© "Инфоликс", 09.02.2016, Фото: khubutiya.ru
Михаилу Хубутия кольчужка жмет
Подмяв под себя оружейную розницу, владелец сети "Кольчуга" держит производителей в заложниках
Игорь ШлыковЮрий Лужков и Михаил Хубутия (справа) |
Михаил Хубутия относится к числу редких представителей породы «приватизаторов» 90-х, которым удалось остаться на свободе и, более того, сохранить свои активы, несмотря на все перемены в эшелонах власти и антикоррупционные веяния последних лет.
На заре демократии близкая дружба с певцом Иосифом Кобзоном, имевшим определенное влияние на бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова и его супругу Елену Батурину, позволила Михаилу Хубутия нарастить солидный «жирок» в виде контроля над престижной московской недвижимостью. Сначала под управление принадлежащей ему компании «Торговый дом «Шатер» был отдан торгово-выставочный комплекс «Гостиный Двор», а позже и «Дом Музыки», и московский «Манеж», восстановленный после пожара 2004 года.
Став, по сути, единственным распорядителем «гостинки», Хубутия начал потихоньку приватизировать этот историко-архитектурный памятник. С высокой долей уверенности можно предположить, что процесс этот был не самым прозрачным и честным. Так, в СМИ прошла информация, что помещения общей площадью 15 тысяч кв. м ТД «Шатер» приобрел за 600 млн рублей, тогда как рыночная их цена (и стартовая цена аукциона) составляла 1,2 млрд руб. Понятно, такие математические фокусы можно совершать лишь при хороших «связях» в правительстве Москвы. В итоге на сегодняшний день Хубутия владеет контрольным пакетом акций ОАО «Ильинское подворье», которому принадлежит «Гостиный двор».
«Золотая эра» для уроженца грузинского города Зугдиди Михаила Хубутия вроде бы закончилась в 2011 году, когда президент Дмитрий Медведев своим указом с убийственной формулировкой «не оправдал доверия» снял с должности мэра Лужкова. Вслед за этим тучи закономерно сгустились над супругой экс-мэра: она была вынуждена спешно распродать свои российские активы и навсегда уехать за границу. Казалось, и Хубутия — близкому протеже этой семьи — грозит та же участь. Однако знакомые и бывшие коллеги всегда отмечали его талант «прогнуться» перед нужными людьми в нужный момент. И вскоре после смены московской власти на личной страничке Михаила Хубутия в Facebook начали появляться его фотографии с Сергеем Собяниным — точно такие же, как раньше в компании Юрия Лужкова…
«Манеж» и «Дом музыки» у «Шатра» город все-таки забрал, но «Гостиный Двор» остался. А капитала, накопленного с начала «нулевых» на всех этих объектах, Михаилу Хубутия с лихвой хватает на любимый бизнес — сеть оружейных магазинов «Кольчуга», главный из которых находится все в том же «Гостином Дворе». Построен этот бизнес на таком же принципе, как вся империя торговца из Зугдиди: чтобы добиться успеха в какой-либо отрасли, надо эту отрасль регулировать. И уж, конечно, поддерживать неформальные отношения с профильными федеральными ведомствами и нужными людьми.
В соответствии с этим принципом Хубутия назначил себя генеральным директором «Международной Ассоциации пользователей, изготовителей и продавцов оружия (МАПИПО)», а в списке его новых друзей и горячо поддерживаемых политиков появился вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий, как известно, российскую «оборонку».
В состав учредителей МАПИПО входят аффилированное с Хубутия некоммерческое партнерство «Гильдия продавцов оружия», общероссийская спортивная общественная организация «Военно-охотничье общество» и ФГУП «Ижевский механический завод» — один из ключевых производителей спортивного и охотничьего оружия в России.
На территории «Гостиного двора» ежегодно проходит крупнейшая профильная международная выставка «Оружие и охота» — вроде как открытый форум для всех производителей и дистрибьюторов оружия. Но на самом деле, как говорят эксперты рынка, стороннему, конкурирующему производителю попасть на эту выставку в качестве экспонента практически невозможно. Все потенциальные участники проходят достаточно жесткий «отсев»: получить стенд можно только по личному одобрению владельца «Кольчуги».
Еще один серьезный инструмент бизнеса Хубутия — парламентское лобби. Благодаря этому лобби миролюбивые граждане России вскоре могут получить «подарок» в виде разрешении на короткоствольное оружие. То есть, легальным, при определенных условиях, может стать ношение не охотничьего ружья, а пистолета, который можно легко засунуть в карман куртки и отправиться, скажем, в ближайший бар. Главным «продвиженцем» нужных поправок в закон «Об оружии» выступает, как нетрудно догадаться, все тот же Михаил Хубутия.
Сосредоточив в своих руках все мыслимые рычаги влияния на отрасль, наш оружейных дел мастер теперь способен управлять не только торговлей, но и производством оружия — а значит, судьбами целых предприятий. Особенно в этим плане показательна история двух ижевских заводов — почившего в бозе машиностроительного и едва живого механического.
Как удивленно отмечали посетители выставки «Оружие и охота — 2014», в «Гостином дворе» не было привычного стенда «Ижмаш/Ижмех» (объединенных в концерн «Калашников», но об этом позже). Продукция легендарных заводов, слава Богу, не пропала и была представлена на стендах разных дистрибьюторов, но сами предприятия, чья экспозиция традиционно выступала якорем для привлечения аудитории, на выставке отсутствовали.
Причина оказалась банальной до абсурда: для участия в выставке Хубутия его ключевые партнеры поставщики просто не нашли денег. И до столь плачевного состояния заводы довел, в первую очередь, сам «щедрый» дистрибьютор.
В 2011 году банкротом был признан «Ижевский машиностроительный завод» и, дабы спасти легендарное предприятие, решено было объединить его с «Ижмехом». Сам «Ижевский механический» к тому времени был включен в состав государственной корпорации «Ростехнологии», причем на момент реформирования долги завода превышали 300 млн рублей.
В то же время крупнейшим оптовым покупателем травматического и охотничьего оружия, производимого этими предприятиями, с середины «нулевых» являлся Михаил Хубутия, точнее принадлежащая ему торговая сеть, в которую входят пять розничных магазинов «Кольчуга» и один «Русский орел». То есть, проблем с нестабильным сбытом ижевские заводы не испытывали. А в чем же тогда дело? А дело, как выясняется, в цене!
Установив неформальные, как принято говорить отношения с генеральными директорами заводов, а точнее, пролоббировав назначение на эти должности «нужных» людей, Хубутия все это время покупал продукцию практически по себестоимости. Убивая таким образом двух, а даже трех зайцев. Во-первых, получал «травматы» и карабины «Ижмеха» для дальнейшей перепродажи по самой низкой в России цене. Во-вторых, вынуждал производителей задирать цены для других дистрибьюторов или просто отказывать им в поставках оружия по надуманным причинам. А в-третьих, по сути, диктовал цены рынку и тем самым тормозил развитие других оружейных заводов (в частности, тульского), снижая их рентабельность и не позволяя вкладываться в новые разработки, которые могли бы составить конкуренцию «Ижмеху».
Кроме того, эксклюзивно для Хубутия ижевские предприятия поставляли оружие «под реализацию», без какой-либо предоплаты. Объемы поставок и ассортимент оружия были при этом более чем внушительными. С наступлением же кризиса спрос начал падать, складские помещения «Кольчуг» затоварились нереализованной продукцией, а заводы денег так и не увидели. По оценкам представителей отрасли, задолженность «Кольчуги» перед «Ижмехом» исчиляется на сегодня уже десятками миллионов рублей.
В общем, как это обычно бывает, сиюминутная выгода ни к чему хорошему не привела. «Загнулся» «Ижмаш», теперь на ладан дышит поглотивший его «Ижмех». При этом политика Хубутия нисколько не изменилась: в новую структуру, объединившую два предприятия, на ведущие должности были назначены те же, «продвинутые» владельцем «Кольчуги», люди.
А сам процесс создания этой структуры — это уже другая, но не менее занимательная история.