Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

08.11.2000, Фото: "Известия"

ЦБ - центральный Банд ...

О. Овчинников

Конфиденциальная встреча В. Путина с В. Геращенко в октябре 2000 г., после которой у Правительства и в Думе поубавилось энтузиазма в вопросе лишения Банка России независимого статуса, сильно разочаровала многих экономистов, понимающих серьезность сложившейся ситуации, когда узкая группа лиц бесконтрольно манипулирует валютными резервами страны. Однако учитывая практически неограниченные финансовые и информационные возможности этой группы, неожиданное резкое торможение в наведении порядка в финансах страны не вызывает удивления и было легко прогнозируемо. Именно ЦБ и его бессменный руководитель В.В. Геращенко являются в современной России наиболее крупными олигархами, по сравнению с которыми все остальные олигархи выглядят жалкой сворой гиен, бредущих за гигантским тигром. Он не только не по зубам молодой путинской команде, но и сам легко может многих из этой команды проглотить. И дело не в том, что олигархам с характерными фамилиями не хватает наглости и жадности. Просто в наше время, когда каждый «кухаркин сын» управляет нефтяными и алюминиевыми компаниями и ремонтирует Кремль, область международных финансов остается по-прежнему закрытой для полуобразованных интриганов, строящих свои нехитрые комбинации на природных слабостях женщин из семьи первого президента.

Приведенные ниже факты подкреплены выдержками из отчетов Счетной палаты РФ, которая хотя и не снискала больших лавров в деле доведения результатов своих отчетов до суда, остается в стране наиболее авторитетным и беспристрастным проверяющим органом, отвечающим за каждую букву своих официальных документов. Все приводимые цитаты взяты из открытых документов, доступных каждому.

Виктор Владимирович Геращенко родом из семьи потомственных банкиров, его отец был заместителем Председателя Госбанка СССР. Сам В.В. Геращенко прошел настоящую банковскую школу проработав в советской банковской системе на всех уровнях. Многие годы Геращенко провел за границей прекрасно изучив международные финансы, что впоследствии очень ему помогло. Будучи председателем Внешэконобанка и Госбанка СССР, а затем председателем Центробанка России, В. Геращенко создал схему и воспитал кадры, реализовавшие практически впервые в мировой истории на практике в значительных объемах идею использования системы государственных финансов и межгосударственных кредитных отношений в личных интересах . 

Временный уход в тень с 1995 по 1998 гг. с поста Председателя Правления ЦБ, когда В.Геращенко был заменен на «большую бородатую куклу» Сергея Дубинина, был с пользой использован Геращенко. За это время Международный Московский Банк, чьим председателем стал Виктор Владимирович, превратился в одного из крупнейших участников рынка ГКО-ОФЗ. ММБ получив огромные прибыли за несколько дней до дефолта Минфина России с успехом вывел все средства с этого рынка. Остается восхищаться прозорливостью Геращенко...

Оказав в начале 90-х годов помощь в сохранении значительных средств КПСС, Геращенко и в дальнейшем помогает коммунистам. Для этого он уже 10 лет держит сына последнего премьер министра СССР В.С. Павлова - Сергея Павлова - в Ист-Вест Юнайтед Банке, Люксембург, который фактически руководит банком. Кроме того, Геращенко постоянно и практически безвозвратно за счет ЦБ поддерживает коммунистический банк «Возрождение» и их другие структуры. Одновременно он остается тайным членом совета директоров компании АФК «Система», возглавляемой В.Евтушенковым, главным финансистом Ю.Лужкова. Близкую дружбу ведет с Е.Примаковым, с которым работал в Ливане в 70-е годы будучи президентом Моснарбанка, Бейрут.

Однако самой главной партией для Геращенко остается его собственная воровская система, в которой он давно является заложником. САМ ГЕРАЩЕНКО НЕ УЙДЕТ НИКОГДА, т.к. в случае прихода в руководство ЦБ честных людей существует реальная опасность приостановки утечки средств и, самое главное, УТЕЧКИ ИНФОРМАЦИИ, и прежде всего, о зарубежных операциях чиновников ЦБ.

Команда В.Геращенко

Нынешний первый заместитель председателя ЦБ - В. Горюнов, и.о. начальника Валютного управления Внешэкономбанка СССР в 80-е годы. С конца 80-х до 1992 г. - президент Внешэкономбанка, Цюрих, потерявшего на незаконных валютных операциях в 1990 году десятки миллионов долларов (все ответственные сотрудники были уволены, но ЦК КПСС не удалось доказать личную выгоду президента). В 1992 году отделение ВЭБа в Цюрихе с задолженностью около 2 млрд. долл., которые принял на себя ВЭБ, Москва, было ликвидировано, а наиболее выгодные активы за бесценок переданы в Евробанк, Париж, (г-ну Ю.Пономареву, бывшему в то время президентом Евробанка). В этой операции прослеживается и чеченский след. Странные операции с векселями «Туринвест», Прага, (компании с участием чеченских бизнесменов) принесли Внешэкономбанку десятки миллионов долларов убытков, в то время как все тот же Евробанк с активной помощью Минфина России получил соответственно миллионы долларов прибыли, оставшейся за границей и испарившейся через невозвращенные кредиты «дружественным» компаниям . 

Далее В. Горюнов работал несколько лет в «Юраско», Швейцария, компании созданной Геращенко в 1986г. с капиталом 90 млн. долларов. Деньги исчезли, и Горюнов перешел на работу в Ялосбанк, связанный с солнцевской группировкой (семью он оставил в Швейцарии). Вскоре банк был обанкрочен с сотнями миллионов долларов долгов, в том числе и государству, и Горюнов перешел на работу в один из наиболее скандальных банков в России - в банк «Империал». Из банка его и призвал Геращенко в ЦБ для использования столь неординарного опыта в государственных финансах России. Точнее будет сказать, в бывших государственных финансах, так как они были давно и успешно приватизированы командой В. Геращенко, рьяно отстаивающий сохранение этой ситуации под прикрытием необходимости независимости (в нашем случае полной бесконтрольности) Центрального Банка и его учреждений.

Приемник и главная надежда Геращенко - нынешний президент Внешторгбанка России Юрий Пономарев, основная исполнительская фигура в приватизации средств международных финансовых организаций и государственных валютных резервов России с помощью компании ФИМАКО, Джерси, и других теневых компаний. Ю.Пономарев - маленький пронырливый человек, похожий на пародию Алена Делона, любит выдавать себя за важную фигуру во внешней разведке. Действительно, в годы СССР руководящие сотрудники совзагранбанков, бессменным представителем которых являлся Ю.Пономарев (Моснарбанк, Евробанк, опять Моснарбанк...), прямо или косвенно сотрудничали с советской разведкой. Однако после распада Союза эти всегда отмеченные валютными благами начальники в первых рядах приняли участие в растаскивании собственности некогда могучего государства, и все нынешние разговоры о помощи росзагранбанков российским спецслужбам служат прежде всего для прикрытия тривиального воровства. Если раньше КГБ использовал советских служащих за границей, то теперь личным интересам руководства росзагранбанков служат все начиная от оперативных сотрудников ФСБ и кончая послами. Ю.Пономарев был в 80-е годы начальником Валютного департамента Внешэкономбанка СССР, который непосредственно курьировал Геращенко, бывший в то время зампредом и позднее председателем Внешэкономбанка СССР. Подпись Пономарева стоит на всех главных учредительных договорах Фимако, созданной им по поручению Геращенко в 1991 году. В этом году он уезжает в качестве председателя Евробанка, Париж. 

Неясна его роль в перекачке т.н. партийных денег за границу в момент распада СССР, но известно, что большинство документов об операциях ВЭБа с Евробанком в 1991-93 гг. в Москве исчезло. Именно в Евробанк, Париж, Геращенко переразмещает начиная с 1993 г. практически все получаемые международные кредиты, которые шли, как в Евробанк напрямую, так и на счета ФИМАКО в Евробанке. Где еще ФИМАКО держала счета, пока неизвестно, но известно, что в эти годы Ю.Пономарев подписывал документы и за ФИМАКО и за Евробанк. 

Для усиления контроля за собственной системой хищений валютных средств Геращенко объявляет о создании холдинга, объединяющего все крупные росзагранбанки - Евробанк, Париж, Моснарбанк, Лондон, и Ост-Вест Хандельсбанк, Франкфурт-на-Майне. Ю.Пономарев становится в 1996-97гг. президентом МНБ, в 1999г. - еще и президентом Ист-Вест Юнайтед Банка, Люксембург, (а Горюнов - членом правления от ЦБ Донау-Банка, Вена.) В сентябре 1999 г. Пономарев возглавлает Внешторгбанк России, подконтрольный исключительно ЦБ. Создание стройной частной системы Геращенко на деньги России, МФВ и других международных финансовых организаций завершено. Обладая огромными государственными валютными активами - более 10 млрд. долларов - эта система расположена частично за границей, и частично в России. Наибольший объем операций по отмыванию на территории России похищаемых через росзагранбанки бюджетных средств приходится на банк Еврофинанс. Только «... за 1996 год Еврофинанс привлек 3,4 млрд. долларов иностранных инвестиций...» (стр.42.) (Что это за иностранные инвестиции, мы объясним позднее. Прим.ред.) «35 процентов акций Еврофинанса принадлежит Фимако» (стр.39).

Назначение Ю. Пономарева президентом Внешторгбанка России дало ему возможность продолжить незаконную приватизацию государственной банковской системы. Донау-банк, Вена и ИВЮБ, Люксембург, в нарушение российской Конституции окончательно передаются во Внешторгбанк. Готовится передача остальных банков. Таким образом, создается та самая двухуровневая система, когда государственная собственность, пропущенная через несколько этапов, становится уже как бы не государственной. Банки Еврофинанс, Москва, Моснарбанк, Москва, и Русско-Германский Банк, Москва, были созданы на российские государственные деньги, которые были заведены в Россию через росзагранбанки, расположенные за границей. Международный Московский Банк, созданный в основном на деньги советского государства, тоже может быть отнесен к этой категории «ничьих» банков. Эти банки являются по своему характеру иностранными банковскими учреждениями, не подконтрольными российским государственным органам. В то же время оперируя в России они оказываются на ничейной земле, т.к. надзорные банковские органы Франции, Великобритании и Германии так же не могут контролировать операции этих банков в России. Фактически, эти банки (за исключением ММБ, в котором теперь большая доля выкуплена иностранными банками) контролируются исключительно людьми Геращенко и Пономарева. Не стоит поэтому удивляться колоссальным валютным средствам якобы бездумно выданным этими банками в форме невозвращенных и необеспеченных кредитов. Сумма невозвращенных Еврофинансу кредитов только от двух московских компаний «ФМС/Инвест» и «Инвакорп» составляет более 30 млн. долларов США. Нынешние адреса и руководство этих компаний неизвестны.

Объявленный сейчас под давлением международных организаций выход ЦБ из капиталов банков в период 2002-5гг., без всякого сомнения, закончится фарсом и формальной сменой вывески. Геращенко с Пономаревым настолько обнаглели, что не скрывают своих действий. В интервью журналу «Профиль» от 16.10.2000 Пономарев признает, что ЦБ уже перевел сотни миллионов долларов в капитал Внешторгбанка для выкупа последним росзагранбанков. Цель такой банковской реформы, начавшейся под благовидным предлогом, одна - максимально отдалить государственные органы от контроля и управления огромными денежными средствами, сконцентрированными в ЦБ, Внешторгбанке, Внешэкономбанке, Сбербанке, росзагранбанках, их дочерних учреждениях, других многочисленных организациях, в которых участвует ЦБ и перечисленные банки. Темпы и масштабы действий команды Геращенко впечатляют. Геращенко легко обыгрывает всех и гасит любые серьезные попытки Думы и администрации президента хоть как-то покуситься на права ЦБ, что подтверждается ходом обсуждений ситуации с ЦБ в Думе, где депутаты не могут прийти к единому мнению даже в таком простом вопросе, как аудитор ЦБ. Впрочем для ЦБ сохранение PriceCoopers (прошлого аудитора ЦБ, не нашедшего серьезных нарушений ЦБ в операциях с ФИМАКО и т.д.) - вопрос важный, т.к. судя по предыдущим отчетам этой аудиторской компании, их московские сотрудники куплены Геращенко на корню. Даже если все-таки Геращенко придется уйти в отставку, то в любом случае миллиарды долларов он уже спрятал в росзагранбанках, переданных в наследство Пономареву. С такими средствами в России многое можно сделать.

Другой яркий представитель команды Геращенко - Сергей Сергеевич Родионов, заместитель Геращенко в качестве Председателя ЦБ в начале 90-х годов. Затем он становится президентом Банка «Империал», чьи нынешние долги государственному бюджету составляют около 300 млн. долларов (включая и невозвраты росзагранбанкам). В 1994-95 гг. Родионов назначается Геращенко еще и президентом Ист-Вест Юнайтед Банка, Люксембург, (беспрецедентное совмещение должности президента российского частного и государственного иностранного банков). Геращенко и Дубинин активно и незаконно пытаются за бесценок продать контрольный пакет этого государственного российского банка Империалу последовательно публично выступая (в том числе неоднократно в Думе) с речами об экономической и политической целесообразности продажи ИВЮБ. Им это почти удается - передано 49 процентов, но в последний момент надзорные банковские органы Люксембурга приостанавливают передачу оставшихся до контрольного пакета 2 процентов. Одновременно ЦБ в срочном порядке перебрасывает деньги в Люксембург и переоформляет их в пользу Ист-Вест Юнайтед Банка. Внеся 17 млн. долларов в капитал ИВЮБ С. Родионов должен был стать обладателем примерно 200 млн. долларов. 17 млн. долларов, которые банк «Империал» занял в ЦБ естественно не возвращаются. В настоящее время банк «Империал» – банкрот, и его акции в Ист-Вест Юнайтед Банке, срочно приобретает Внешторгбанк. Деньги на это, а также на другие приобретения Геращенко переводит во Внешторгбанк из ЦБ под маркой увеличения капитала банка все из того же государственного кармана. Чтобы скрыть свое неблаговидное участие в делах банка «Империал» в 1999г. Геращенко возвращает отозванную у «Империала» как банкрота в 1998г. лицензию. Такая неопределенная ситуация, созданная ЦБ вокруг банка «Империал» позволяет Геращенко скрывать от российских и люксембургских властей огромное количество финансовых нарушений, совершенных этим банком. При этом С.С. Родионов, на которого прокуратурой России ведется много уголовных дел, в мае 1999г. назначается Центральным Банком членом совета директоров Ист-Вест Юнайтед Банка. Как следует из баланса этого банка, зарплата его руководства (как впрочем и зарплата с премиями других руководителей росзагранбанков), уплачиваемая ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО из ГОСУДАРСТВЕННЫХ валютных средств нищей России, составляет сотни тысяч долларов США. Эти деньги Геращенко платит своим подельникам за молчание и беспрекословное подчинение.

Геращенко был вынужден в середине 90-х годов временно уйти в тень из-за очевидной роли ЦБ, который в кооперации с банком «Империал» проводил валютные спекуляции, приведшие к обвалу рубля (черный вторник). На место Геращенко был поставлен заместитель председателя банка «Империал» С. Дубинин (наредкость удачное сочетание фамилии и персоны). Дубинин так до конца и не понял, какие операции прокручивались под его прикрытием, и какая прибыль была получена из государственного кармана отдельными лицами. Из этой многомиллиардной прибыли Дубинину досталось только нынешнее теплое место в Газпроме и «всего» несколько миллионов долларов, да и то в основном в форме недвижимости. На Дубинина прокуратурой сейчас ведется несколько дел по спекуляциям с недвижимстью через коммерческие компании, принадлежащие С. Родионову, чьи (а также Ю. Пономарева) указания Дубинин всегда беспрекословно выполнял.

Как мы видим, банк «Империал» явился прекрасной кузницей высших кадров для Центрального Банка России, чьими достойными представителями являются г-да Дубинин, Горюнов и Родионов.

Еще один высокопоставленный член команды - президент Ост-Вест Хандельсбанка, Франкфурт-на-Майне, бывший заместитель начальника Валютного управления Внешэкономбанка СССР (зам. Пономарева) в 80-е годы - С. Дергачев. В начале 90-х годов совместно с родным братом высшего чиновника ЦБ Мельниковым, Дергачев создает компанию «Русьимпекс», которая получив все лицензии от ЦБ быстро становится на государственные деньги акционером Ост-Вест Хандельсбанка. «...покупка ЗАО Русьимпекс акций ОВХБ сопровождалась целым рядом нарушений валютного и налогового законодательства. (стр.49)». Одновременно Дергачев становится акционером ряда турецких компаний, которым выдает невозвратные кредиты на 40 млн. марок (комания «Телага»). Его, как и ВСЕХ остальных руководителей росзагранбанков, имеющих огромные убытки и невозвращенные кредиты, Геращенко естественно не уволняет. Круговая порука соблюдается четко.

К другим достойным членам банковского воровского клана можно отнести нынешнего зама Геращенко Олега Можайского, находящегося сегодня под следствием за использование служебного положения в корыстных целях. Можайсков прославился тем, что в интервью газете «Коммерсант» от 3 июня 1999г. проговорился об очередной незаконной отправке Центральным Банком за границу 800 млн. долларов, которые Можайсков назвал «помощью» росзагранбанкам. Комментировать эту помощь излишне. 

В «семью» Геращенко входит много профессиональных банкиров, в той или иной степени замазанных в разных сомнительных финансовых историях. Это, например, нынешний зам. Пономарева, г-н А. Носко (криминальные дела о продаже советских долгов через Внешэкономбанк по заниженным ценам ждут своего следователя). На другого зама Пономарева Л .Аникеева компетентные органы также имеют обширное досье. Команда подобралась достойная. Полностью соответствует рекламе ее «базы» - Внешторгбанка России: ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР.

Во имя бесконтрольности ЦБ, образовавшейся на волне общероссийского ельцинского бардака, ее сторонники используют все рычаги давления на депутатов Думы и государственных чиновников - от прямых взяток до запугивания имеющимся у них обширным компроматом.

Операции Геращенко и его команды

Росзагранбанки

Приведем данные только по зарплате руководства банков (без премий, пенсий, специальных льгот и других дополнительных выплат, которые составляют примерно такую же сумму). Последние данные имеются только на 1997 г. В 1998г. , как нам известно от г-на Можайского, банкам понадобилась «дополнительная помощь» из щедрого кармана российского государства в размере 800 млн. долларов. Общий рост выплат руководству банков (исключительно люди Геращенко) составил в 1997-2000 гг. примерно 20 процентов. 

В тыс. долл., (стр.43-44) 

Моснарбанк, Лондон, всего 5 директоров, 1997 г.- общая 2452,0 средняя 490,4.

Евробанк, Париж, жетоны за присутствие членов Наблюдательного совета (скрытая форма взятки представителям ЦБ России, прим.ред.) 1997 г. – 38,0, данных по зарплате руководства нет.

Ост-Вест Хандельсбанк, Франкфурт-на-Майне, Наблюдательный Совет (скрытая форма взятки представителям ЦБ) 1997г.- 84,1. Члены правления, 4 человека, 1993г. – 701,2. Бывшим членам правления (тоже скрытая форма взятки ЦБ) 1997г. - 205,4.

Донау-банк, Вена, 1992 г.: руководство - 1360,0, члены Совета директоров - 910,0, члены Наблюдательного совета (скрытая форма взятки представителям ЦБ) - 20,0.

Ист-Вест Юнайтед Банк, Люксембург, 1997 г., 5 директров, всего – 1638,3.

В целом «тяжкий» труд руководства банков оплачивается неплохо, чего нельзя сказать о результатах их деятельности. По итогам проверки эффективности управлением этими банками со стороны ЦБ выявились «незаконные действия Банка России по отчуждению государственной собственности» (стр.46), «росзагранбанки не выполняют функций, для которых они создавались..., решения о конкретных объемах и формах оказания финансовой помощи росзагранбанкам принимались Банком России в нарушение закона..., все сделки по переуступке акций росзагранбанков коммерческим организациям, заключенным Банком России... являются незаконными и подлежат расторжению.» (стр.49). «Отсутствие контроля за действиями Банка России со стороны государства и практическая бесконтрольность действий росзагранбанков привели к многочисленным нарушениям российского законодательства и утрате части государственной собственности» (стр.50). 

ГКО-ОФЗ

Под предлогом необходимости изыскания дополнительных источников финансирования бюджета в России в начале 90-х годов была создана система краткосрочных казначейских обязательств, которая была превращена Банком России с помощью Минфина в гигантский пылесос по откачиванию государственных средств в пользу частных лиц и компаний. 

ЦБ вместо того, чтобы финансировать Минфин России напрямую, в период с 1993 по 1998 гг. для скрытого кредитования создаваемого вторичного рынка казначейских обязательств начал отправлять собственные валютные резервы и получаемые западные кредиты за границу и переразмещать их в «своих» компаниях, в том числе, и в небезызвестной ФИМАКО. Средства затем возвращались назад через покупку этими компаниями государственных обязательств - ГКО, ОФЗ и т.д. Так Ю.Пономарев и В. Геращенко вместе с С. Дубининым, начали кредитование Российского Государства его собственными деньгами по 100 - 250 процентов в валюте. Только в 1996г. по трем известным и доказанным траншам ГКО, купленным ФИМАКО (об этом много говорил депутат Думы Н.Н.Гончар), чистая прибыль составила сотни миллионов долларов. Центральным Банком ФИМАКО «...было передано дополнительно под операции с ГКО 855 млн. долл.США ( стр.18)». «...Банк России не имеет четкого представления о правовом статусе ФИМАКО, либо намеренно скрывает соответствующие сведения. Банк России не имеет сведений о всей совокупности операций, совершаемых ФИМАКО, либо их намеренно скрывает. (стр.9)». «... есть основания полагать, что доход в сумме порядка 545 млн. долларов США, полученный ФИМАКО, присвоен третьими лицами ...(стр.19).» «Можно говорить о полном отсутствии бухгалтерского отражения операций по средствам, переданным в управление ФИМАКО, по счетам Банка России.. (стр.26).» «... из документации Банка России неясна природа убытия средств со счета в общей сумме 1 015 000 000,00 долларов США (стр.29)» «Установлена недостоверность счетов, ведущихся Банком России... (стр.39)»...

В игру были активно включены росзагранбанки и просто иностранные банки, в которых размещены средства, похищенные российской элитой. Руководство иностранных банков прекрасно осознавало свою роль в этой преступной схеме. С теми же кто позднее попытался выйти из игры происходили неприятные события. Так владелец Репаблик Нэшнел Бэнк оф Нью-Йорк г-н Сафра, который вначале активно участвовал в операциях с ГКО, а потом начал резко свертывать операции и даже поговаривать об их сомнительности, был найден мертвым в своем шикарном пентхаухе в Монако.

Деньги Банком России переразмещались через различные компании, например, Нью Эллаенс Корп., Кипр и США, (компания с капиталом 200.000 долларов США), которую создал и возглавил бывший начальник Управления операций с драгметаллами Внешэкономбанка и близкий друг Ю.Пономарева Е.Ульянов. Чтобы спрятать концы в воду и увеличить доходы, позднее компания была разорена и осталась должна Евробанку, Париж, и Моснарбанку, Лондон, десятки миллионов долларов. Это скрывается Пономаревым, т.к. за выдачу этих необеспеченных кредитов крошечной компании отвечал лично он. Невозвращенные миллионы долларов, исчезнувшие в Нью Эллаенсе, Моснарбанк и Евробанк получили все из тех же валютных резервов ЦБ .

Подробный список высших чиновников (по разным источникам, от 90 до 170 человек), лично участвовавших в гигантской афере по хищению народных денег через механизм ГКО, имел бывший Генеральный Прокурор Ю.Скуратов, но даже вялые попытки дать хоть какой-то ход этому делу привели к его немедленной отставке. Нынешний заместитель Генпрокурора В.Колмогоров, выступивший в октябре т.г. в Совете Федерации с докладом о поиске виновных в дефолте 17 августа 1998г., объявил, что они НЕ НАЙДЕНЫ. Учитывая нынешнюю политическую и профессиональную слабость Прокуратуры РФ, это заявление не удивительно. В Генпрокуратуре кроме отчетов Счетной палаты достаточно материалов о махинациях с бюджетными средствами, однако большое число ныне действующих чиновников, вовлеченных в эти махинации, делает возможность использования материалов маловероятной. 

Всех виновных в события 17 августа 1998г. назвать сложно, хотя мы попробуем указать хотя бы некоторых основных .

Итак, ЦБ - В. Геращенко, бывшие первые замы председателя ЦБ А. Козлов и С. Алексашенко. Далее идут Ю. Пономарев, С. Дергачев, С. Родионов, В. Горюнов, С. Дубинин. Участие этих лиц не требует объяснения. Минфин - бывший зам. министра финансов, «приземлившийся» ныне рядом с С. Дубининым в Газпроме, - А. Вавилов. Он совместно с другим бывшим зам. министра финансов М. Касьяновым принимал участие в создании необходимой юридической базы, давшей возможность ЦБ и Минфину прокручивать деньги между двумя организациями отводя получаемую прибыль на сторону. На правительственном уровне прикрытие обеспечивал В.С. Черномырдин, взявший позднее «под крыло» Вавилова с Дубининым. За конкретные операции со стороны ЦБ, прохождение ГКО через Московскую Межбанковскую Валютную Биржу, отвечал бывший начальник Валютного департамента ЦБ, ставший позднее президентом ММВБ, А. Потемкин. Потемкин активно способствовал исчезновению многих документов ММВБ, благо основная масса данных об операциях ГКО через ММВБ находилось не в бумажной форме, а на магнитных носителях. Со стороны Минфина получение необходимой информации и благоприятных условий для «своих» покупателей ГКО обеспечивала нынешний зам. министра финансов Белла Златкис. Бывший министр финансов М. Задорнов и его тогдашний зам. и нынешний министр А. Кудрин подписывали много ключевых документов, но команда Геращенко скорее использовала их втемную, что впрочем не свидетельствует о большом профессионализме Кудрина с Задорновым .

О непосредственных участниках рынка ГКО - банках, получивших и скрывающих незаконные прибыли, мы поговорим ниже.
Воровская схема готовилась чисто с профессиональной банковской скурпулезностью. Если проанализировать специально выпущенные акты Минфина и Центробанка, освободившие операции с ГКО от всяких налогов и разрешившие беспрепятственный вывоз средств за границу, скоординированные операции Минфина и ЦБ при размещении траншей ГКО, продаваемых «нужным» банкам и компаниям, манипуляции ЦБ с курсом рубля, позволявшие извлекать максимальные доходы от рублевых инвестиций «нужных» инвесторов в определенное время, то необходимо признать несомненный криминальный талант создателей схемы. «...Деятельность Банка России на рынке государственных ценных бумаг регулируется нормативными актами самого Банка России, а также Договором №2-5-1, подписанным со стороны Министерства финансов РФ Б.Г. Федоровым, со стороны Банка России – председателем В.В. Геращенко... Банк России выполняет функции государственного регулирования и контроля, профессионального участника рынка, обслуживающей инфраструктуры. С другой стороны, Банк России имеет полную свободу нормотворчества в отношении регламентов деятельности на рынке государственных ценных бумаг не только всех его участников, но и себя самого, согласуя их только с Министерством финансов Российской Федерации.» (стр.12-13). 

Короче ЦБ с Минфином сами устанавливали для себя правила игры, в которой являлись одновременно зрителями, арбитрами, тренерами и игроками. Время от времени в игру впускали своих и иностранных игроков с четкими инструкциями, что, когда и кому делать и сколько денег, полученных от игры, им разрешается оставить себе, а сколько нужно сдать тренерскому составу. «...При заключении сделок между Минфином России и банком России был нарушен принцип анонимности заключения сделок...»(стр.61), «Федеральным законом... покупка ЦБ РФ государственных ценных бумаг при их первичном размещении не предусмотрена... ЦБ приобретал облигации непосредственно у Минфина...» (стр.64-65). «Понятие «отдельных периодов торгов» было введено в оборот приказом ЦБ РФ от 12.8.96 №02-274. Этим приказом пункт 4.2 Положения об обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций пополнен нормой, предусматривающей, что Банк России имеет право устанавливать отдельные периоды во времени торгов, в течение которых ОН ОПРЕДЕЛЯЕТ органичения на финансовые инструменты, ВИДЫ ЗАЯВОК И КРУГ УЧАСТНИКОВ ТОРГОВ. Это изменение носило явно нерыночный характер.»(стр67). Другими словами, были созданы все условия для сговора. «Многие из рассмотренных нами сделок можно отнести к категории «сделки с заранее согласованными параметрами». «...Многие дополнительные торговые сессии Банка России являлись не только «особыми периодами торгов», но и параллельными торговыми площадками. Данные операции Банк России проводил с отдельными коммерческими банками по договоренности. Эти сделки, несомненно были выгодны отдельным участникам...» (стр.86).

Точная судьба всех полученных колоссальных прибылей неизвестна. По некоторым оценкам, только А. Чубайс по итогам результатов операций с ГКО-ОФЗ получил в управление 1,5-2,0 млрд. долларов, размещенных в Альфа-банке, МДМ и других более мелких российских банках. Часть этих средств используется им на поддержку правых партий. Все попытки Счетной палаты проверить операции ГКО, проводимые через росзагранбанки, (не говоря уже об обычных иностранных банках) наталкивались на жесткий отказ В. Геращенко, который писал: «...оценивая в целом ситуацию, связанную с намерением Счетной палаты Российской Федерации произвести проверку деятельности зарубежных банков (в капиталах которых участвует Банк России), следует признать, что возможность выполнения этой задачи практически исключена из-за органичений, обусловленных особенностями национального банковского законодательства этих стран, то есть по причинам, не зависящим от позиции Банка России.» Более циничного и наглого ответа государству, которое хочет понять куда утекают его средства, придумать трудно. Виктор Владимирович, известный своим остроумием прекрасно знает, как подробно проверялись эти банки в годы СССР всеми уполномоченными государственными организациями. Сейчас, кроме Геращенко и Пономарева этого сделать НЕ МОЖЕТ НИКТО, ни в России, ни за границей. 

Не смотря на сложность в получении информации и активное нежелание западных государств участвовать в ее раскрытии (т.к. в отличие от пресловутого дела Бэнк оф Нью-Йорк, операции иностранных банков с ГКО являются абсолютно реальным хищением и отмыванием денег в крупных размерах), анализ российских и зарубежных участников операций с ГКО позволяет с большой долей вероятности предположить в каких банках скрыто награбленное из государственной казны России. Руководство западных банков, получивших по операциям с ГКО по разным оценкам от 20 до 40 млрд. долларов прибыли, с самого начала знало о криминальном характере этих операций, тем более, что форма их проведения противоречила национальным законодательствам западных стран–участников рынка ГКО. Согласно американскому законодательству, использование внутренней (инсайдовской) информации является тяжким преступлением, однако не смотря на это американские и их дочерние банки использовали практически все незаконные финансовые приемы при операциях с ГКО. Это манипулирование ценами (price manipulation), мокрая продажа (wash sale), пул (pool), паркинг (parking) и многое другое. Молчание грозной американской Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам понятно, т.к. в противном случае Комиссия должна лишить лицензии ряд крупнейших американских банков и настоять на миллиардных компенсациях российскому народу.

Чтобы понять, где спрятаны деньги главных виновников августа 1998г., и руководство каких банков находилось в сговоре с ЦБ и Минфином, достаточно проанализировать данные Счетной палаты (стр.87 таблицы 5 и 6) о крупных операциях Банка Россиии пакетом не менее 50.000 штук за период с 1.1.97 по 14.8.98. (В этот список мы не включаем Сбербанк, который принимал участие в операциях с ГКО по указанию правительства). Это Кредит Свисс Ферст Бостон, главная и московская конторы, Международный Московский банк, Еврофинанс, Морган Гренфелл Секьюрити, Автобанк, Национальный Резервный Банк, Банк Москвы, Чейз Манхеттен Банк, главная и московская конторы, МФК, АйНЖ –Евразия, Онэксимбанк. Внешторгбанк, Империалбанк, Альфа-банк. С этими банками на «закрытых аукционах» (понятие немыслимое для цивилизованной страны, но вполне официально используемое ЦБ и Минфином) Банк России проводил операции «с заране согасованными параметрами», которые были хуже текущих рыночных условий (стр.88-90). Дополнительные прибыли, которые извлекали эти банки из-за особой к ним благосклонности ЦБ, составляют миллиарды долларов США.

Общие объемы аферы ЦБ-Минфин впечатляют.

Таблица 1. Объем и структура государственного внутреннего долга в 1993-1998гг., млн.рублей (неденоминированных). (стр.41)

  На 01.01.94 На 01.01.95 На 01.01.096 На 01.01.97 На 01.01.98 На 01.01.99
Объем внутреннего госдолга, утвержденный в федеральном бюджете 35,196,550 88,400,000 194,900,000 316,000,000 530,000,000 755,892,250
Удельный вес ГКО-ОФЗ в структуре госдолга, % 1,27 11,98 40,06 65,9 87,28 62,72

Итого: с 1.1.94 по 1.1.99 объем операций составил 1.233.350 млн. деноминированных рублей, что эквивалентно 239,02 млрд. долларов (по данным агенства Рейтер, средний курс рубля к доллару США с 30.09.94 по 1.8.98 составил 5,16 рубля за доллар.

Средняя доходность по операциям ГКО-ОФЗ в долларовом эквиваленте составила около 65% годовых. Россия относится к категории заемщиков, способных привлекать валютные средства из внешних коммерческих источников по ставкам хотя и значительно выше чем кредиты МВФ, но которые не превышают 11-13% годовых. По данным газеты «Коммерсант» на 3.11.2000 доходность по валютным облигациям России со сроками погашения 1-5 лет составляет 10,89- 14,73. Таким образом, по краткосрочным обязательствам, (которыми являются ГКО) со сроками погашения 3-12 месяцев доходность должна составлять 7,5-10 процентов.

Втянув под благовидным предлогом государство в схему привлечения средств через ГКО чиновники Минфина и ЦБ вынудили Россию переплатить за финансирование госдолга более 50% годовых (см. Таблицу 1), что при объеме привлечения в 239 млрд. долларов превышает 100 МЛРД.ДОЛЛАРОВ США!!! 

Даже для государств со стабильной экономикой обслуживание долга в 10% годовых является обременительным, уплата же 65% в твердой валюте закономерно привела Минфин России к полному банкротству. Самое любопытное и циничное заключается в том, что привлекаемые под такие огромные проценты средства, как правило не использовались государством ни на какие программы. Деньги уходили либо на погашение предыдущих займов и процентов, либо просто оставались на счетах. 

17 августа 1998 г. ДЕНЬГИ В МИНФИНЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ, их все украли...

Обмен ГКО на ОВЗ

Еще в апреле-мае 1998 г., когда у Минфина в расчетах с ЦБ по выплатам погашаемых ГКО начались серьезные накладки, воровская команда приступила к завершающей фазе. Операция, как всегда была подготовлена исключительно профессионально, однако реализовать максимально планы гангстеров от финансов помешало неожиданное вмешательство Сбербанка России. Если почитать истерическую переписку чиновников Минфина со Сбербанком в июне 1998 г. об участии Сбербанка в планируемом «свободном» тендере по обмену ГКО на еврооблигации России, станет понятно для каких целей и в чьих интересах данный обмен планировался. Дело в том, что понимая, что деньги в стране заканчиваются и украденное уже не затыкают кредиты МВФ, команда Геращенко придумала остроумную комбинацию, позволявшую украсть даже из будущих доходов России. Смысл этой комбинации состоял в том, что значительная часть ГКО, погашение которых, как хорошо знали аферисты, уже невозможно из-за отсутствия денег в казне, должна была быть обменена на внешние обязательства России в виде еврооблигаций. Кроме фиксирования своих прибылей в твердой валюте мошенники зарабатывали также на неравноценном обмене, т.к. стоимость новых российских обязательств должна была превысить стоимость ГКО. Основанием этой операции явилось постановление Правительства РФ от 20.798 № 843. Всего было обменено 5 935 093 000 долларов США по курсу 6,2230. Этот оргомный дополнительный внешний долг был повешен на Россию на 7 – 20 лет. Кроме того, только за посреднические услуги в этой грабительской операции Российское государство выплатило 33 587 732,50 долларов США. Эти комиссионные естественно получили близкие к Геращенко иностранные компании – Goldman Sachs, Morgan Guaranty Trust Company of New York и Citibank. « В результате обмена ГКО на облигации внешних облигационных займов от 24.7.98... увеличение государственного долга вследствие обмена составило 9 597 306 198,3 руб. (1,543 млрд. долларов). В результате обмена ГКО на облигации ВОЗ произошло также увеличение расходов на обслуживание государственного долга. Помимо этого, федеральный бюджет взял на себя убытки владельцев обменивавшихся ГКО (читай: Геращенко и Ко. Прим.ред.), связанные с падением курса рубля против верхней границы валютного коридора. Однако даже без учета девальвации рубля параметры обмена обеспечивали неоправданно высокую доходность по доллару США на даты приобретения обмениваемых ГКО на аукционах. Обмен ГКО на облигации ВОЗ имел, таким образом, отрицательные последствия для федерального бюджета» (стр.68). Зато - самые положительные для «группы товарищей»...

Весь пакет обмененных еврооблигаций их создатели планировали выкупить себе через Credit Suisse First Boston, ING Bank, Mосковский Международный Банк. Подвела жадность. В последний момент Сбербанк России совершил немыслимое и успел поучаствовать в тендере по обмену, на котором его на самом деле никто не ждал. Условия тенедера были составлены так, что практически невозможно было успеть за несколько дней оформить необходимые документы, которые американцы, предупрежденные чиновниками ЦБ и Минфина, подготовили заранее. CSFB спокойно отправил свою заявку в Минфин с макимально выгодными для себя условиями, однако неожиданное появление Сбербанка спутало все карты и, в итоге, команда Геращенко обменяла «только» около 20 процентов ГКО, да и то на менее выгодных, чем планировалось, условиях. Если бы не Сбербанк, то долг России возрос бы не на 1,5 млрд. долларов, а на 2 и более миллиарда.

Так достойно была поставлена точка этой афере, (а может быть, запятая, если учитывать апетиты основных участников, которые пока остаются на своих местах) . 

События и лица, приведенные в данной статье, несомненно войдут в мировую финансовую историю, и Россия еще долго будет ощущать на себе тяжкие последствия гигантской финансовой аферы.

Список документов, использованных в тексте.

Отчеты Счетной палаты РФ:

- По результатам документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Министерства Финансов РФ и ЦБ на первичном и вторичном рынках ГКО и ОФЗ за 1993-98гг. (28.1.2000),

- О результатах проверки управления Банком России контрольным пакетом акций организаций, созданных на территории иностранных государств в период с 1992-98гг., а также эффективности использования государственных средств, вложенных в уставные капиталы данных кредитных организаций, в части законности и целесообразности проведения ЦБ РФ операций в иностранной валюте с ФИМАКО (15.3.2000),

- По проверке условий и результатов размещения и обслуживания внешних облигационных займов РФ (17.12.1999),

Письмо В.Геращенко председателю Счетной палаты Х.Кармокову от 30.11.98 № 01-31/1305.

 

Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru