широкими окнами оранжереи падал снег. Из мягкой московской зимы Роме предстояло лететь в зиму чукотскую. 

Заняв кабинет Президента РФ, Владимир Путин сразу постарался «равноудалить» от Кремля так называемых олигархов. Во-первых, чтобы хоть немного оградить верховную власть от их навязчивого влияния, во-вторых, чтобы они своим сомнительным прошлым не пачкали светлый облик главы государства. 

Из доклада Международного бюро восточноевропейских исследований (официальной «крыши» западных спецслужб): «Абрамович Роман Аркадьевич родился 24 октября 1966 года в городе Саратове. Известно, что коммерческой деятельностью начал заниматься в 1992 году. В 1992-1995 годах им было создано пять фирм. Абрамович неоднократно шел на нарушение закона и попал в поле зрения правоохранительных органов». 

Кого-то из этих «финансовых гениев» просто припугнули, других заставили поделиться доходами и выдавили из страны. Роману Абрамовичу как наиболее понятливому и управляемому предложили почетную ссылку в самый дальний от Москвы регион. Отказаться от места начальника Чукотки он не мог. 

Никто, однако, не ожидал, что новый чукотский губернатор с первых дней начнет действовать так активно и размашисто. 

«Все бюджетные организации России получают средства на выплату заработной платы. Чукотка этого не помнит уже много лет, - публично заявил Абрамович. - Мы сделали краевой бюджет транспарентным (прозрачным), с тем чтобы любое заинтересованное лицо могло убедиться в том, куда уходят деньги. Это мой принцип в бизнесе, и это мой губернаторский принцип». 

Сбор налогов сразу вырос в пять раз. Закон обязывает губернатора платить налоги с личных доходов не в Москве, а по месту основной работы, то есть в чукотской столице. Благодаря подоходным отчислениям Романа Аркадьевича бюджет округа сразу увеличился на 35 млн долларов. 

Началась разведка газовых и нефтяных запасов, появились специалисты на золотых приисках. Морозоустойчивые турецкие рабочие взялись строить в обветшалом Анадыре современную гостиницу, жилые дома, фабрику по переработке рыбы. 

Во время турне по Америке губернатор призывал тамошних финансистов обратить внимание на Чукотку, уверяя, что лично гарантирует надежность инвестиций всем своим капиталом в 2 миллиарда долларов. «Если кто-нибудь хочет вложить деньги в разработку минеральных ресурсов, мы готовы предоставить всю имеющуюся в нашем распоряжении информацию. Если речь идет о туризме, мы готовы упростить процедуру въезда в страну», - щедро обещал Абрамович. 

Некоторые считали, что Рома все делает с перепугу, потрясенный кремлевской опалой. И были отчасти правы, но, пожалуй, главная мотивация новоиспеченного губернатора была все же в другом. Он усиленно создавал имидж умного и рачительного хозяйственника, заботливого «отца народа» чукотского, который ради блага граждан ничего не пожалеет. Имидж этот готовился с дальним прицелом. 

Сразу сообразив, что чукотская нефть потечет рекой еще не скоро, а затраты на освоение других ресурсов могут оказаться слишком большими, команда Абрамовича с первых же месяцев попыталась превратить округ в своеобразный «аэродром подскока». Понимая, что бизнес не может существовать без постоянной экспансии, без расширения поля деятельности, выдворенные из столичной тусовки топ-менеджеры команды Романа Аркадьевича вынуждены были осваивать то, что им было отдано на откуп. Осваивать поневоле, скрепя сердце и расходуя собственные деньги. Мечтая при этом улететь куда-нибудь подальше и побыстрее. 

Побывавший в этих краях один из друзей Ромы, небезызвестный Александр Мамут, заявил журналистам, что если бы его угораздило поселиться на Чукотке, главной целью жизни стало бы любой ценой достать билет на материк. 

Заброшенная на край земли Чукотка с ее недоразведанными богатствами никак не могла удовлетворить ни коммерческих аппетитов, ни властных амбиций Романа Аркадьевича. И он никогда не строил относительно нее никаких иллюзий. 

Роме очень хотелось всерьез вернуться в Москву. Однако для этого нужен был весомый повод. Ждать его пришлось полтора года. 

Когда в июне 2001 года чукотского губернатора внезапно вызвали в Кремль, в штабе Ромы сильно испугались. Стало известно, что Генпрокуратура подняла материалы Счетной палаты РФ четырехлетней давности о серьезных нарушениях в ходе приватизации Абрамовичем и Березовским нефтяной компании «Сибнефть». Используя эти документы, у олигарха вполне можно было бы «Сибнефть» отнять. Это страшный удар по всему корпоративному бизнесу. 

Но разговор с Владимиром Путиным оказался на удивление коротким - всего 20 минут. Из кабинета президента Рома вышел спокойным и непривычно расслабленным. Судя по всему, именно тогда ему было сформулировано главное условие возвращения в Москву. 

Условия контракта

Был момент, когда небольшая любовь между Кремлем и московским мэром летом 2001-го совсем завяла. Юрий Михайлович ведь такой непредсказуемый и яркий политик! То расселит в каждом подвале Москвы по азербайджанской общине, то снимет памятник Дзержинскому, то предложит его восстановить. Причем все собственноручно, не покладая ног... 

На Лужкова обрушили массу ревизоров, которые умудрялись даже измерять ширину МКАД. Но решающих улик, чтоб прижать, найти не решались. Он, в свою очередь, попытался втихаря захватить лидерство в коалиции «Единство-Отечество», что могло бы серьезно подорвать влияние Кремля в парламенте. 

Наверху пришли к выводу, что следует выдвинуть серьезную альтернативу московскому мэру. В свое время Сергей Кириенко для этого оказался явно мелковат. Нужен был человек, обладающий значительными финансовыми ресурсами, имеющий солидный вес в коридорах власти, способный построить ушлых московских чиновников и управиться со сложнейшим столичным хозяйством. Всем этим требованиям удовлетворял как раз Роман Абрамович. 

Когда-то свой бизнес он начинал именно в Москве. 

Из доклада Международного бюро восточноевропейских исследований. «9 сентября 1992 года в отношении Р.А.Абрамовича следственным управлением ГУВД г. Москвы возбуждалось уголовное дело о хищении дизельного топлива с Ухтинского НПЗ в особо крупном размере на сумму почти 4 млн.рублей...» 

Аналитики фиксировали его особые отношения с Лужковым в период президентской кампании. Указывалось, что Абрамович готовит себе плацдарм для действий после 2000 года, изобретая подходы к московскому мэру. Абрамовичу предстояло найти слабое место у Лужкова. Проанализировав ситуацию, он и его команда решили, что таковым является Московский нефтеперерабатывающий завод. 

Известно, что МНПЗ покрывает более половины потребности московского рынка в бензине. Играя на ценах, владелец «бензинового» завода способен мгновенно поставить на уши все городское хозяйство. Поэтому мэр однажды заявил с обезоруживающей откровенностью: «Кто командует московским бензином, тот командует городом». 

Чтобы оградить себя от возможных сюрпризов, московское правительство старалось крепко держать в руках МНПЗ. Завод вошел в структуру так называемой Центральной топливной компании, 100 процентов ее акций принадлежали городским властям. ЦТК руководил бывший тэковский министр Юрий Шафраник. Она обязана была обеспечивать завод гарантированными поставками нефти, для чего привлекались ресурсы таких гигантов, как «ЛУКОЙЛ» и «Татнефть». Система худо-бедно работала. 

Однако года два назад к Лужкову явился некий бизнесмен Шалва Чигиринский и аки змей-искуситель предложил отказаться от услуг нефтяных олигархов и организовать независимый канал поставки нефти в Москву. И хотя было ясно, что малоизвестный владелец сети заправок «ВР» всего лишь хочет сам подняться до уровня олигарха, Юрий Михайлович на предложение клюнул. И, сам того не желая, дал отмашку к отчаянной драке за МНПЗ. 

Теперь обеспечивать завод сырьем доверили Московской нефтяной компании, где главным стал, естественно, Чигиринский. Опытного Шафраника быстро вытеснили из ЦТК. Личным постановлением мэра все 100 процентов акций ЦТК были переданы в уставной капитал ОАО «МНК», хотя многие предостерегали Лужкова от этого рискованного шага. 

Шалва к тому времени стал на паях с англичанами совладельцем нефтяной компании «Sibir Energy», обладавшей разведанными в Западной Сибири значительными запасами нефти. Теоретически ее могло бы хватить Москве лет на тридцать. Однако нефть ту еще надо было взять. К промыслам не были подведены трубопроводы, отсутствовала инфраструктура. Не было средств все это соорудить. 

Когда это выяснилось, долю «Sibir Energy» в месторождениях решено было продать. Причем продать не кому иному, как компании «Сибнефть»! Чтобы уже она обеспечивала нефтью МНПЗ. И эту взрывоопасную идею Чигиринский лично изложил Абрамовичу и его людям! Случилось это за несколько месяцев до «исторического» разговора Ромы с Путиным. 

В тот момент президент «Сибнефти» твердо заявил, что его компания не собирается бороться за МНПЗ. Дескать, и своих проблем хватает. Месторождения «Sibir Energy» нужны были «Сибнефти» лишь для того, чтобы обеспечить сырьем незагруженные мощности Омского НПЗ. 

После встречи в Кремле планы «Сибнефти» кардинально изменились. Вероятно, Рома сразу вспомнил про «троянского коня» в лагере Лужкова и начал активно расширять брешь в нефтяной обороне Москвы. 

Первым делом Абрамович договорился с Вагитом Алекперовым о размене. И в конце прошлого года «Сибнефть» уступила ЛУКОЙЛу свою долю в нижегородской компании «НОРСИ-ойл», получив взамен пакет акций МНПЗ. После этого договориться с «Татнефтью», владевшей лишь десятью процентами завода, было несложно. 

На этом самом деликатном этапе Чигиринский вел себя на редкость пассивно, что, по мнению экспертов, было странно. Опытный менеджер просто обязан жестко контролировать движение активов своей компании. А Чигиринский все как бы прозевал. В результате комбинации под влияние Абрамовича попали 47 процентов акций МНПЗ. Дальнейшее было делом не раз отработанной техники. 

Кризис

Первый штурм лужковского редута был предпринят нынешним летом. Накануне собрания акционеров московского завода «Сибнефть» через нехороших людей была заблокирована прокачка нефти в Москву. Возникла угроза бензинового кризиса. 

«Сегодня «Московский нефтеперерабатывающий завод» (МНПЗ) приостанавливает свою работу. Причиной простоя стала неполная загрузка предприятия. В августе «Московская нефтяная компания» (МНК) обещала предоставить заводу на переработку 250 тыс. тонн нефти, но предоставит только 50. Кроме того, по решению суда «Транснефть» прекратила прокачку нефти для «Нафта Петрол», который должен был, согласно производственному плану, поставить на переработку в августе 400 тыс. тонн нефти. «Сибнефть» в августе 2002 г. поставит на переработку только 20 тыс. тонн. Таким образом, сбываются прошлогодние прогнозы экспертов, что война за нефтяную независимость Москвы, затеянная Шалвой Чигиринским с одобрения мэра Юрия Лужкова, приведет столицу к самому тяжелому за последние годы бензиновому кризису». 

Это из прессы. 

Но лобовой шантаж не удался. Лужков, намекнув федеральным властям на серьезные социальные последствия, отругал Рому по телефону, и тот отступил. На собрании 2 августа большинство в совете директоров получило московское правительство. 

В конце сентября Абрамович повторил попытку захвата завода, затеяв не слишком хитрую игру с голосованием привилегированными акциями. 

«На отчетной неделе Лужкова возмутил состав избранного совета директоров Московского НПЗ, крупнейшими акционерами которого являются подконтрольная правительству Москвы Центральная топливная компания (НТК), а также основные поставщики сырья - нефтяные компании «Сибнефть» и «Татнефть». 

Собрание акционеров МНПЗ избрало совет директоров, в который вошли 6 представителей «Сибнефти» и 4 представителя «Татнефти», а от Москвы не оказалось никого». 

По поручению мэра собрали еще одно собрание акционеров и избрали еще один состав совета директоров. На МНПЗ возникла ситуация двоевластия, в которой при нашем неадекватном законодательстве суды разберутся нескоро. Поэтому на середину ноября снова назначены два очередных внеочередных собрания. 

До выборов московского мэра остается еще более полутора лет. Прогнозировать, как будут развиваться события дальше в данный момент сложно. Очевидно, однако, что Абрамович ухватился за московский бензин крепко и просто так его не уступит. Кроме того, он может попытаться внедриться в жизненно важные участки московского хозяйства благодаря трем грядущим приватизационным реформам. Реструктуризация РАО «ЕЭС» дает ему возможность побороться за «Мосэнерго». Реформирование ЖКХ и МПС тоже обнажат уязвимые места в «защите Лужкова». 

Жизнь будет вынуждать Лужкова повышать в столице тарифы на все и вся, провоцируя естественное раздражение москвичей. Одновременно будет нарастать PR-кампания, посвященная превращению Чукотки в цветущий оазис капитализма, где Рома предстанет в облике благодетеля и скромного труженика-управленца. В «Известиях» напечатаны уже три полосных материала про рай на Чукотке. 

И, глядишь, когда настанет год 2004-й, на московские проспекты снова вернутся огромные плакаты с портретом улыбающегося Романа Абрамовича. Только надписи будут другие. Например, такие: «Рома - ты дома!» 

 
Другие материалы раздела:
Битва за Московский НПЗ
Возвращение блудного Ромы

Знаком '+' отмечены подразделы,
а '=>' - ссылки между разделами.


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru