У юристов Счетной палаты есть основания полагать, что и сделка приватизации аэропорта Домодедово может быть признана незаконной
© "Версия", 01.08.2000
Украденный аэропорт
Домодедово продали в Лихтенштейн. За миллион долларов
Николай Бахрошин
Есть у маленького европейского княжества Лихтенштейн большой аэропорт Домодедово. То есть аэропорт Домодедово, как известно, находится под Москвой, а княжество Лихтенштейн — в Европе. Однако принадлежит аэропорт Лихтенштейну. Точнее, тамошней компании под названием «Йст Лайн». Вышеназванный аэропорт со всеми его залами ожидания, терминалами, стоянками, гостиницами, самолётами и взлётно-посадочными полосами был продан вышеназванной фирме за очень скромную сумму 1 (один) миллион долларов. Очень тихо был продан. Не сразу, а постепенно, начиная с 1996 года. Именно с того времени доходы от деятельности трудового коллектива подмосковного предприятия «Домодедово» начинают уходить в европейское княжество. Что, наверное, немало укрепляет благополучие тамошнего населения, и без того утомлённого собственным благополучием.
Сам по себе директор
Аэропорт Домодедово был пущен в эксплуатацию в 1964 году А в 1978 году в соответствии с приказом Министерства гражданской авиации СССР на его базе было учреждено Домодедовское производственное объединение гражданской авиации (ДПО ГА).
А дальше начинается новейшая история наступления капитализма в России. И с бывшим государственным предприятием стали происходить всевозможные метаморфозы, которые сделали его совсем не государственным и не российским.
27 мая 1994 года был зарегистрирован устав предприятия ДПО ГА. Возглавлял тогда это самое ДПО ГА некий г-н Сергеев, срок контракта которого истёк ещё 15 мая 1994 года. То есть выходит, что этот самый г-н Сергеев вовсе и не возглавлял ничего на момент регистрации устава. И фактически занимал кресло начальника незаконно. И вот г-н Сергеев, назвавшийся руководителем предприятия, принялся предприятие приватизировать. А поскольку на самом деле руководителем он не являлся, то и спросить за первые этапы приватизаторской деятельности было не с кого.
Домодедово приватизировали через княжество Лихтенштейн, которое, как известно, является оффшорной зоной. Именно здесь регистрируется ЗАО «Ист Лайн», которая, в свою очередь, учреждает целый ряд других предприятий, в которые последовательно перекочёвывает собственность аэропорта.
Впрочем, о надвигающейся приватизации трудовой коллектив аэропорта догадывался. В октябре 1996 года состоялась конференция работников ДПО ГА, где было решено не дробить предприятие на мелкие коммерческие фирмы. 31 октября 1996 года правительство России в лице премьера Черномырдина предписывает начать приватизацию. С последующей его реорганизацией в три акционерных общества с сохранением за государством 51 процента акций. Имущество, не подлежащее приватизации, предписывалось передать государственному унитарному предприятию «Администрация аэропорта Домодедово».
Словом, хотели как лучше. А получилось известно как. И на костях бывшего госуцарст-венного объединения было сформировано аж восемь .коммерческих структур. Так появились на свет ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», ЗАО «Аэровокзальный комплекс», ЗАО «Авиационно-техническая база («АТБ Домодедово»), ЗАО «Домодедово Джет Сервис», ЗАО «Домодедово Терминал», ЗАО «Домодедово Эр Сервис», ЗАО «Домодедово Аэроотель», ЗАО «Истлайн гард». Структуры все частные и при ближайшем рассмотрении принадлежащие прямо или через цепь учредитеяьств вышеупомянутой компании из Лихтенштейна «Ист Лайн», которой руководят граждане с чисто лихтенштейнскими фамилиями — Д.В. Каменщик и СА Куликова. Компания «Ист Лайн», в свою очередь, принадлежит компании «В.
G. Т. Company limited» — тоже из Лихтенштейна. Которая, в свою очередь, учреждена компанией «Lexadmin Trast
reg.» — опять же из Лихтенштейна. Хозяин которой вообще не известен ни налоговым службам, ни широкой общественности.
Поначалу палки в колёса приватизато-рам вставляло Мингосимущество, которое указывало на незаконность их действий. Поскольку речь, по сути, шла о приватизации иностранной компанией «стратегически значимого федерального авиапредприятия, что противоречит национальным интересам России». Зато Мособлимущество, сообразуясь с интересами более мелкого масштаба, благосклонно разрешило все проблемы. В том числе позволило арендовать имущество «стратегически значимого» аэропорта на 75 лет вперёд. И тогда коммерческие отростки, образовавшиеся на теле Домодедово, принялись сдавать друг другу в аренду имущество — на 75 лет вперёд. Например, «Администрация аэропорта Домодедово», руководимая вышеупомянутым г-ном Сергеевым, сдала в аренду «Международному Аэропорту Домодедово» взлётно-посадочные полосы сроком на 75 лет примерно за 9 тысяч долларов в месяц.
Летучая прибыль
Дальнейший переход «стратегически значимой» собственности в лихтенштейнские руки происходил последовательно и неуклонно. Если сначала акциями предприятий, возникших на обломках государственного предприятия «Домодедово», поровну владели государство и иностранные инвесторы, то теперь соотношение сил поменялось. Сейчас государству, от имени которого хозяйствует вышеупомянутый г-н Сергеев, осталась лишь четвёртая часть «стратегически значимой» собственности. При этом государство Российское в лице г-на Сергеева благородно списало на себя самого убытки от приватизации. Дело в том, что «стратегическое имущество» в виде аэровокзальных комплексов, передаваемое на баланс лихтенштейнским отросткам — акционерным обществам «Домодедово-2» и«АТБ Домодедово», — было оценено значительно ниже его реальной остаточной стоимости. Зачем? А чтоб налогов меньше платить. Так вот, разницу между реальной и назначенной стоимостью имущества — 51,7 миллиарда рублей — отнесли в графу убытков государственного предприятия ДПО ГА, руководимого г-ном Сергеевым.
Остальное, менее «стратегически значимое» имущество, тоже было отдано по заниженным ценам. Не будем утомлять читателя вычислениями, скажем только, что в конечном итоге приватизация одного из крупнейших аэропортов страны обошлась фирме «Ист Лайн» примерно в миллион долларов. Конечно, не считая расходов на взятки чиновникам, Говоря о стоимости этой удачной покупки, следует отметить, что нынче за миллион долларов даже приличный авиалайнер не купишь. А тут — целый аэрокомплекс вместе с парком самолётов!
Почти задаром прибрав к рукам аэропорт, приватизаторы стали последовательно уходить от налогов. Из отчёта Счётной палаты Федерального собрания РФ: «Налогооблагаемая база ЗАО «Домодедово Джет Сервис» искусственно занижена на 35 миллиардов рублей, и бюджетная система недополучила налог на прибыль в сумме 15,75 миллиарда рублей... По расчетным данным, только в результате грузовых перевозок ЗАО «Авиакомпания Ист-Лайн» по соглашению с «Est Line Aviation Ltd» за пределами контроля налоговых служб России в 1997 году осталось примерно 288,63 миллиарда рублей. Только НДС с этой суммы составил бы 57,42 миллиарда рублей».
Итак, прибыль от работы аэропорта есть. От продажи горючего, от обслуживания и эксплуатации самолётов, от сдачи в аренду площадей аэропорта. Приличные деньги набегают, между прочим. Минуя государственный карман.
Схема достаточно традиционная: завладев аэропортом, приватизаторы стремятся выкачать из него как можно больше денег и с наименьшими потерями. А деньги эти через оффшорную фирму переводятся за границу без всяких налогов и прочих неприятных моментов к истинным хозяевам Домодедово, которые до сих пор предпочитают оставаться за кадром.
Несмотря на проведённую недавно показательную реконструкцию, аэропорт до сих пор остаётся в плачевном состоянии:
снижается количество перевозок, приходит в негодность техническая база, из 52 самолётов в ведении аэропорта осталось 33.
Ничтожная сделка
40 процентов воздушных перевозок в России осуществляется через Москву. В городе четыре гражданских аэропорта: Шереметьево, Внуково, Домодедово и Быково. Если на последний приходится менее одного процента всех перевозок и коммерческого интереса он почти не представляет, то три первых — лакомый кусок для приватизаторов. Идея создания из них единого Московского авиационного узла — под единым руководством — родилась не вдруг. Идея вообще-то хорошая. Её осуществление позволит равномерно загрузить все аэропорты столицы, упорядочить их работу. Настораживает только то, что подобные настоятельные предложения исходят от администрации Домодедовского аэропорта. И создавать Московский авиационный узел, естественно, предполагается под домодедовским руководством. Идея, кажется, начинает претворяться в жизнь. В ноябре прошлого года заместитель директора Федеральной службы воздушного транспорта России г-н Бондарев уже предложил Мингосимуществу России наделить государственное унитарное предприятие «Администрация аэропорта Домодедово» правом хозяйственного ведения в отношении федеральной собственности, находящейся в аэропорту Внуково. А в декабре того же года первый заместитель министра государственного имущества РФ г-н Медведев своим распоряжением № 15б4-р предписывает в десятидневный срок передать федеральное имущество, находящееся в аэропорту Внуково, в управление ДПО ГА, то есть в управление г-на Сергеева. Для справки: доля государства во Внуково составляет 50 процентов. А в Шереметьево госсобственность составляет 100 процентов. Ну а как господа из Домодедово управляются с государственной собственностью, мы описали выше.
Однако думается, что Московский авиационный узел, состоящий из четырёх аэропортов, — чересчур жирный кусок для маленького княжества Лихтенштейн.
У юристов Счетной палаты есть основания полагать, что и сделка приватизации аэропорта Домодедово может быть признана незаконной.