© "Собеседник", 15.11.2001
Осенняя зачистка
Елена Скворцова
Мы никоим образом не оспариваем обоснованность выдвинутых обвинений в адрес некоторых российских министров. Мы всего лишь обращаем внимание читателей на то, что про все эти чиновничьи «шалости» было известно давно — причем не только Генпрокуратуре, но и кремлевской администрации. Но это знание совсем не мешало, к примеру, наиболее одиозным представителям нынешнего кабинета министров — Николаю Аксененко и Михаилу Лесину — не только получить, но и долгие годы занимать свои посты.
Михаил Лесин
Еще в 90-х годах с именем Михаила Юрьевича был связан ряд скандалов.
Примечательно, что в 1997 году Счетная палата, проверяя ВГТРК, утверждала: вскрыто множество эпизодов, нанесших ущерб государственной компании (и принесших прибыль частному агентству «Видео-Интернешнл», которым владел Лесин) на общую сумму не менее 182 млн. долларов.
В верхах были прекрасно осведомлены, к кому попали эти деньги. Например, известна такая история. Однажды перед встречей с коллективом ВГТРК премьер Евгений Примаков в кабинете у
Михаила Швыдкого слушал нудные речи о хроническом недофинансировании компании (государство оплачивало только 12 процентов нужд холдинга). И ему надоело. Повернувшись к Лесину, Примаков якобы сказал: вот если вы, Михаил Юрьевич, потратите на ВГТРК 180 миллионов долларов ваших личных денег, то это очень поможет Российскому государственному телевидению. Сказано было при свидетелях.
И тем не менее летом 1999 года Лесина назначают министром печати.
А уже в мае прошлого года зампред комитета Госдумы по информационной политике депутат Александр Кравец послал на имя президента Путина запрос, в котором приводит многие крайне огорчительные для министра печати факты. В частности, упоминает декларированные Лесиным доходы и размер его расходов (простое сопоставление цифр не дает ответа на вопрос, откуда Михаил Юрьевич берет деньги на покупку нескольких иномарок и тому подобных «безделушек»). Депутат,
кроме того, приводит данные Московской регистрационной палаты о фирмах «Интермедсервис» и «Центр-Мукомол», где министр значился как учредитель (что запрещено законом).
Николай Аксененко
Еще один «долгожитель» из старой ельцинской команды. Про его умение жонглировать законом — и в бытность начальником Октябрьской железной дороги, и в качестве министра путей сообщения и вице-премьера — написаны тома. Но ни разу раскопанные журналистами факты не обернулись для Аксененко прокурорскими изысканиями.
Между тем уголовное дело против Николая Емельяновича имело все шансы возникнуть еще в 1997 году, когда в адрес председателя правительства Виктора Черномырдина был направлен первый депутатский запрос. Написан он был Александром Кругликовым, членом
комитета Госдумы по образованию и науке. Ответа депутат так и не получил. Год спустя он направил Черномырдину еще один запрос. С тем же результатом. Потом аналогичный запрос был направлен Кругликовым на имя нового премьера Сергея Кириенко... Но и это не помогло.
О чем же так волновался депутат? Речь шла о законности договоров займа (под дикие 20 процентов!), которые Министерство путей сообщения заключило с зарубежными финансово-инвестиционными компаниями Люксембурга и Кипра на общую сумму 600 млн. долларов (эти займы не нашли отражения в бюджете 1997 года, отсутствуют следы таковых и в федеральном бюджете на 1998 год, что абсолютно незаконно, поскольку МПС — государственное бюджетное ведомство).
Кстати, депутат приводил в своих запросах и письмо из Минфина, где выражено бурное возмущение подобным демаршем МПС.
Самое любопытное, что депутат обращался и в Генпрокуратуру. Но и там его запросы положили под сукно. И вот теперь «сенсация» — Счетная палата обнаружила нарушения в МПС! А Генпрокуратура тут же возбудила уголовное дело... Удивительно, не правда ли?[...]
***
Евгений Адамов
Оригинал
этого материала
© "Общая газета",
15.11.01
Высший саботаж. У Генпрокуратуры два лица. И оба хуже
Игорь Найденов
Сообщив о возбуждении нескольких десятков уголовных дел в отношении крупных госчиновников - бывших и действующих, - Генпрокуратура, по сути, объявила войну высокопоставленной коррупции. Великий почин можно было бы только приветствовать, если бы не знать о двуличии ГП. Не нами замечено: если интересы следствия совпадают с кадровыми чаяниями Кремля, делу дают ход. В противном случае государево око закрывается даже на преступления, подкрепленные доказательствами.
В этой связи весьма показательны взаимоотношения Генпрокуратуры РФ и Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией. Предлагаем на ваш суд фрагменты их переписки по поводу лишь одной из множества фигур, находящихся "в разработке" Комиссии - бывшего министра по атомной энергии Евгения Адамова.
***
27 февраля 2001 г.
Генпрокурору РФ В.В. Устинову.
...Комиссией изучена имевшаяся информация о наличии у министра РФ по атомной энергии Е.О. Адамова карты социального страхования, счетов в банках США, о зарегистрированном в его квартире представительстве американской фирмы и иные факты его деятельности. Направляю справку Комиссии для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
Председатель Комиссии
Н.Д. Ковалев.
Выдержки из справки:
Сам Адамов не отрицает своего занятия предпринимательской деятельностью, но утверждает: "на моем личном счете никаких поступлений за время, когда я работал министром, не было".
Фактически являясь в 1986-1998 годах директором особо режимного института Минатома РФ НИКИЭТ, Адамов, вопреки принятым на себя по контракту с Минатомом обязательствам ...создавал с привлечением подчиненных сотрудников на базе института в Москве, а также за рубежом коммерческие организации.
Так, на конец 1999 года активы только одной из таких фирм - корпорации "Omeka, Ltd" - составляли более 5 миллионов долларов. Из них Адамову принадлежало более 3 миллионов, а его жене О.П. Пинчук - полтора миллиона.
В Швейцарии, где учится дочь Адамова от второго брака, эта корпорация открыла счет в банке UBS и с него перевела 250 тысяч долларов на приобретение жилья. Корпорацией оплачена покупка Адамовым личного дома в Питсбурге - 200 тысяч долларов. Им были открыты два счета в Пенсильвании (PNC Bank), на каждом до недавнего времени находилось по 100 тысяч долларов. Адамов систематически получает от "Omeka, Ltd" средства для личного пользования, в т.ч. через счет компании "Agloski International Ltd."... Так, 12 октября 1998 г. с этого счета руководителем особо режимного Троицкого института инновационных и термоядерных исследований Минатома Письменным В.Д. было снято для Адамова 124 980 долларов США...
В сентябре 1994 года Адамов в "знак благодарности" получил автомобиль "Вольво-850", который содержал и эксплуатировал за счет НИКИЭТ.
...Представительство американской корпорации "Omeka, Ltd" в Москве (глава представительства - Пинчук О.П.) зарегистрировано по месту фактического проживания Адамова (Москва, Кудринская площадь, д. 1, кв. 165).
Комиссия по борьбе с коррупцией усмотрела в действиях Адамова на посту министра признаки преступлений по восьми статьям УК РФ. В том числе: по ст. 160 (присвоение или растрата), ст. 198 (уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды), ст. 289 (незаконное участие в предпринимательской деятельности).
***
28 марта 2001 г.
Адамов уходит в отставку.
***
28 июня 2001 г.
Депутату ГД Ковалеву Н.Д.
Генпрокуратурой рассмотрено ваше обращение... Сведения, изложенные в справке, подробно изучены и проанализированы.
Установлено, что Адамов, будучи директором ГУП "НИКИЭТ", согласно законодательству, являлся должностным лицом коммерческой организации, а не госслужащим. Установленные законом "Об основах государственной службы РФ" ограничения на него не распространялись.
Учреждение ГУП "НИКИЭТ" и его сотрудниками различных организаций, регистрация и расположение их на арендованных территориях института не противоречат гражданскому законодательству...
Каких-либо объективных данных, подтверждающих сведения о частной коммерческой деятельности Адамова за границей в период руководства им Минатомом РФ, не получено... Передача институту автомобиля марки "Вольво-850" осуществлена на законном основании по договору дарения...
Сведения о получении Адамовым 125 тысяч долларов со счета компании "Agloski International Ltd." не подтвердились...
Представительство корпорации "Omeka, Ltd" было аккредитовано в Москве по адресу: Москва, ул. Большая Грузинская, д. 14, комната правления 2 на основании разрешения Государственной регистрационной палаты при Минэкономики РФ...
Первый замгенпрокурора
Ю.С. Бирюков
***
20 июля 2001 г.
Генпрокурору РФ В.В. Устинову.
Присланный ответ нельзя признать окончательным результатом проверки материалов Комиссии, поскольку более 70 процентов изложенных в справке фактов остались без рассмотрения.
Наряду с этим ответ Генпрокуратуры содержит ряд существенных неточностей и противоречий. В частности, в нем говорится, что каких-либо объективных данных, подтверждающих занятие Адамовым в период руководства Минатомом РФ частной коммерческой деятельностью прокуратурой не получено, и, следовательно, ни подтвердить, ни опровергнуть изложенные в справке факты она не в состоянии. Вместе с тем безусловно признается факт того, что созданные Адамовым до 4 марта 1998 г. зарубежные фирмы, в которых имеется и работает капитал Адамова и его жены, активно вели и продолжают вести совместный бизнес с подразделениями Минатома...
...Опровергаются имеющимися в Комиссии документами выводы прокуратуры об адресе, по которому зарегистрировано представительство корпорации "Omeka, Ltd"...
Следует признать, что ответ Генпрокуратуры в целом носит формальный характер... В нем отчетливо прослеживается избирательный подход к отбору фактов для проверки...
***
21 сентября 2001 г.
В Генпрокуратуре рассмотрено Ваше обращение... были организованы дополнительные проверки.
Фактов занятия Адамовым Е.О. частной коммерческой деятельностью... не установлено.
Сведения о получении Адамовым и другими руководителями Минатома России и ГУП "НИКИЭТ" денежных средств со счетов компании "Agloski International Ltd." не подтвердились...
Оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования нет.
Ю.С. Бирюков
***
Опубликованная переписка очень схожа со всеми прочими - затеянными по поводу многих других высокопоставленных фигурантов. Схема такая же: Комиссия посылает материалы, изобличающие чиновников в коррупции и злоупотреблениях, - Генпрокуратура отписывает, что оснований для прокурорского реагирования нет. Комиссия просит провести дополнительную проверку - из ГП приходит карликовая копия первого ответа.
Служить для Генпрокуратуры тайным сейфом, из которого при удобном случае можно достать компромат на неугодного Кремлю чиновника, сотрудники Комиссии не желают - им дорога собственная репутация. В то же время они не знают, как найти общий язык с Генпрокуратурой, имитирующей в письмах борьбу с коррупцией.
Такая вот эпистолярная драма.