Компромат.Ru ®

Читают с 1999 года

Весь сор в одной избе

Библиотека компромата

Дело BONY. Результаты вскрытия

Оригинал этого материала
© "Время новостей", 16.10.2000

BONY-Mы. Соединенные Штаты против "русских денег"

Владимир Козловский

На днях федеральный судья Южного округа штата Нью-Йорк распорядился предать гласности материалы судебного дела, порожденного прошлогодним скандалом вокруг отмывания «русских денег» в Bank of New York (BONY).

Вряд ли нужно напоминать, что дело BONY, начавшееся летом прошлого года в период острейшей борьбы за власть в России между соратниками Бориса Ельцина и его оппонентами, переросло в крупнейший международный скандал, сильно ударивший по престижу российской власти. Впечатляющая сумма проводок «грязных денег» (американцы говорят о 7 млрд долларов) сразу навела на мысль о гиганском уворовывании кредитов МВФ, средств бюджета или выручки российских сырьевых корпораций. На худой конец - сверхприбылей отечественной наркомафии. Скандал вызвал резкое ухудшение отношения внешнего мира к России, на Западе заговорили о «псевдодемократии» и «гангстерском государстве». Впрочем, шум скоро начал затихать, поскольку выяснилось: к деньгам МВФ и Кремлю миллиардные транзакции никакого отношения не имеют. Примеры, фигурирующие в реальном деле, а также расследования авторитетных западных изданий (например, The Financial Times) показывают, что речь идет о совершенно другом явлении: фирмы типа фигурирующей в деле Benex предоставляли услуги по уходу от налогов и таможенных сборов импортерам, среднему бизнесу и частным лицам, например, при продаже ими дорогостоящих квартир.

Тем интереснее теперь, когда политический накал вокруг дела BONY спал, ознакомиться не с «утечками», которыми пестрела мировая пресса, а с тем документом, который стал результатом беспристрастного расследования.

Дело, о котором идет речь, носит неуклюжее название «Соединенные Штаты Америки, Истец, против 15270888,69 долларов, лежавших прежде на счету №8900261137 на имя Собинбанка в Bank of New York по адресу Нью-Йорк, Нью-Йорк, Уолл-Стрит, дом №1, и 11770,39 долларов, лежавших прежде на счету №8900319259 на имя Депозитарно-клирингового банка в Bank of New York по адресу Нью-Йорк, Нью-Йорк, Уолл-Стрит, дом 1, Ответчиков». Это не уголовное дело, а гражданский иск. И это иск не к самим банкам, а к их активам в BONY -- 15 миллионам Собинбанка и незначительной сумме ДКБ.

Как заявляет федеральная прокуратура, иск проистекает из расследования обстоятельств «незаконного перевода 7 миллиардов долларов, поступавших в основном из России через счета в Bank of New York». Единственным пока уголовным делом, которое породило расследование, стало дело о незаконной банковской деятельности и других нарушениях, возбужденное в сентябре прошлого года против бывшего вице-президента BONY Люси Эдвардс (урожденной Людмилы Прицкер), ее мужа Петра Берлина, эмигрировавшего в США в 1991 году, москвича Алексея Волкова и трех компаний -- Benex International Co., Becs International L.L.C. и Lowland, Inc., которые имели счета в BONY, получали и переводили «русские деньги». В феврале Берлин и Эдвардс признали себя виновными и подробно рассказали суду о содеянном; в их показаниях упоминался один лишь Депозитарно-клиринговый банк (ДКБ).

Бюро переводов

Счета на имя Benex и Becs (обе компании располагались в однокомнатном офисе на Квинс-бульваре, снятом на имя корпорации Torfinex) были открыты в BONY их президентом Берлиным в 1996 году. Его жена Эдвардс числилась руководящей сотрудницей обеих компаний, но в нарушение правил скрыла это от BONY. С февраля 1996-го по июль 1999 года через счет Benex прошло примерно 4,85 миллиарда долларов, в основном из России. С декабря 1996-го по июль 1999 года через счет Becs прошло около 2 миллиардов. Ни у одной из этих компаний не было лицензии на банковскую деятельность. В сентябре 1997 года Torfinex подала в Банковский департамент штата Нью-Йорк ходатайство о выдаче лицензии на перевод денег, сопроводив его заявлением председателя правления ДКБ, который вызвался поручиться за нее миллионом долларов. 1 октября 1997 года департамент приказал Torfinex не заниматься переводом денег, пока рассматривается ее ходатайство, но она не послушалась.

Почти все деньги, переведенные на счета Benex и Becs в BONY, пришли из Собинбанка и ДКБ. Они переводились либо прямо с корсчета Собинбанка в BONY, либо Собинбанк сначала переводил их на корсчет ДКБ, а оттуда они переводились на счета Benex и Becs. (Собинбанк владел 20% акций ДКБ. До 1998 года другой банк -- «Московский Деловой Мир» (МДМ) владел аналогичным пакетом акций ДКБ и был также совладельцем Собинбанка. Собинбанк открыл корреспондентский счет в BONY в августе 1996 года, а ДКБ -- в марте 1997 года, причем рекомендательные письма дали ему Собинбанк и МДМ).

Распоряжения на перевод денег обычно давали эфемерные компании и «банки», главным из которых являлся Sinex Bank Inc. Следователи сверились со всеми доступными им базами данных, но не нашли Sinex Bank. С сентября 1996-го по февраль 1997 года Sinex регулярно переводил деньги (в общей сложности более 600 миллионов долларов) со счета Собинбанка на счета Benex и Becs. В платежках указывалось, что Sinex находится по адресу «США» или Клиффсайд-Парк (штат Нью-Джерси). Власти Нью-Джерси сообщили ФБР, что такой банк у них не значится.

С мая 1997-го, когда в BONY был открыт счет ДКБ, и до апреля 1999 года Sinex перевел с этого счета на счета Benex и Becs более 2,5 миллиарда долларов. На счет ДКБ эти деньги поступали со счета Собинбанка. В соответствующих документах говорилось, что Sinex Bank находится в Сиднее, однако австралийские власти это опровергают.

У Sinex Bank имелся счет в «американском финансовом учреждении», которое власти оставили безымянным. В поданных туда документах говорилось, что он зарегистрирован в Науру. Одним из лиц, имевших право подписи по этому счету, был президент Torfinex Алексей Волков. Когда Sinex открывал этот счет, он представил рекомендательные письма председателя правления Собинбанка и вице-президента ДКБ, в котором говорилось, что ДКБ связывает с Simex давнее деловое партнерство. Это насторожило следователей: оба письма датированы 6 октября 1996 года, Sinex же был зарегистрирован лишь 3 июля 1996 года и давних отношений в тот момент ни с кем иметь не мог.

Многие переводы со счета Собинбанка на счет Benex производились по распоряжению Sobinbank Limited, зарегистрированного на Вануату. С декабря 1997 по февраль 1999 года таким образом было переведено около 67 миллионов долларов.

В ноябре 1998 года Берлин открыл в BONY счет на имя корпорации Lowland, куда с апреля 1999 года стали поступать крупные суммы, немедленно переводившиеся компаниям и лицам по всему миру. С апреля по июль на счет Lowland поступило приблизительно 270 миллионов. Почти вся сумма была переведена со счета Собинбанка. Переводы делались Commercial Pacific Bank Corp., зарегистрированной на Науру, по распоряжению банка "Фламинго".

BONY и "русская мафия"

Свидетельством причастности к делу BONY мафиозных структур служит история с похищением в Москве в июне 1998 года бизнесмена, фамилия которого в документах не упоминается, но из других источников известно, что его зовут Эдуард Олевинский. Похитители велели ему перевести 300 тысяч долларов на счет компании Becs. Знакомый похищенного в США перевел деньги, а Собинбанк выплатил их в Москве наличными (за вычетом комиссионных), и Олевинского отпустили.

«В 1999 году в некоей зарубежной стране был арестован за вымогательство, киднепинг и нанесение тяжелых телесных повреждений главарь действовавшей там русской ОПГ. В феврале 1998 года он получил со счета Becs перевод на 11931 доллар». Речь, по всей видимости, идет об Иосифе Ройзисе по кличке Гриша-Людоед, арестованном в начале 90-х за контрабанду героина и с тех пор активно сотрудничающем с западными спецслужбами, что, по данным правоохранительных органов Италии, не мешало ему наезжать там на российских «челноков».

«Кроме того, в 1997 году два члена его организации, также обвиняемые в вымогательстве, киднепинге и нанесении тяжких телесных повреждений, получили со счета Benex несколько переводов на сумму свыше 1 миллиона долларов».

ФБР также обнаружило переводы, которые были сделаны со счета Benex лицам, подозреваемым в связях с действующими на территории США русскими ОПГ. Например, в 1999 году в общей сложности около 45 тысяч долларов были переведены с этого счета на счет некоего лица на западном побережье США. Получатель этих денег является «руководителем русской ОПГ, деятельность которой расследует ФБР, подозревающее ее в вымогательстве и контрабанде наркотиков. Это лицо было тесно связано с Вячеславом Иваньковым...».

На протяжении 1999 года примерно 40 тысяч долларов были переведены со счета Benex другому лицу, «деятельность которого в данный момент расследует ФБР. Считают, что это лицо связано с солнцевской группировкой и является подставным владельцем финансируемого ею делового предприятия в районе Нью-Йорка». Сейчас этот человек находится в разработке у ФБР, которое инкриминирует ему рэкет.

Один раздел судебных документов посвящается банковским проводкам с целью уклонения от российских налогов и нарушения таможенных правил. Например, в 1999 году со счета Benex в непоименованное «финансовое учреждение США» на счет некоего россиянина были переведены около 200 тысяч долларов. Учреждение попросило его дать разъяснения по поводу этих переводов. Он долго не отвечал, а потом другое лицо, имеющее от него доверенность, сообщило учреждению, что деньги были получены за проданную московскую квартиру и переведены через Benex, «чтобы не платить налоги».

ФБР выявило случаи использования подложных контрактов и накладных для того, чтобы обосновать делавшиеся через Benex денежные переводы. Компания, например, якобы закупала товары и услуги, причем соответствующие документы подписывались фиктивными лицами.

Например, в 1996 году со счета Benex в некую восточноевропейскую страну были переведены примерно 272 тысячи долларов. Согласно контрактам и накладным, это была плата за будто бы приобретенные компанией Benex магниты. Возможно, речь идет о Венгрии, где у российского предпринимателя Семена Могилевича была компания YBM Magnex по производству магнитов (интересно, что в материалах дела фамилия Могилевича не встречается, хотя в прошлом году газеты считали его чуть ли не главным действующим лицом скандала). Магниты будто бы были отгружены в августе 1996 года компании Benex International Forest, находящейся по адресу Клифтон (штат Нью-Джерси), Мейн-Авеню, дом 1088. Накладная была подписана неким Томом Дайалом, главой «Закупочного отдела» компании.

Проверка показала, что по этому адресу с 1994 года находится медицинское учреждение.

В судебных документах упоминаются контракты на фармацевтические товары и туалетные принадлежности, которыми якобы торговала Benex. На самом деле, отмечает прокуратура, компания сроду не имела отношения не к тому, ни к другому, ни к третьему. На других документах были подписи сотрудников Benex Джона Сэмьюэла и Джеймса Ноулса, «вымышленных лиц, которые никогда не работали в Benex».

Было принято считать, что о подозрительных проводках по счетам Benex в BONY властям сигнализировал конкурирующий банк Republic National. Из судебных документов явствует, что сигналов было несколько, но банки, от которых они исходили, по имени не упоминаются: все они безлико именуются «финансовыми учреждениями».

Битва за репутацию

Собинбанк, у которого был арестован счет в BONY, нанял адвокатскую контору Le Bouef, Lamb, Greene & MacRAE, L.L.P., которая попыталась выручить его деньги и предотвратить оглашение материалов дела. Как говорится в ходатайствах адвокатов, в исковом заявлении прокуратуры нет ни единого утверждения о какой-либо незаконной деятельности Собинбанка: все обвинения адресованы Benex, Becs и иже с ними. Прокуратура не утверждает, что арестованные активы исходили от этих фигурантов или им предназначались. Она не имеет претензий к другим клиентам Собинбанка.

На данный момент суд не удовлетворил иск Собинбанка, который тот возбудил против правительства США 13 сентября прошлого года под псевдонимом John Doe Bank, и его 15 миллионов по-прежнему находятся у нью-йоркских судебных приставов.

Все попытки Собинбанка уговорить суд не предавать дело гласности также не увенчались успехом. 17 августа с. г. бывший первый заместитель председателя правления банка Андрей Серебренников обратился в суд с ходатайством, в котором заявил под присягой, что оглашение материалов дела «нанесет Собинбанку невосполнимый ущерб», поскольку его «клиенты не поймут, что прокуратура ни в чем его не обвиняет, и ошибочно заключат, что Собинбанк виновен в противоправной деятельности. Это подорвет доверие к банку и нанесет огромный ущерб его деловой репутации».

«Во-вторых, Собинбанк предлагает банковские услуги россиянам, занимающимся экспортно-импортным бизнесом, -- продолжал Серебренников. -- Для обслуживания этого бизнеса Собинбанк должен открывать корреспондентские счета в зарубежных банках...Поскольку счет Собинбанка в BONY был закрыт в августе 1999 года, у Собинбанка оставался только один корреспондентский счет в американском банке». По словам Серебренникова, у него есть сведения, что если американский банк узнает об аресте активов Собинбанка, то он вполне может закрыть этот счет.

Прокуратура ответила, что материалы гражданских дел принято предавать гласности, тем более что она планирует конфисковать арестованные активы истца: на них могут предъявить претензии какие-то третьи лица, которых по закону надо оповестить об этом через прессу. К тому же неприятности Собинбанка давно сделались достоянием гласности; в доказательство прокуратура предъявила кипу вырезок из американских и российских газет.

11 августа состоялось судебное слушание, на которым адвокаты Собинбанка и прокуратура пытались склонить федерального судью Ричарда Конвея Кейси на свою сторону. В числе прочего адвокат Собинбанка Майкл Лэш заявил, что это один из самых больших банков в России. «В свете ваших слов о том, что это один из крупнейших банков, мне не совсем понятны последствия ареста 15 миллионов долларов, -- сказал судья. -- Понятное дело, это чуть больше, чем те суммы, которые мы с вами носим в кармане, но, убей Бог, я не могу понять, как такие деньги могут повлиять на доверие клиентов и репутацию банка».

«Ваша честь, -- ответил Лэш, -- я полностью с вами согласен: потеря 15 миллионов не может подорвать репутацию крупного банка. Но это может сделать тот факт, что правительство США арестовало эти активы».

Прокуратура победила, и материалы дела легли в открытый доступ, чтобы репортеры снимали с них копии за 25 центов страница.

 


Compromat.Ru ® — зарегистрированный товарный знак. Св. №319929. 18+. info@compromat.ru