© Новая Газета, 10.06.99
Запломбированный вагон Аксененко
Как министр МПС доехал до вершины власти
Игорь Бедеров
Николай Аксененко - один из самых
незаметных министров правительств
Черномырдина, Кириенко, Примакова - сегодня
на вершине власти.
Неприметность главного железнодорожника
страны объяснялась просто. В отличие от
того же Рема Вяхирева или Анатолия Чубайса -
коллег Николая Аксененко по естественным
монополиям - министр путей сообщения
никогда не стремился играть в большую
политику. Для решений личных проблем и
удовлетворения собственных амбиций ему за
глаза хватало и родного МПС. Но настала пора
делать взносы, и способности Аксененко
потребовались на другом, более масштабном
уровне.
Реформы в МПС проходили туго. Да и
расчленять железную дорогу было незачем.
МПС - империя, конечно, гигантская. Но
свободных прибылей - кот наплакал. Одна
реконструкция железнодорожных путей
влетала в большую копеечку. Что ни говори, а
хозяйство сложное. Без дотаций все равно не
обойтись. Лучше выделить в отдельное
производство ремонтные бригады и
обслуживающие предприятия. Средства от их
приватизации - в бюджет и дальше на
инвестиционные программы МПС. Торопиться
не будем. Лет через пять-семь создадим на
коммерческой основе российские компании-операторы.
Им и поручим поезда дальнего следования и
грузовые перевозки. В том числе и
международные.
На самом же деле все произошло по-другому.
Пассажирские вагоны, а также рельсы, шпалы и
откосы - это осталось государству. А для
прибыльных статей - грузовых перевозок,
например, МПС создало частные компании, в
которых и выступило соучредителем. Правда,
назвать их чисто российскими как-то язык не
поворочивается.
Самая крупная среди них - российско-швейцарская
компания "Трансрейл". Долгое время
оставалась монополистом на нашем рынке в
сфере экспедиционно-фрахтовых услуг.
Живыми деньгами МПС от "Трансрейл"
получает ежегодно более одного миллиарда
долларов. Почти половина всей валютной
выручки министерства. Но у государства МПС
деньги все равно просит. Недавно
стабилизационный кредит в двести миллионов
долларов зачем-то понадобился.
"Трансрейл" идет в народ. Вернее, в
регионы. Крупнейший акционер компании "Кузбассразрезуголь"
- какие могут тут быть шуточки? Говорят, что
большой бизнес - самый кратчайший путь в
политику. Совершенно справедливо.
Деятельная помощь "Трансрейла" в
приобретении в собственность Кемеровской
области пакета акций "Кузбассразрезугля"
не осталась незамеченной - Аман Тулеев
Николаем Аксененко сегодня публично
восхищается.
Или промышленно-финансовая группа "Евросиб
СпБ". Основной вид ее деятельности тоже
экспедиторские услуги на железной дороге.
Глава ее Сергей Аксененко - племянник
первого вице-премьера. Начиналась
деятельность "Евросиба" на
Октябрьской железной дороге в 1994 году со
сбыта металла, продажи японских
автомобилей, эксплуатации станций
техообслуживания. Николай Аксененко тогда
был первым заместителем начальника
Октябрьской железной дороги. Сегодня это
целый холдинг дочерних фирм, в том числе и
оффшорных. Зарегистрированных на
Виргинских островах. В Санкт-Петербурге
Сергея Аксененко хорошо знают. Особенно в
банке "Балтийском". До неданего
времени долги ПФГ "Евросиб" измерялись
десятками тысяч долларов. Выручил
племянника министра его бывший компаньон. 30
декабря прошлого года Николая Никитина -
так звали компаньона - убили. Факт
общеизвестный. "Общая газета" недавно
приводила его.
Несмотря на огромные долги, Сергею
Аксененко хватало, например, денег, чтобы
стать главным финансистом 31-го телеканала.
Здесь его деловым партнером стал Сергей
Лисовский...
Конечно, министр за племянника не
отвечает. В МПС вообще всегда болезненно
относятся к подобным намекам. Понятно, наша
страна всегда была богата железнодорожными
династиями. Один из руководителей МПС так и
ответил: "Все это домыслы журналистов. Я
должен сказать, что Аксененко - 13-й ребенок в
семье. У него около двухсот племянников. И
кто из них где работает - откуда он знает".
Может быть.
Вот сын Николая Аксененко еще не смог так
развернуться, как его двоюродный брат.
Говорят, что только знакомство отца с
известным Борисом Бирштейном - главой фирмы
"Сеабеко" помогло трудоустройству
Аксененко-младшего. Работает в Швейцарии.
Занимается перевозкой фосфатов. Счетная
палата, правда, установила, что от такой
деятельности наш химический гигант понес
убытки в 25 миллионов долларов.
Сегодня Николай Аксененко собирается
курировать реальный сектор экономики.
Интересно, как воспринимают его речи
инженеры и рабочие промышленных гигантов,
созданных для нужд МПС?
Все известные, да и не очень известные
иллюстрации личной "помощи" Николая
Емельяновича отечественному производителю
достаточно красочны. Да и стиль руководства
без пяти минут премьера тоже сомнений не
вызывает. Перечить? Себе дороже обойдется.
Наши рельсовые монополисты испытали
характер главного железнодорожника на
своей шкуре. В конце 1997 года МПС решило
сэкономить на рельсах. Никому неизвестные
до сих пор посредники оказались надежнее
Кузнецкого и Нижнетагильского
металлургических комбинатов. Рельсы МПС
достались за бесценок - по цене металлолома
или, может быть, чуть выше. К марту 1998-го
простаивавшим рельсопрокатчикам пришлось
отдавать МПС свою продукцию просто так - за
долги перед дорогой. Знающие люди считали,
что посредники были подставными. Просто
монополисту от железных дорог захотелось
продиктовать монополистам от металлургии
свои цены.
А вот на японских производителях Николай
Аксененко не экономил. Почти 33 миллиона
долларов из бюджетных денег и поставки
рельсовой продукции через оффшорных
посредников - какая уж тут экономия? Даже
специализированную правительственную
комиссию пришлось создавать, чтобы
выяснить все детали такой "удачной"
коммерции.
"Человек Бориса Березовского и Романа
Абрамовича" - такая характеристика
Николая Аксененко воспринимается всеми как
аксиома. Николай Емельянович требует
доказательств. А разве на расстоянии люди
не знают друг друга? У деловых партнеров это
часто случается. Занятые ведь люди.
В 1997-1998 годах "Сибнефть" - вотчина
Бориса Березовского и Романа Абрамовича -
активно пользовалась льготными услугами
МПС для перевозки нефтепродуктов за
границу. За эти два года экспортно-импортных
сделок "Сибнефти" зарегистрировано на
таможне около четырех с половиной
миллиардов рублей. Неужели такое можно
забыть? Ведь не каждому российскому
экспортеру выпадал такой счастливый билет.
Тарифная политика у МПС была своя - по
принципу "кнута и пряника".
Государственный человек Николай
Аксененко в кресле министра МПС
исповедовал одни и те же принципы, что и
Борис Березовский. Если Борис Березовский
покупал руководства компаний, то Николай
Аксененко доступ к финансовым потокам МПС
обеспечивал своим друзьям и родственникам.
Разве дело в том, сколько раз встречался
олигарх с министром путей сообщения? Даже
если бы они друг друга в глаза никогда не
видели, ничего бы не изменилось. Идеологию
Бориса Березовского - приватизировать не
отрасли, не предприятия, а прибыли - Николай
Аксененко внедрял на практике. Ведь
аэрофлотовская "Андава" и
коммерческая империя МПС по сути близнецы.
И сегодня, глядя, как первый заместитель
председателя российского правительства
работает на более масштабном уровне, в его
основательности можно не сомневаться.
Сибиряк, одним словом. Добытчик. Кремль знал,
кого брать на работу.